+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Акт проверки без налогового уведомления-решения не может быть доказательством и другие изменения в Налоговом кодексе

08 сентября, 2015 Информационные письма

Налоговый кодекс Украины (далее – «НК Украины») снова изменен1. Ниже прилагается обзор основных положений таких изменений.

Изменения касательно проведения проверок

Отныне контролирующим и другим государственным органам запрещено использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение (далее — «НУР») не было отправлено (вручено) налогоплательщику (п. 86.7 ст. 86 НК Украины).

При таких условиях, устоявшаяся практика контролирующих органов относительно использования «промежуточных» актов проверок (без вынесения НУР) для доначисления обязательств добросовестным налогоплательщикам не должна получать дальнейшее распространение. И хотя конкретных санкций за нарушение данной нормы закон не предусматривает, однако, использование налоговой актов проверок, в результате которых НУР не выносились, следует считать использованием ненадлежащих доказательств, которые не должны приниматься во внимание судом при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 70 КАС Украины).

Отныне по письменному обращению налогоплательщика, вместо документальной невыездной проверки, может проводиться документальная выездная проверка (п. 79.5 ст. 79 НК Украины). Данное нововведение может стать полезным, например, в случае, когда налогоплательщик желает обратить больше внимания на исследование документов, которые касаются предмета проверки.

Законом также были конкретизированы требования к содержанию приказа о проведении проверки (п. 81.1 ст. 81 НК Украины) и внесены изменения в порядок оформления результатов проверок (п. 86.1 ст. 86 НК Украины).

Административный арест имущества налогоплательщика может быть применен не только за отказ в проведении или в допуске к проведению документальной проверки, но и за такой отказ касательно фактической проверки (пп. 94.2.3 п. 94.2 ст. 94 НК Украины). Правда, не совсем понятно, каким образом данная норма выполняет задание закона о внесении изменений и уменьшает давление на налогоплательщика?

Изменения касательно порядка предоставления налоговых консультаций

Впредь  обобщающие налоговые консультации будет предоставлять Министерство финансов Украины по результатам анализа налоговых консультаций, которые предоставлялись налогоплательщикам органами Государственной фискальной службы Украины (пп. 14.1.173 п. 14.1 ст. 14,
п. 52.6 ст. 56 НК Украины).

В соответствии с НК Украины, налогоплательщики могут обжаловать не только индивидуальные налоговые консультации, но и обобщающие налоговые консультации (п. 53.3 НК Украины). Хотя стоит подчеркнуть, что на данный момент нет гарантий того, что сами суды будут соглашаться с правом на обжалование налоговых консультаций. В частности, Верховный Суд Украины все еще не поставил точку в дискуссии по поводу того, является ли налоговая консультация актом, который влияет на права и обязательства и который, соответственно, может быть предметом судебного разбирательства.

Установлены требования к содержанию индивидуальной налоговой консультации, которая может предоставляться налогоплательщику в письменном виде или в электронной форме (п. 52.3 ст. 52 НК Украины). В частности, налоговая консультация должна содержать перечень вопросов, которые поднимаются налогоплательщиком, обоснование применения норм законодательства и вывод, касающийся вопросов практического использования отдельных норм налогового законодательства.

Такое уточнение обусловлено, скорее всего, распространенной практикой налоговых органов составлять «отписки» на запросы плательщиков, которые не содержат  реального ответа на поставленные вопросы и выводов касательно практического использования норм. При этом следует подчеркнуть, что эффективных санкций за невыполнение требований касательно формы консультации НК Украины Закон не содержит. Поэтому, даст ли результат указанное уточнение на практике, сейчас сказать сложно.

Консультация, предоставленная в письменной или электронной форме, обязательно размещается на сайте контролирующего органа, который ее выдал, на протяжении 10 дней со дня ее выдачи без указания наименования налогоплательщика, которому данная консультация была предоставлена (п. 52.4 ст. 52 НК Украины).

Такие консультации (размещенные на сайте органов ГФСУ), конечно, не будут давать плательщику, которому они не адресованы, прямых оснований для уклонения от ответственности (п. 53.1 ст. 53 НК Украины), зато их можно будет использовать для подтверждения своей позиции или доведения, например, неоднозначности налоговых норм. Кроме того, ожидается, что и налоговой будет сложно «штамповать» разные ответы плательщикам в случае, когда каждый из них будет размещаться на сайте налоговой (надеемся, что все они действительно будут доступны на сайте…).

Изменения касательно уголовных производств

Из НК Украины были исключены положения, которые позволяли начислять налог и выносить НУР только после завершения уголовного производства, связанного с таким начислением (исключено пп. 54.3.4 ст. 54, п. 58.4 ст. 58, п. 86.9 ст. 86 НК Украины). То есть, независимо от стадии уголовного производства, НУР выносится и, соответственно, подлежит обжалованию плательщиком в общем порядке2.

Изменения касательно применения пени

Отныне расчет пени при самостоятельном начислении налога плательщиком начинается не сразу, а по истечении 90 дней со дня граничного строка уплаты такого налога (буква «а)» пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 НК Украины). Кроме того, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в собственной отчетности и внес в нее изменения на протяжении 90 календарных дней, следующих за днем граничного строка уплаты денежного обязательства, пеня такому налогоплательщику не начисляется (п. 129.9 ст. 129 НК Украины).

Другое

Кроме перечисленных выше изменений, в новой редакции изложена дефиниция безнадежной задолженности (пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 НК Украины) и стоимостные характеристики основных средств (пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НК Украины), внесены отдельные изменения в порядок предоставления отчетности налогоплательщиками (п. 46.4 ст. 46 НК Украины, пп. 48.5.2 п. 48.5 ст. 48, п. 49.5 ст. 49 НК Украины), откорректированы основания для отправки налоговых уведомлений-решений (п. 58.1 ст. 58 НК Украины), регламентирован порядок взятия на учет иностранных юридических лиц, которые получили имущественные права на недвижимость или землю в Украине (п. 64.5 ст. 64 НК Украины), а также, в отдельных случаях, временно освобождены от штрафов плательщики с доходом до 20 млн грн (п. 35 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

101.09.2015 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» от 17.07.2015 г.

2Касательно уголовных производств, начатых до внесения рассматриваемых изменений в НК Украины, в п. 36 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины предусмотрены специальные правила.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 3264

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Блокировка налоговых накладных – философия вопроса 13 февраля, 2018    387

Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение 05 февраля, 2018    206

Обзор практики ВСУ по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2018 год 01 февраля, 2018    315

Обзор судебной практики судов кассационной инстанции по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2017 год 31 января, 2018    918

Расходы на юридическую помощь адвоката: как определить? 31 января, 2018    352

Изменения в тактике и стратегии в спорах с государственными органами учитывая изменение подходов в возмещении расходов на правовую помощь 18 января, 2018    277

Выплата дивидендов плательщиками единого налога 4 группы: изменения с 01 января 2018 года 12 января, 2018    291

ВАСУ напоминает судам о необходимости мотивации своих решений 16 ноября, 2017    576

Решения в группе дел «Бендерский и другие против Украины» 15 ноября, 2017    261

Украина и Великобритания подписали протокол с существенными изменениями Конвенции об избежании двойного налогообложения 1993 года 07 ноября, 2017    263

Протокол к Конвенции об избежании двойного налогообложения 1993 между Украиной и Великобританией 07 ноября, 2017    412

Налоговая политика ЕС. Совет ЕС совершенствует процедуру разрешения споров касательно двойного налогообложения 13 октября, 2017    453

Прокомментировать