Акт проверки без налогового уведомления-решения не может быть доказательством и другие изменения в Налоговом кодексе

08 сентября, 2015 Информационные письма

Налоговый кодекс Украины (далее – «НК Украины») снова изменен1. Ниже прилагается обзор основных положений таких изменений.

Изменения касательно проведения проверок

Отныне контролирующим и другим государственным органам запрещено использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение (далее — «НУР») не было отправлено (вручено) налогоплательщику (п. 86.7 ст. 86 НК Украины).

При таких условиях, устоявшаяся практика контролирующих органов относительно использования «промежуточных» актов проверок (без вынесения НУР) для доначисления обязательств добросовестным налогоплательщикам не должна получать дальнейшее распространение. И хотя конкретных санкций за нарушение данной нормы закон не предусматривает, однако, использование налоговой актов проверок, в результате которых НУР не выносились, следует считать использованием ненадлежащих доказательств, которые не должны приниматься во внимание судом при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 70 КАС Украины).

Отныне по письменному обращению налогоплательщика, вместо документальной невыездной проверки, может проводиться документальная выездная проверка (п. 79.5 ст. 79 НК Украины). Данное нововведение может стать полезным, например, в случае, когда налогоплательщик желает обратить больше внимания на исследование документов, которые касаются предмета проверки.

Законом также были конкретизированы требования к содержанию приказа о проведении проверки (п. 81.1 ст. 81 НК Украины) и внесены изменения в порядок оформления результатов проверок (п. 86.1 ст. 86 НК Украины).

Административный арест имущества налогоплательщика может быть применен не только за отказ в проведении или в допуске к проведению документальной проверки, но и за такой отказ касательно фактической проверки (пп. 94.2.3 п. 94.2 ст. 94 НК Украины). Правда, не совсем понятно, каким образом данная норма выполняет задание закона о внесении изменений и уменьшает давление на налогоплательщика?

Изменения касательно порядка предоставления налоговых консультаций

Впредь  обобщающие налоговые консультации будет предоставлять Министерство финансов Украины по результатам анализа налоговых консультаций, которые предоставлялись налогоплательщикам органами Государственной фискальной службы Украины (пп. 14.1.173 п. 14.1 ст. 14,
п. 52.6 ст. 56 НК Украины).

В соответствии с НК Украины, налогоплательщики могут обжаловать не только индивидуальные налоговые консультации, но и обобщающие налоговые консультации (п. 53.3 НК Украины). Хотя стоит подчеркнуть, что на данный момент нет гарантий того, что сами суды будут соглашаться с правом на обжалование налоговых консультаций. В частности, Верховный Суд Украины все еще не поставил точку в дискуссии по поводу того, является ли налоговая консультация актом, который влияет на права и обязательства и который, соответственно, может быть предметом судебного разбирательства.

Установлены требования к содержанию индивидуальной налоговой консультации, которая может предоставляться налогоплательщику в письменном виде или в электронной форме (п. 52.3 ст. 52 НК Украины). В частности, налоговая консультация должна содержать перечень вопросов, которые поднимаются налогоплательщиком, обоснование применения норм законодательства и вывод, касающийся вопросов практического использования отдельных норм налогового законодательства.

Такое уточнение обусловлено, скорее всего, распространенной практикой налоговых органов составлять «отписки» на запросы плательщиков, которые не содержат  реального ответа на поставленные вопросы и выводов касательно практического использования норм. При этом следует подчеркнуть, что эффективных санкций за невыполнение требований касательно формы консультации НК Украины Закон не содержит. Поэтому, даст ли результат указанное уточнение на практике, сейчас сказать сложно.

Консультация, предоставленная в письменной или электронной форме, обязательно размещается на сайте контролирующего органа, который ее выдал, на протяжении 10 дней со дня ее выдачи без указания наименования налогоплательщика, которому данная консультация была предоставлена (п. 52.4 ст. 52 НК Украины).

Такие консультации (размещенные на сайте органов ГФСУ), конечно, не будут давать плательщику, которому они не адресованы, прямых оснований для уклонения от ответственности (п. 53.1 ст. 53 НК Украины), зато их можно будет использовать для подтверждения своей позиции или доведения, например, неоднозначности налоговых норм. Кроме того, ожидается, что и налоговой будет сложно «штамповать» разные ответы плательщикам в случае, когда каждый из них будет размещаться на сайте налоговой (надеемся, что все они действительно будут доступны на сайте…).

Изменения касательно уголовных производств

Из НК Украины были исключены положения, которые позволяли начислять налог и выносить НУР только после завершения уголовного производства, связанного с таким начислением (исключено пп. 54.3.4 ст. 54, п. 58.4 ст. 58, п. 86.9 ст. 86 НК Украины). То есть, независимо от стадии уголовного производства, НУР выносится и, соответственно, подлежит обжалованию плательщиком в общем порядке2.

Изменения касательно применения пени

Отныне расчет пени при самостоятельном начислении налога плательщиком начинается не сразу, а по истечении 90 дней со дня граничного строка уплаты такого налога (буква «а)» пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 НК Украины). Кроме того, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в собственной отчетности и внес в нее изменения на протяжении 90 календарных дней, следующих за днем граничного строка уплаты денежного обязательства, пеня такому налогоплательщику не начисляется (п. 129.9 ст. 129 НК Украины).

Другое

Кроме перечисленных выше изменений, в новой редакции изложена дефиниция безнадежной задолженности (пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 НК Украины) и стоимостные характеристики основных средств (пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НК Украины), внесены отдельные изменения в порядок предоставления отчетности налогоплательщиками (п. 46.4 ст. 46 НК Украины, пп. 48.5.2 п. 48.5 ст. 48, п. 49.5 ст. 49 НК Украины), откорректированы основания для отправки налоговых уведомлений-решений (п. 58.1 ст. 58 НК Украины), регламентирован порядок взятия на учет иностранных юридических лиц, которые получили имущественные права на недвижимость или землю в Украине (п. 64.5 ст. 64 НК Украины), а также, в отдельных случаях, временно освобождены от штрафов плательщики с доходом до 20 млн грн (п. 35 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

101.09.2015 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» от 17.07.2015 г.

2Касательно уголовных производств, начатых до внесения рассматриваемых изменений в НК Украины, в п. 36 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины предусмотрены специальные правила.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1970

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Определения о проведении проверки, вынесенные следственными судьями на протяжении августа-сентября 2016 года 21 октября, 2016    180

Изменения в пп. 78.1.1 НКУ или на каком основании будут проводиться проверки, если поставщик «неблагонадежный»? 25 февраля, 2016    1168

В Налоговый кодекс Украины внесли ряд изменений относительно оснований и периодичности проверок налогоплательщиков 27 Январь, 2015    2467

Запрет на проведение проверок – популистская норма без реальных последствий? 22 августа, 2014    7075

Риск привлечения к уголовной ответственности по результатам налоговой проверки – некоторые аспекты и изменения, связанные с новым Уголовным процессуальным кодексом Украины 21 февраля, 2014    2817

Изменения в правовом регулировании оснований для назначения документальных внеплановых проверок 16 Январь, 2014    3767

Типовое (модельное) объяснение отказа от подписания акта (справки) о результатах налоговой проверки под формулировкой декларативного характера. 24 апреля, 2012    6688

Прокомментировать