Думали, думали, думали… и передумали:
ГФС больше не требует квартальных корректировок на
30 % стоимости товаров (работ, услуг) в операциях с «низконалоговыми» компаниями и компаниями из перечня ОПФ
Напомним, что согласно пп. 140.5.4 ст. 140 Налогового Кодекса Украины (далее – НК Украины) финансовый результат налогоплательщика увеличивается на 30 % стоимости товара, работ или услуг в случае, если, в частности, такие операции осуществляются с компаниями, зарегистрированными в юрисдикциях, включенных в Перечень «низконалоговых» государств КМУ, или с компаниями, которые имеют организационно-правовую форму, включенную в Перечень ОПФ КМУ.
НК Украины также определяет, что указанная корректировка не осуществляется, если операции с нерезидентом признаются контролируемыми по ст. 39 НК Украины либо если операции не контролируемые, однако сумма расходов подтверждается по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», согласно процедуре, установленной ст. 39, но без подачи отчета о контролируемых операциях.
То есть, если налогоплательщик готовит документацию по трансфертному ценообразованию, в которой приходит к заключению, что цены в операциях между ним и нерезидентом отвечают принципу «вытянутой руки», то корректировка на 30 % стоимости таких операций не осуществляется.
Должны ли в таком случае быть сделаны «промежуточные» корректировки по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев?
Данный вопрос мы подробно рассматривали еще в январе этого года в материале «Расширили круг операций, которые потенциально охватываются 30 % корректировкой в соответствии с пп. 140.5.4 НК Украины и мысли о практическом применении этой нормы» и пришли к заключению, что, исходя собственно из норм НК Украины, налогоплательщик не обязан осуществлять 30 % корректировки в конце каждого «промежуточного» периода. А только по результатам года и только в случае, если операции налогоплательщика не будут признаны контролируемыми, а сам налогоплательщик примет решение не обосновывать размер расходов с помощью методики ТЦО.
Однако на тот момент представители Государственной фискальной службы (далее – ГФС) придерживались другого мнения. В многочисленных письмах (например, письмо от 08.09.2017 г. № 1878/6/99-99-15-02-02-15/ ИНК, письмо от 11.12.2017 г. № 2924/6 / 99-99-15- 02-02-15/ИНК) налоговики призывали налогоплательщиков осуществлять корректировку в конце каждого отчетного квартала в течение года. Были и запросы в компании, которые отказались осуществлять корректировку на квартальной основе.
Впрочем, «ничто не вечно под луной», а тем более –позиция фискальных органов в вопросах толкования законодательства.
В сентябре этого года в базе вопросов-ответов ОИР появилось разъяснение ГФС, согласно которому от налогоплательщиков больше не требуется осуществлять корректировку на 30 % стоимости товаров (работ, услуг) по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев.
Интересно, что при этом аргументация представителей ГФС вообще не изменилась. Только если раньше делалось заключение, что квартальные корректировки необходимо делать, поскольку определить, является ли операция контролируемой, возможно только по результатам отчетного года, то в актуальном разъяснении говорится наоборот, что квартальные корректировки не нужно делать, так как определить, является ли операция контролируемой и применить методологию ТЦО возможно только по результатам отчетного года.
В частности, в ответе на вопрос в системе ОИР от 19.06.2018 г. указывается:
«Поскольку возможность соблюдения налогоплательщиками процедуры идентификации контролируемой или неконтролируемой хозяйственной операции, а также методологии определения цены такой операции по принципу «вытянутой руки» согласно требованиям ст. 39 НКУ существует только по итогам налогового (отчетного) года и учитывая позицию Министерства финансов Украины (письмо от 19.06.2018 № 11210-09-10/16613), корректировка (увеличение) финансового результата согласно пп. 140.5.4 п. 140.5 ст. 140 НКУ по итогам налогового (отчетного) квартала, полугодия, 9 месяцев налогоплательщиком не производится».
Вероятно, что именно позиция Минфина (письмо, на которое ссылается ГФС в ответе) сыграла ключевую роль в смене «политики партии».
Как бы то ни было, на данный момент налоговая активно практикует новый подход, о чем свидетельствуют и многочисленные индивидуальные налоговые консультации, в которых подтверждается, что нет необходимости осуществлять «промежуточные» корректировки финансового результата согласно пп. 140.5.4 НК Украины.
Желание же налогоплательщиков получить такие консультации мы полностью поддерживаем, ведь в условиях, когда мнение налоговой касательно толкования норм законодательства меняется как флюгер, неплохо иметь «индульгенцию» на случай, если налоговая снова передумает.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены?
Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение
«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать?
Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию
Finally! Украина присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран
Свежее решение Верховного Суда касательно применения правил ТЦО: новые подходы к применению метода СНЦ, по которым, к сожалению, остались вопросы
Кабинет Министров Украины утвердил новый порядок касательно заключения договоров о предварительном согласовании ценообразования для целей ТЦО
Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам
Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин
Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков
Новая форма Отчёта о контролируемых операциях и Порядок его заполнения: что изменилось?