+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

На горизонте выход споров по ТЦО на межгосударственный уровень? Во исполнение Действия 14 плана BEPS опубликована первая статистика касательно эффективности процедур взаимного согласования за 2016 год

11 декабря, 2017 Информационные письма

Действие 14 из Плана ОЭСР по противодействию размыванию базы налогообложения и выведения прибыли из-под налогообложения (далее – BEPS) предусматривает усовершенствование эффективности механизма рассмотрения споров по соглашениям об избежании двойного налогообложения. В частности, в качестве «минимального стандарта» предусматривается, что целью является рассмотрение дел по процедурам взаимного согласования в пределах 24 месяцев. При этом ОЭСР осуществляет мониторинг выполнения исполнения указанной цели, собирая соответствующую статистику по 65 странам.

27 ноября ОЭСР обнародовало указанную статистику.

Почему это интересно?

Хотя Украина к указанному действию BEPS и не присоединилась, данная статистика, во-первых, демонстрирует глобальные тенденции развития механизма урегулирования споров касательно двойного налогообложения.

Во-вторых, указанные трансформации механизма взаимного согласования могут непосредственно коснуться и Украины, если другая сторона заключенного Украиной соглашения об избежании двойного налогообложения будет стремиться соблюдать «дисциплины» во время рассмотрения обращений по механизму взаимного согласования.

Определенным образом соответствующие процессы мы уже можем видеть. Так, вспомним недавно подписанный протокол с Великобританией, который существенно обновляет действующее соглашение и, среди прочего, переписывает положения о механизме взаимного согласования. Подробнее о предусмотренных протоколом изменениях в нашем материале «Украина и Великобритания подписали протокол с существенными изменениями Конвенции об избежании двойного налогообложения 1993 года». Что же касается статистики, то она демонстрирует уверенный прогресс в направлении обеспечения в действительности действенного механизма разрешения споров касательно двойного налогообложения.

Так, споры для целей мониторинга были разделены на те, которые возникли до 1 января 2016 года (а таких было 8002 споров), поскольку на них новые жесткие требования не распространялись, и на те, которые возникли уже в 2016 году (всего 1496 споров).

В течение 2016 года было завершено 25 % как споров, накопленных за предыдущие годы, так и уже новых споров.

ОЭСР отдельно выделяет споры, связанные с вопросами трансфертного ценообразования, которые рассматриваются по механизмам взаимного согласования. К таким спорам ОЭСР относит:

  • споры касательно отнесения прибыли к постоянным представительствам (касательно применения статьи 7 соглашений об избежании двойного налогообложения), и
  • споры касательно определения доходов связанных предприятий (в контексте применения статьи 9 соглашений об избежании двойного налогообложения).

Интересно, что таких споров по состоянию на 1 января 2016 года накопилось больше всего – 4451 спор по сравнению с 3551 спором по всем другим вопросам. В 2016 году споров касательно трансфертного ценообразования тоже было много – 616 споров против 880 других споров.

В Украине еще только начинаются споры касательно применения правил ТЦО в национальном налоговом контексте, но, как видим из статистики, за границей такие споры уже выходят на новый межгосударственный уровень. О том, в каких случаях правила ТЦО могут приводить к двойному налогообложению, читайте в материале «Когда вследствие корректировки на основании правил ТЦО возникает двойное налогообложение?».

Что касается результатов рассмотрения споров по указанной процедуре, то важно подчеркнуть, что в 58 % случаев принято решение, которое позволяет полностью избежать двойного налогообложения, а в 19 % случаев страны принимали решение об освобождении доходов от налогообложения в одностороннем порядке.

При этом только в 1 % случаев принималось решение об отсутствии факта налогообложения не в соответствии с положениями соглашения об избежании двойного налогообложения. Также только в 1 % случаев стороны не смогли достичь согласия.

Что же касается сроков рассмотрения споров по процедуре взаимного согласования, то в среднем для всех споров такое рассмотрение занимало 22,5 месяца. Традиционно больше всего времени занимали споры, связанные с ТЦО – 33,5 месяца для накопленных до 1 января 2016 года споров. А вот споры, которые начались с 1 января 2016 года и рассматривались полностью по новым процедурам, заняли в среднем рекордные 2,5 месяца для дел касательно ТЦО и 1,5 месяца для всех остальных споров.

То есть можно констатировать, что уже чувствуется влияние Действия 14 BEPS и процедуры взаимного согласования по соглашениям об избежании двойного налогообложения становятся действительно действенным инструментом, который может пригодиться и налогоплательщикам.

Вскоре тенденции касательно рассмотрения споров ТЦО по механизму, предусмотренному соглашениями об избежании двойного налогообложения, могут распространиться и на нашу страну. А значит, до проведения соответствующих корректировок на основании правил ТЦО справедливым стоит учитывать поговорку «семь раз отмеряй – один раз отрежь». Ведь объяснять осуществленные корректировки, возможно, придется не только в национальных судах, а и компетентным органам государства-партнера по соглашению об избежании двойного налогообложения.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 1335

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО 20 ноября, 2018    490

Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования 24 октября, 2018    1311

Чем дышит международное сообщество профессионалов ТЦО

Впечатления от участия в Глобальном форуме по трансфертному ценообразованию в Мюнхене под эгидой International Tax Review
17 октября, 2018    920

WTS Global Country TP Guide:
Комплексное исследование по ТЦУ в 73 странах
12 октября, 2018    1216

Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО 27 апреля, 2018    2775

Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.? 26 апреля, 2018    544

Штрафы в ТЦО: общий обзор 12 марта, 2018    34007

Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми 07 марта, 2018    3644

Споры с ТЦО: уроки первого судебного решения в Украине по сути применения метода «чистой прибыли» 23 февраля, 2018    876

Специальные правила касательно постоянных представительств нерезидентов в изменениях ТЦО с 01 января 2018 года. К чему готовиться? 06 февраля, 2018    1396

Расширили круг операций, которые потенциально охватываются 30 % корректировкой в соответствии с пп. 140.5.4 НК Украины и мысли о практическом применении этой нормы 22 января, 2018    1322

Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица 22 января, 2018    5108

Прокомментировать