Прокуратура потеряла полномочия досудебного расследования преступлений, подследственных Государственному бюро расследований
Как известно, в связи с проведением конституционной реформы, были существенно изменены функции прокуратуры. Так, c внесением изменений в ст. 131-1 Конституции Украины предусмотрено, что прокуратура осуществляет:
- поддержку публичного обвинения в суде;
- организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, разрешение согласно закону других вопросов во время уголовного производства, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;
- представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, которые определены законом.
То есть прокуратура потеряла функции общего надзора, представительства граждан в суде и надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, которые имела до конституционной реформы.
Отметим, что до недавнего времени прокуратура также осуществляла досудебное расследование уголовных правонарушений, подследственных Государственному бюро расследований (далее – ГБР), однако, с 20.11.2017 г. данные функции потеряла.
Так, п. 4 Переходных положений Закона Украины «О прокуратуре» определено, что:
Кроме того, абз. 2 п. 1 Заключительных положений Уголовного процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины) предусмотрено, что положения ч. 4 ст. 216 УПК Украины (которые как раз и определяют подследственность дел ГБР)
Новый УПК Украины вступил в силу 19.11.2012 г. Поэтому с 20.11.2017 г. «истекло» 5 лет, о которых шла речь в процитированных выше положениях, и полномочия на осуществление досудебного расследования дел, подследственных ГБР, у прокуратуры формально прекратились.
Вместе с тем, заметим что п. 9 Переходных положений Конституции Украины предусмотрено несколько другое положение касательно срока прекращения полномочий досудебного расследования у прокуратуры. Так, согласно указанному пункту
То есть в отличие от п. 4 Переходных положений Закона Украины «О прокуратуре», который кроме привязки к началу деятельности ГБР также ограничил срок продолжения осуществления прокуратурой досудебного расследования 5 годами, в п. 9 Переходных положений Конституции Украины ограничения 5 годами нет. Получается, что будто согласно Конституции Украины данные полномочия сохраняются за прокуратурой аж до начала деятельности ГБР (то есть даже по истечении 5 лет).
Таким образом, из буквального прочтения можем говорить о коллизии двух норм, устанавливающих срок прекращения полномочий касательно осуществления досудебного расследования: согласно Конституции Украины данные полномочия продолжаются до начала функционирования ГБР, а согласно Закону Украины «О прокуратуре» – до начала деятельности ГБР, но не позднее 5 лет со дня вступления в силу УПК Украины.
При этом обращаем внимание, что и в Конституции Украины, и в Законе Украины «О прокуратуре», и в УПК Украины прекращение полномочий по досудебному расследованию органов прокуратуры привязано к началу деятельности ГБР, а не его формальному созданию.
Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел Украины 02.03.2016 г. на официальном веб-сайте также разъяснил, что начало действия положений ч. 4 ст. 216 УПК Украины связано не с моментом вступления в силу закона, который будет регулировать деятельность ГБР как государственного учреждения, а с моментом начала осуществления последним функций органа досудебного расследования1.
Закон Украины «О Государственном бюро расследований» вступил в силу 01.03.2016 г., а именно ГБР создано еще 29.02.2016 г. соответствующим Постановлением Кабинета Министров Украины № 127 «О создании Государственного бюро расследований». Однако вот уже год и 8 месяцев как персональный состав ГБР так и не сформирован, а ГБР официально не начало действовать. Пунктом 20.1 Переходных положений УПК Украины предусмотрено, что о начале деятельности ГБР должно быть официально уведомлено его руководителем путем опубликования в газете «Урядовый курьер»2.
Таким образом, начиная с 20.11.2017 г. органы прокуратуры потеряли полномочия касательно ведения досудебного расследования уголовных правонарушений, подследственных ГБР. Это означает, что уголовные производства, начавшиеся с этой даты, не могут расследоваться органами прокуратуры. С этой же даты следователи органов прокуратуры потеряли право ношения и огнестрельного оружия (п. 11 Закона Украины «О прокуратуре»).
Вместе с тем, пунктом 4 Переходных положений Закона Украины «О Государственном бюро расследований» предусмотрен своеобразный переходный период продолжительностью до 2 лет для окончания органами прокуратуры досудебных расследований, начатых до 20.11.2017 г.:
Аналогичные положения предусмотрены и в п. 1 Переходных положений УПК Украины:
После окончания этого двухлетнего срока уголовные производства, несмотря на то, завершено ли по ним досудебное расследование органами прокуратуры или нет, должны быть в течение 3 месяцев переданы следователем ГБР.
Дополнительно заметим, что на веб-сайте Генеральной прокуратуры Украины 20.11.2017 г. официально уведомлено об окончании полномочий прокуратуры по расследованию преступлений, подследственных ГБР:
«… Сейчас у следователей прокуратуры остается право «дорасследования» начатых ими уголовных производств, с подследственностью ГБР, но не дольше двух лет. Одновременно следователи прокуратуры не имеют права расследовать новые уголовные производства, то есть те, сведения о которых внесены в ЕРДР после 20 ноября 2017 года…
Принимая во внимание, что сейчас ГБР не начало свою работу, а прокуратура потеряла полномочия по расследованию, подследственных ГБР преступлений, разрешением проблемы может стать использование руководителями прокуратур полномочий по поручению проведения досудебного расследования другому органу досудебного расследования в порядке ч.5 ст. 36 УПК (в связи с невозможностью осуществления эффективного досудебного расследования ГБР из-за того, что оно не начало свою работу), а процессуальными руководителями — права личного проведения следственных (розыскных) и процессуальных действий (п.4 ч. 1 ст. 36 УПК Украины)»3.
Хотя такие «рекомендации» вызывают много вопросов, в сообщении же Генеральной прокуратурой Украины подтверждается, что органы прокуратуры потеряли полномочия касательно досудебного расследования преступлений, сведения о которых внесены в ЕРДР после 20.11.2017 г.
Вместе с тем, обращаем внимание, что это касается именно полномочий по досудебному расследованию преступлений, подследственных ГБР.
Согласно ст. 5 Закона Украины «О Государственном бюро расследований» и ч. 4 ст. 216 УПК Украины следователем ГБР подследственны:
- преступления, совершенные должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О государственной службе», лицами, должности которых отнесены к 1-3 категориям должностей государственной службы, судьями и работниками правоохранительных органов, кроме случаев, когда данные преступления отнесены к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины (далее – НАБУ);
- преступления, совершенные должностными лицами НАБУ, заместителем Генерального прокурора – руководителем или другими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кроме случаев, когда досудебное расследование данных преступлений отнесено к подследственности НАБУ;
- преступления против установленного порядка несения военной службы (военных преступлений), кроме предусмотренных ст. 422 Уголовного кодекса Украины.
Таким образом, органы прокуратуры потеряли полномочия касательно осуществления досудебного расследования преступлений, подследственных ГБР, сведения о которых внесены в ЕРДР с 20.11.2017 г., а в производствах, которые начаты до этой даты, досудебное расследование завершается органами прокуратуры, но не дольше 2 лет.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1http://sc.gov.ua/ua/golovna_storinka/vssu_nadav_roz%E2%80%99jasnennja_cshodo_pitannja_pidslidnosti_sprav_derzhavnogo_bjuro_rozsliduvan_ukrajini.html.
2Пунктом 20.1 Переходных положений УПК Украины предусмотрено «Временно, но не позднее дня начала деятельности Государственного бюро расследований (опубликование в газете «Урядовый курьер» соответствующего уведомления его руководителем)».
3http://www.gp.gov.ua/ua/news.html?_m=publications&_c=view&_t=rec&id=219365.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Внутренний учет налоговых органов vs первичные документы плательщика: позиция Верховного Суда
Признается ли доход для целей налогообложения при получении кредитов или возникновении некоторой другой долгосрочной задолженности?
Налог на выведенный капитал 2019 — leave them, kids, alone
Оставьте нас в покое. Как налог на выведенный капитал изменит поведение бизнеса
Налог на прибыль: пробка для роста ВВП
Почему стоит принимать налог на выведенный капитал, а не просто продолжать бороться с корупцией и воспитывать/повышать квалификацию налоговой, как до сих пор
Думали, думали, думали… и передумали:
ГФС больше не требует квартальных корректировок на
30 % стоимости товаров (работ, услуг) в операциях с «низконалоговыми» компаниями и компаниями из перечня ОПФ
#8557 #НВК и чистые активы
Капитальный ремонт. Комментарий Александра Шемяткина касательно замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал
#НВК и рабство
#НВК простыми словами
Комментарий Александра Минина к статье «Капкан для инвестора. Нужен ли Украине налог на выведенный капитал»