+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Прокуратура потеряла полномочия досудебного расследования преступлений, подследственных Государственному бюро расследований

04 декабря, 2017 Информационные письма

Как известно, в связи с проведением конституционной реформы, были существенно изменены функции прокуратуры. Так, c внесением изменений в ст. 131-1 Конституции Украины предусмотрено, что прокуратура осуществляет:

  1. поддержку публичного обвинения в суде;
  2. организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, разрешение согласно закону других вопросов во время уголовного производства, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;
  3. представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, которые определены законом.

То есть прокуратура потеряла функции общего надзора, представительства граждан в суде и надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, которые имела до конституционной реформы.

Отметим, что до недавнего времени прокуратура также осуществляла досудебное расследование уголовных правонарушений, подследственных Государственному бюро расследований (далее – ГБР), однако, с 20.11.2017 г. данные функции потеряла.

Так, п. 4 Переходных положений Закона Украины «О прокуратуре» определено, что:

«До начала деятельности государственного бюро расследований, но не позднее пяти лет после вступления в силу Уголовным процессуальным кодексом Украины следователи органов прокуратуры осуществляют досудебное расследование в определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины порядке».

Кроме того, абз. 2 п. 1 Заключительных положений Уголовного процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины) предусмотрено, что положения ч. 4 ст. 216 УПК Украины (которые как раз и определяют подследственность дел ГБР)

«вводятся в действие со дня начала деятельности Государственного бюро расследований Украины (но не позднее пяти лет со дня вступления в силу УПК Украины)».

Новый УПК Украины вступил в силу 19.11.2012 г. Поэтому с 20.11.2017 г. «истекло» 5 лет, о которых шла речь в процитированных выше положениях, и полномочия на осуществление досудебного расследования дел, подследственных ГБР, у прокуратуры формально прекратились.

Вместе с тем, заметим что п. 9 Переходных положений Конституции Украины предусмотрено несколько другое положение касательно срока прекращения полномочий досудебного расследования у прокуратуры. Так, согласно указанному пункту

«Прокуратура продолжает выполнять согласно действующим законам функцию досудебного расследования до начала функционирования органов, каким законом будут переданы соответствующие функции …».

То есть в отличие от п. 4 Переходных положений Закона Украины «О прокуратуре», который кроме привязки к началу деятельности ГБР также ограничил срок продолжения осуществления прокуратурой досудебного расследования 5 годами, в п. 9 Переходных положений Конституции Украины ограничения 5 годами нет. Получается, что будто согласно Конституции Украины данные полномочия сохраняются за прокуратурой аж до начала деятельности ГБР (то есть даже по истечении 5 лет).

Таким образом, из буквального прочтения можем говорить о коллизии двух норм, устанавливающих срок прекращения полномочий касательно осуществления досудебного расследования: согласно Конституции Украины данные полномочия продолжаются до начала функционирования ГБР, а согласно Закону Украины «О прокуратуре» – до начала деятельности ГБР, но не позднее 5 лет со дня вступления в силу УПК Украины.

При этом обращаем внимание, что и в Конституции Украины, и в Законе Украины «О прокуратуре», и в УПК Украины прекращение полномочий по досудебному расследованию органов прокуратуры привязано к началу деятельности ГБР, а не его формальному созданию.

Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел Украины 02.03.2016 г. на официальном веб-сайте также разъяснил, что начало действия положений ч. 4 ст. 216 УПК Украины связано не с моментом вступления в силу закона, который будет регулировать деятельность ГБР как государственного учреждения, а с моментом начала осуществления последним функций органа досудебного расследования1.

Закон Украины «О Государственном бюро расследований» вступил в силу 01.03.2016 г., а именно ГБР создано еще 29.02.2016 г. соответствующим Постановлением Кабинета Министров Украины № 127 «О создании Государственного бюро расследований». Однако вот уже год и 8 месяцев как персональный состав ГБР так и не сформирован, а ГБР официально не начало действовать. Пунктом 20.1 Переходных положений УПК Украины предусмотрено, что о начале деятельности ГБР должно быть официально уведомлено его руководителем путем опубликования в газете «Урядовый курьер»2.

Таким образом, начиная с 20.11.2017 г. органы прокуратуры потеряли полномочия касательно ведения досудебного расследования уголовных правонарушений, подследственных ГБР. Это означает, что уголовные производства, начавшиеся с этой даты, не могут расследоваться органами прокуратуры. С этой же даты следователи органов прокуратуры потеряли право ношения и огнестрельного оружия (п. 11 Закона Украины «О прокуратуре»).

Вместе с тем, пунктом 4 Переходных положений Закона Украины «О Государственном бюро расследований» предусмотрен своеобразный переходный период продолжительностью до 2 лет для окончания органами прокуратуры досудебных расследований, начатых до 20.11.2017 г.:

«…Уголовные производства, которые до начала деятельности Государственного бюро расследований начаты следователями органов прокуратуры и находятся на стадии досудебного расследования, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры до окончания досудебного расследования, но не дольше двух лет».

Аналогичные положения предусмотрены и в п. 1 Переходных положений УПК Украины:

«1. До дня введения в действие положений части четвертой статьи 216 данного Кодекса полномочия касательно досудебного расследования осуществляют следователи органов прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, определенными данным Кодексом, — касательно преступлений, предусмотренных частью четвертой статьи 216 данного Кодекса. После введения в действие положений части четвертой статьи 216 данного Кодекса [а это 20.11.2017 г. как указано выше] уголовные производства, начатые следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, определенными данным Кодексом, до окончания досудебного расследования, но не дольше двух лет».

После окончания этого двухлетнего срока уголовные производства, несмотря на то, завершено ли по ним досудебное расследование органами прокуратуры или нет, должны быть в течение 3 месяцев переданы следователем ГБР.

Дополнительно заметим, что на веб-сайте Генеральной прокуратуры Украины 20.11.2017 г. официально уведомлено об окончании полномочий прокуратуры по расследованию преступлений, подследственных ГБР:

«… Сейчас у следователей прокуратуры остается право «дорасследования» начатых ими уголовных производств, с подследственностью ГБР, но не дольше двух лет. Одновременно следователи прокуратуры не имеют права расследовать новые уголовные производства, то есть те, сведения о которых внесены в ЕРДР после 20 ноября 2017 года…

Принимая во внимание, что сейчас ГБР не начало свою работу, а прокуратура потеряла полномочия по расследованию, подследственных ГБР преступлений, разрешением проблемы может стать использование руководителями прокуратур полномочий по поручению проведения досудебного расследования другому органу досудебного расследования в порядке ч.5 ст. 36 УПК (в связи с невозможностью осуществления эффективного досудебного расследования ГБР из-за того, что оно не начало свою работу), а процессуальными руководителями — права личного проведения следственных (розыскных) и процессуальных действий (п.4 ч. 1 ст. 36 УПК Украины)»3.

Хотя такие «рекомендации» вызывают много вопросов, в сообщении же Генеральной прокуратурой Украины подтверждается, что органы прокуратуры потеряли полномочия касательно досудебного расследования преступлений, сведения о которых внесены в ЕРДР после 20.11.2017 г.

Вместе с тем, обращаем внимание, что это касается именно полномочий по досудебному расследованию преступлений, подследственных ГБР.

Согласно ст. 5 Закона Украины «О Государственном бюро расследований» и ч. 4 ст. 216 УПК Украины следователем ГБР подследственны:

  1. преступления, совершенные должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О государственной службе», лицами, должности которых отнесены к 1-3 категориям должностей государственной службы, судьями и работниками правоохранительных органов, кроме случаев, когда данные преступления отнесены к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины (далее – НАБУ);
  2. преступления, совершенные должностными лицами НАБУ, заместителем Генерального прокурора – руководителем или другими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кроме случаев, когда досудебное расследование данных преступлений отнесено к подследственности НАБУ;
  3. преступления против установленного порядка несения военной службы (военных преступлений), кроме предусмотренных ст. 422 Уголовного кодекса Украины.

Таким образом, органы прокуратуры потеряли полномочия касательно осуществления досудебного расследования преступлений, подследственных ГБР, сведения о которых внесены в ЕРДР с 20.11.2017 г., а в производствах, которые начаты до этой даты, досудебное расследование завершается органами прокуратуры, но не дольше 2 лет.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1http://sc.gov.ua/ua/golovna_storinka/vssu_nadav_roz%E2%80%99jasnennja_cshodo_pitannja_pidslidnosti_sprav_derzhavnogo_bjuro_rozsliduvan_ukrajini.html.

2Пунктом 20.1 Переходных положений УПК Украины предусмотрено «Временно, но не позднее дня начала деятельности Государственного бюро расследований (опубликование в газете «Урядовый курьер» соответствующего уведомления его руководителем)».

3http://www.gp.gov.ua/ua/news.html?_m=publications&_c=view&_t=rec&id=219365.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 13666

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Внутренний учет налоговых органов vs первичные документы плательщика: позиция Верховного Суда 28 мая, 2019    2188

Признается ли доход для целей налогообложения при получении кредитов или возникновении некоторой другой долгосрочной задолженности? 28 декабря, 2018    1192

Налог на выведенный капитал 2019 — leave them, kids, alone 19 ноября, 2018    1755

Оставьте нас в покое. Как налог на выведенный капитал изменит поведение бизнеса 16 ноября, 2018    11318

Налог на прибыль: пробка для роста ВВП 14 ноября, 2018    2306

Почему стоит принимать налог на выведенный капитал, а не просто продолжать бороться с корупцией и воспитывать/повышать квалификацию налоговой, как до сих пор 07 ноября, 2018    2578

Думали, думали, думали… и передумали:
ГФС больше не требует квартальных корректировок на
30 % стоимости товаров (работ, услуг) в операциях с «низконалоговыми» компаниями и компаниями из перечня ОПФ
26 октября, 2018    1820

#8557 #НВК и чистые активы 13 сентября, 2018    2578

Капитальный ремонт. Комментарий Александра Шемяткина касательно замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал 15 августа, 2018    1016

#НВК и рабство 19 марта, 2018    2192

#НВК простыми словами 14 марта, 2018    2302

Комментарий Александра Минина к статье «Капкан для инвестора. Нужен ли Украине налог на выведенный капитал» 06 марта, 2018    1235

Прокомментировать