+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Главное юридическое управление Верховной Рады Украины поддержало подход касательно отсутствия соответствующих полномочий у Государственной налоговой службы

17 января, 2020 Информационные письма

Мы неоднократно обращали внимание на существующее сейчас (до внесения соответствующих изменений непосредственно в Налоговый кодекс) отсутствие полномочий у Государственной налоговой службы действовать по функционалу контролирующего органа (подробнее см. материалы «Государственная налоговая служба не будет по закону контролирующим органом и не будет иметь право на проведение налоговых проверок (или ГФСУ forever, или по крайней мере до изменений в Налоговом кодексе)?», «Фальстарт? Государственная налоговая служба начинает действовать вопреки Конституции. А что скажет Гарант?», «Работать по признанию» и «Кабмин вернул налоговую милицию в Государственную фискальную службу? А забирал ли? Что значит Постановление Кабмина от 25 сентября 2019 г. № 846?»): согласно Конституции соответствующие полномочия как государственных органов, так и должностных лиц, определяются исключительно законом, а значит, не могут быть делегированы/переданы другому (чем прямо определенному законом) органу или лицам подзаконными актами, хотя бы и того же Кабмина.

На сайте Верховной Рады Украины обнародовано заключение Главного юридического управления к законопроекту № 1210 в редакции ко второму чтению, в котором изложена позиция, по сути, аналогичная указанной выше, и обращается внимание на неправомерность передачи подзаконными актами полномочий, предоставленных законом определенному органу или лицу (по должности), другому органу или лицу.

Для удобства текст заключения (замечаний) приводится ниже с выделением соответствующих частей цветом:

До регистрац. № 1210

(второе чтение)

Замечания

к проекту закона Украины

о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве

В Главном юридическом управлении в крайне сжатые сроки рассмотрен подготовленный ко второму чтению Комитетом по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики проект закона Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве (далее – законопроект).

1. Проектом предусмотрено урегулирование в Налоговом кодексе Украины вопросов, связанных с уплатой части чистой прибыли (дохода) и/или дивидендов на государственную долю (хозяйственные общества, корпоративные права которых частично принадлежат государству, и хозяйственные общества, 50 и более процентов акций (долей, паев) которых принадлежат хозяйственным обществам, доля государства в которых составляет 100 процентов).

Однако, отдельное регулирование налоговых отношений для соответствующих субъектов не соответствует статье 4 Налогового кодекса Украины, которой установлен принцип равенства всех плательщиков перед законом, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала.

В то же время другие отношения, связанные с уплатой части чистой прибыли и дивидендов указанными субъектами не относятся к предмету регулирования Налогового кодекса Украины (это же замечание касается и внесения изменений в статью 191 Налогового кодекса Украины, которыми предусматривается установление полномочий контролирующих органов по лицензированию деятельности субъектов хозяйствования по производству спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями и жидкостями, которые используются в электронных сигаретах, и контроль за таким производством).

2. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 20 Налогового кодекса Украины, согласно которым руководитель центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, имеет право предоставлять должностным (служебным) лицам аппарата такого органа, территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, полномочия на выполнение определенных функций, предусмотренных данным Кодексом, законодательством по вопросам уплаты единого взноса, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, законодательством о государственной службе и другими законами.

Перечень делегированных полномочий определяется положением о центральном органе исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, и положением о территориальном органе центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, и подлежит согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Это, однако, не соответствует части второй статьи 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Следовательно, указанное конституционное предписание не предусматривает возможности делегирования полномочий, определенных законом, иным органам или должностным лицам, а тем более на основании подзаконного акта, которым является положение о таком органе.

3. Пункт 1 Заключительных положений законопроекта касательно вступления в силу данного Закона со дня, следующего за днем его опубликования, не согласуется с требованиями подпункта 4.1.9 пункта 4.1. статьи 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины. По его содержанию изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Заместитель руководителя Главного управления                                  В. МИЛОВАНОВ

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 6386

Прокомментировать