+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Кабинет Министров Украины решил обойти мораторий на проведение ряда проверок

09 февраля, 2021 Информационные письма

09.02.2021 года на Правительственном портале и в издании «Урядовий кур’єр» № 26 опубликовано постановление Кабинета Министров Украины № 89 «О сокращении сроков действия ограничений, установленных пунктом 52-2 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» (далее – Постановление), принятое на заседании Кабинета Министров Украины 03.02.2021 года.

Поскольку об ином не указано в Постановлении, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», оно вступает в силу с даты публикации.

Напомним, что ранее в нашем материале «”САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР”, или КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ» мы анализировали еще на этапе подготовки проект Постановления, как он был опубликован в то время, а также неконституционность изменений в законодательстве, в развитие которых принимается Постановление.

Текст Постановления претерпел изменения по сравнению с проектом касательно перечня проверок, которые выводятся из-под моратория.

Так, из текста Постановления исчезли документальные плановые проверки, которые в соответствии с планом-графиком проведения плановых документальных проверок запланированы на ноябрь-декабрь 2020 года, как это предполагалось в проекте Постановления.

В то же время КМУ разрешил проведение следующих видов проверок юридических лиц:

1) временно остановленных документальных и фактических проверок, которые были начаты до 18.03.2020 года и не были завершены;

2) документальных проверок, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований п. 77.4 ст. 77 Кодекса. Напомним, что согласно п. 77.4 ст. 77 НКУ установлены формальные требования к уведомлению налогоплательщика о проведении плановой проверки. Поэтому разрешается проведение плановых проверок, о которых налогоплательщик уведомлен с соблюдением этих требований;

3) документальных внеплановых проверок субъектов хозяйствования реального сектора экономики, которые сформировали налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров/услуг («из перечня рисковых налогоплательщиков, определенных в рамках работы Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования обнародованных в средствах массовой информации фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти, которые привели к значительным потерям доходной части Государственного бюджета Украины, образованной в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 24 апреля 2020 г. № 568-ІХ»);

4) документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, которая свидетельствует о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям;

5) документальных внеплановых проверок на основаниях, определенных п.п. 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 п. 78.1 ст. 78 Кодекса.

Напомним, что п.п. 78.1.12 п. 78.1 ст. 78 НКУ предусматривает проведение документальной внеплановой проверки контролирующим органом высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц контролирующего органа низшего уровня в ходе проведения проверок налогоплательщиков и оформления их результатов. Проверки предусмотрены для случаев, когда против должностных лиц контролирующего органа низшего уровня начато уголовное производство или им сообщено о подозрении в совершении уголовного правонарушения.

П.п. 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 п. 78.1 ст. 78 НКУ предусмотрены проверки по вопросам ТЦО.

Несмотря на то, что Постановление было опубликовано и вступило в силу, считаем, что есть достаточные основания говорить о том, что оно является незаконным и неконституционным, а проверки, проведенные со ссылкой на него, – проведенными при отсутствии для этого правовых оснований.

В частности, как отмечали в обзоре «”САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР”, или КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ», положение об установлении моратория на проведение налоговых проверок содержится в НКУ. В то же время право на внесение изменений в законы принадлежит исключительно Верховной Раде Украины и не может быть передано другим органам власти. Кроме того, положениями НКУ прямо предусмотрено, что изменение положений этого Кодекса может осуществляться исключительно путем внесения изменений в этот Кодекс (!), а не Постановлениями Кабинета Министров Украины.

Принимая Постановление, которое вносит изменения непосредственно в НКУ, Кабинет Министров Украины перебрал на себя полномочия Верховной Рады Украины, что является грубым нарушением принципа разделения власти и Конституции Украины.

Таким образом, в случае появления налоговиков на пороге, у налогоплательщика есть основания указывать на неконституционность Постановления и не допускать должностных лиц к проверке, используя аргументацию, изложенную в упомянутом выше материале «”САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР”, или КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ».

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 1241

Прокомментировать