«Мусорный сбор» на таможне платить не нужно, несмотря на отмену судом актов, направленных на отмену порядка таможенного оформления товаров в упаковке
31 января 2013 года Окружной административный суд г. Киева рассмотрел судебное дело, которое объединяло исковые требования ГК «Укрэкоресурсы» к Госпредпринимательству и Министерству юстиции. ГК «Укрэкоресурсы», на счет которой импортеры платили деньги за организацию утилизации упаковки согласно требованиям Совместного приказа1, пришла к выводу о нарушении ее прав в связи с принятием ответчиками актов, направленных на отмену Совместного приказа.
Так, Госпредпринимательство приняло Решение № 7 2, в связи с невыполнением которого в силу ст. 28 закона о государственной регуляторной политике с 31.12.2012 г. приостановлено действие Совместного приказа. На практике это означало, что с 31.12.2012 г. импортеры не обязаны заключать договор с ГК «Укрэкоресурсы» и оплачивать ее услуги. Министерство юстиции Украины, в свою очередь, в соответствии с требованиями положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов Приказом № 101/5 отменило решение о государственной регистрации Совместного приказа. Суд удовлетворил требования ГК «Укрэкоресурсы» в полном объеме. Приняв постановление, суд признал противоправными и отменил оба акта. Однако данное решение пока не вступило в законную силу и не является обязательным для исполнения до момента решения дела апелляционным судом. Только в случае вступления постановления в законную силу порядок таможенного оформления товаров в упаковке будет возвращен в прежнее состояние и уплата «мусорного сбора» на таможне восстановится.
Таким образом, на сегодня отсутствие обязанности импортеров уплачивать «мусорный сбор» на таможне остается в силе.
В то же время, суд принял определения об обеспечении иска, которыми остановил действие (1) Решения № 7 и (2) Приказа № 101/5. Однако отметим, что такие определения не имеют никаких практических последствий для импортеров, поскольку не возобновляют действие Совместного приказа, а значит, не восстанавливают и обязанность импортеров платить «мусорный сбор». Так, указанные определения только останавливают дальнейшее действие Решения № 7 и Приказа № 101/5. Они не имеют ретроспективного действия, и, следовательно, никоим образом не изменяют фактов приостановления действия Совместного приказа и отмены решения о его государственной регистрации.
Единственным практическим следствием указанных определений является то, что отмена государственной регистрации Совместного приказа в полном объеме так и не состоялась. Собственно, вступление в силу любого нормативно-правового акта предусматривает его государственную регистрацию, что включает в себя принятие решения о государственной регистрации и внесение соответствующего акта в реестр нормативно-правовых актов. В свою очередь, для прекращения действия нормативно-правового акта необходимо отменить как сам акт, так и его государственную регистрацию.
Согласно положению о регистрации нормативно-правовых актов для отмены государственной регистрации акта принимается решение об отмене его государственной регистрации, на основании которого такой акт исключается из реестра нормативно-правовых актов. В связи с определением суда об обеспечении иска исключение Совместного приказа из реестра нормативно-правовых актов так и не произошло. То есть, Совместный приказ содержится в реестре нормативно-правовых актов. Однако отметим, что наличие Совместного приказа в реестре нормативно-правовых актов никак не возобновляет его действие. Во-первых, на основании Решения № 7 Совместный приказ остановил действие с 31.12.2012 года. Данное Решение № 7 является действительным до момента вступления в силу постановления суда, а потому его правовые последствия остаются в силе.
Во-вторых, определение суда, которым остановлено Решение № 7, также не возобновляет действие Совместного приказа, ведь действие Совместного приказа остановлено не Решением № 7, а в силу ст. 28 Закона о государственной регуляторной политике. Решением № 7 только доводилось к сведению органов, которые приняли Совместный приказ, о необходимости его отмены самими органами и отмечалось, что в случае неподчинения его действие будет приостановлено. На этом действие Решения № 7 исчерпалось, а потому его приостановление не влечет за собой никаких юридических и фактических последствий.
Таким образом, на сегодня приостановление действия Совместного приказа остается в силе до момента вступления постановления суда в законную силу. Вероятно, что в ближайшее время это не произойдет в связи с апелляционным обжалованием постановления. Это означает, что на данный момент импортеры не обязаны заключать договоры с ГК «Укрэкоресурсы» и оплачивать «мусорный сбор».
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Другие статьи по теме смотрите здесь
Примечания:
1Совместный приказ Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Государственной таможенной службы Украины от 30.07.2009 № 789/414/709 «Об утверждении Порядка осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах».
2 Решение от 30.10.2012 № 7 «О необходимости устранения Министерством экономического развития и торговли, Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Государственной таможенной службой Украины нарушений принципов государственной регуляторной политики согласно требованиям Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» касательно отмены совместного приказа Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Государственной таможенной службы Украины от 30.07.2009 № 789/414/709 «Об утверждении Порядка осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах».
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Споры касательно таможенной стоимости: обзор свежих решений Верховного Суда
Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус?
Обновление процедуры таможенного оформления согласно закону об авторизованных экономических операторах
Верховный Суд легитимизировал транзитные автомобили на еврономерах?
«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты)
Контроллеры без полномочий, или к чему приводят эвфемизмы в законотворчестве (таможенный пост-аудит сейчас незаконен?)
Вознаграждение экспедитора-резидента и таможенная стоимость. Включать или не включать – вот в чем вопрос. Или уже не вопрос?
Что стоит сделать с таможенной системой Украины?
Проект изменений в Порядок включения роялти/лицензионных платежей в таможенную стоимость. Что нового?
Ваши товары могут завозить на оккупированные территории Украины из других стран? Готовьтесь к остановке ВЭД в Украине
Режим переработки на таможенной территории Украины: время провести «краш-тест» выбранной модели работы по этому режиму?
Трансфертное ценообразование и таможенная оценка: точки соприкосновения и как их использовать бизнесу