«Мусорный сбор» на таможне платить не нужно, несмотря на отмену судом актов, направленных на отмену порядка таможенного оформления товаров в упаковке

01 февраля, 2013 Информационные письма

31 января 2013 года Окружной административный суд г. Киева рассмотрел судебное дело, которое объединяло исковые требования ГК «Укрэкоресурсы» к Госпредпринимательству и Министерству юстиции. ГК «Укрэкоресурсы», на счет которой импортеры платили деньги за организацию утилизации упаковки согласно требованиям Совместного приказа1, пришла к выводу о нарушении ее прав в связи с принятием ответчиками актов, направленных на отмену Совместного приказа.

Так, Госпредпринимательство приняло Решение № 7 2, в связи с невыполнением которого в силу ст. 28 закона о государственной регуляторной политике с 31.12.2012 г. приостановлено действие Совместного приказа. На практике это означало, что с 31.12.2012 г. импортеры не обязаны заключать договор с ГК «Укрэкоресурсы» и оплачивать ее услуги. Министерство юстиции Украины, в свою очередь, в соответствии с требованиями положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов Приказом № 101/5 отменило решение о государственной регистрации Совместного приказа. Суд удовлетворил требования ГК «Укрэкоресурсы» в полном объеме. Приняв постановление, суд признал противоправными и отменил оба акта. Однако данное решение пока не вступило в законную силу и не является обязательным для исполнения до момента решения дела апелляционным судом. Только в случае вступления постановления в законную силу порядок таможенного оформления товаров в упаковке будет возвращен в прежнее состояние и уплата «мусорного сбора» на таможне восстановится.

Таким образом, на сегодня отсутствие обязанности импортеров уплачивать «мусорный сбор» на таможне остается в силе.

В то же время, суд принял определения об обеспечении иска, которыми остановил действие (1) Решения № 7 и (2) Приказа № 101/5. Однако отметим, что такие определения не имеют никаких практических последствий для импортеров, поскольку не возобновляют действие Совместного приказа, а значит, не восстанавливают и обязанность импортеров платить «мусорный сбор». Так, указанные определения только останавливают дальнейшее действие Решения № 7 и Приказа № 101/5. Они не имеют ретроспективного действия, и, следовательно, никоим образом не изменяют фактов приостановления действия Совместного приказа и отмены решения о его государственной регистрации.

Единственным практическим следствием указанных определений является то, что отмена государственной регистрации Совместного приказа в полном объеме так и не состоялась. Собственно, вступление в силу любого нормативно-правового акта предусматривает его государственную регистрацию, что включает в себя принятие решения о государственной регистрации и внесение соответствующего акта в реестр нормативно-правовых актов. В свою очередь, для прекращения действия нормативно-правового акта необходимо отменить как сам акт, так и его государственную регистрацию.

Согласно положению о регистрации нормативно-правовых актов для отмены государственной регистрации акта принимается решение об отмене его государственной регистрации, на основании которого такой акт исключается из реестра нормативно-правовых актов. В связи с определением суда об обеспечении иска исключение Совместного приказа из реестра нормативно-правовых актов так и не произошло. То есть, Совместный приказ содержится в реестре нормативно-правовых актов. Однако отметим, что наличие Совместного приказа в реестре нормативно-правовых актов никак не возобновляет его действие. Во-первых, на основании Решения № 7 Совместный приказ остановил действие с 31.12.2012 года. Данное Решение № 7 является действительным до момента вступления в силу постановления суда, а потому его правовые последствия остаются в силе.

Во-вторых, определение суда, которым остановлено Решение № 7, также не возобновляет действие Совместного приказа, ведь действие Совместного приказа остановлено не Решением № 7, а в силу ст. 28 Закона о государственной регуляторной политике. Решением № 7 только доводилось к сведению органов, которые приняли Совместный приказ, о необходимости его отмены самими органами и отмечалось, что в случае неподчинения его действие будет приостановлено. На этом действие Решения № 7 исчерпалось, а потому его приостановление не влечет за собой никаких юридических и фактических последствий.

Таким образом, на сегодня приостановление действия Совместного приказа остается в силе до момента вступления постановления суда в законную силу. Вероятно, что в ближайшее время это не произойдет в связи с апелляционным обжалованием постановления. Это означает, что на данный момент импортеры не обязаны заключать договоры с ГК «Укрэкоресурсы» и оплачивать «мусорный сбор».

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Другие статьи по теме смотрите здесь

Примечания:

1Совместный приказ Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Государственной таможенной службы Украины от 30.07.2009 № 789/414/709 «Об утверждении Порядка осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах».

2 Решение от 30.10.2012 № 7 «О необходимости устранения Министерством экономического развития и торговли, Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Государственной таможенной службой Украины нарушений принципов государственной регуляторной политики согласно требованиям Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» касательно отмены совместного приказа Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Государственной таможенной службы Украины от 30.07.2009 № 789/414/709 «Об утверждении Порядка осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах».

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 6315

Прокомментировать