+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины за три квартала 2020 года

24 ноября, 2020 Информационные письма

Вопросы к деятельности налоговой милиции в течение нескольких лет не оставляют первые позиции среди вопросов бизнеса к власти, не только из-за отсутствия правовых оснований, но и учитывая безосновательное начало и затягивание годами с закрытием уголовных производств в отношении бизнеса. Эти вопросы пытаются решить очередной «реформой» – созданием Бюро экономической безопасности Украины (03.09.2020 года в первом чтении Верховной Радой Украины был принят соответствующий законопроект1). Удастся ли решить эти вопросы без системных изменений в уголовном процессуальном законодательстве и с теми же нечеткими положениями ст. 212 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины) или, может, наоборот, такие вопросы еще и обострятся при создании единого органа из существенными полномочиями – рассуждения касательно этого вопроса в информационных письмах «Лучше как есть, чем такое БЭБУ», «Бюро экономической безопасности Украины: безопасное возвращение к небезопасной практике?».

Однако пока все же предлагаем вернуться к анализу текущей деятельности налоговой милиции, тем более, что в последнее время прослеживается медиа-активность касательно достижений налоговой милиции. Так, недавно руководством Государственной фискальной службы были опубликованы2 данные об эффективности работы налоговой милиции с 1998 года и по сегодня. Для примера приводим данные по рассматриваемому периоду – 9 месяцев 2020 года:

…… »

К таким показателям сразу возникает немало вопросов, поскольку они гораздо оптимистичнее аналогичных показателей за 9 месяцев 2020 года, предоставленных Офисом Генерального прокурора (соответствующие данные статистики).

По данным Офиса Генерального прокурора за три квартала 2020 года было зарегистрировано 784 уголовных правонарушения за уклонение от уплаты налогов, что по сравнению с прошлым годом является меньшим на 19%3 показателем.

Поэтому по количеству уголовных производств, направленных в суд, уже есть определенные вопросы, даже исходя из количества в общем зарегистрированных уголовных производств. Конечно, можно было бы предположить, что на время карантина и моратория на проведение проверок налоговая милиция решила подтянуть «старые хвосты» и уделить больше внимания завершению досудебного расследования в уже начатых уголовных производствах.

Однако на официальном сайте Офиса Генерального прокурора есть и отдельные данные о передаче в суд уголовных производств. За 9 месяцев 2020 года в суд было передано только 30 уголовных производств по ст. 212 УК Украины. И даже, если брать весь перечень уголовных правонарушений, которые подследственные налоговой милиции за исключительной подсудностью4 (к сожалению, объективно оценить количество производств, которые расследуются сопутствующе в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 216 Уголовного процессуального кодекса Украины, не удается возможным), то в суд было передано 466 уголовных производства, из которых: 304 – это производства по ст. 205-1 УК Украины (предоставление поддельных документов на государственную регистрацию).

Поэтому прослеживаются значительные несовпадения по показателям Государственной фискальной службы и Офиса Генерального прокурора, поскольку в целом результаты досудебного расследования по данным Офиса Генерального прокурора выглядят следующим образом:

Как видим, показатели по завершенным уголовным производствам по ст. 212 УК Украины тоже на достаточно низком уровне.

В свою очередь, на уровне судебного разбирательства в третьем квартале 2020 года не было принято ни одного приговора – ни оправдательного, ни обвинительного. При этом, за рассматриваемый период было принято 23 Постановления об освобождении от уголовной ответственности и прекращении производства по делу, где большинство (10 постановлений) вынесены в связи с уплатой налогов в бюджет (ч. 4 ст. 212 УК Украины), а также значительное количество (9 постановлений) – в связи с истечением сроков привлечения к уголовной ответственности. Описание всех постановлений об освобождении от уголовной ответственности и приговоров в рассматриваемом периоде в Приложении5.

Интересно, что освобождение от ответственности по постановлениям в течение трех кварталов этого года в связи с уплатой налога (возмещением убытков) состоялось на общую сумму 746 668 680 грн. В то же время по приговорам, вынесенным в том же периоде, присуждено только – 4 133 044,57 грн. То есть можно было бы предположить, что результативность расследования уголовных производств, если измерять ее за счет компенсационной функции, прослеживается в основном благодаря «обеспечению» добровольного возмещения убытков (уплатой доначисленных налогов) для последующего освобождения должностных лиц от ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины.

Этим результатом пытается оправдать свою деятельность налоговая милиция, однако является ли это собственно результатом ее деятельности? Такой вопрос у нас возник по результатам анализа собственно текста постановлений об освобождении от ответственности, поскольку такие решения подтверждают, что 338 175 397 грн были уплачены еще до начала уголовных производств. То есть по 52% возмещаемой суммы уклонения6 уголовные производства начинались уже в отношении к уплаченным суммам налогов. И такой факт напрямую подтверждает, что деятельность налоговой милиции даже в сфере «обеспечения» добровольного возмещения ущерба не является результативной, и более того – прямо прослеживается намерение налоговой милиции обеспечить хорошие статистические показатели на бумаге, начиная уголовные производства по уже уплаченным суммам налогов, где такие уголовные производства даже не должны были начинаться.

Такое заключение, например, подтверждается и Постановлением Шевченковского районного суда города Киева от 08.09.2020 года по делу № 761/23229/207, которое касалось освобождения от уголовной ответственности главного бухгалтера Дочерней компании «Газ Украины» Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» в связи с тем, что причиненный государству ущерб до сообщения главному бухгалтеру о подозрении был возмещен в полном объеме (по ч. 4 ст. 212 УК Украины).

Так, освобождение от ответственности состоялось в связи с уплатой 285 269 157,4 грн налога и штрафных санкций, которые были начислены по результатам налоговой проверки с заключениями касательно неправильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете судебных решений о взыскании задолженности.

Однако здесь, во-первых, видим все признаки налогового спора, который не может рассматриваться как преступление (подробнее об этом – «Налоговый спор или преступление?»), поскольку в вопросе правильности отражения судебных решений о взыскании средств нельзя говорить однозначно о наличии умысла, тем более, что могут быть действительно довольно разные подходы, которые должны оцениваться компетентным судом – судом административной юрисдикции в рамках налогового спора.

Во-вторых, здесь к тому же видим классический случай комплексного давления налоговых и правоохранительных органов на Предприятие. Так, по данным Единого государственного реестра судебных решений, Предприятию, среди прочего, начислен налоговый долг и вынесено решение об описи имущества в налоговую заставу8.

И наконец, как следует из сопоставления дат уголовное производство в отношении главного бухгалтера по уклонению от уплаты налогов было инициировано уже после фактической уплаты Предприятием доначисленной суммы налога. Поэтому соответствующие действия ничем иным, как давлением на Предприятие или попыткой улучшить статистику (началом производства, которое очевидно подлежит закрытию), к сожалению, не объясняются.

В связи с этим, при имеющихся реалиях работы налоговой милиции, к сожалению, ожидания от внедрения единого органа с существенными полномочиями при текущих возможностях для злоупотребления, исходя из несовершенств уголовного и уголовного процессуального законодательства, пока совсем лишены оптимизма.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Проект Закона о Бюро экономической безопасности Украины

2Публикация ЛИГА. Блоги «Ликвидировать нельзя оставить»

3За аналогичный период 2019 года органами досудебного расследования было открыто 967 уголовных производств за уклонение от уплаты налогов.

4Согласно ч. 3 ст. 216 УПК Украины следственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства, осуществляют досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных ст. 204, 205-1, 212, 212-1, 216, 218-1, 219 Уголовного кодекса Украины.

5Ссылка на судебные решения

6В целом возмещенная сумма уклонения составляет 649 166 276 грн.

7В ЕГРСР по ссылке.

8В ЕГРСР по ссылке.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 2625

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«Поехали!»: Бюро экономической безопасности Украины начало свою деятельность 01 декабря, 2021    253

С какими показателями налоговая милиция завершает свою работу?
Статистика уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2021 года
06 сентября, 2021    414

Статистика уголовных производств за уклонение от уплаты налогов в первом квартале 2021 года 31 мая, 2021    1080

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2021 году 15 марта, 2021    28629

Иллюзия отсутствия вины при закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков давности 10 марта, 2021    10172

Статистика уголовных производств по налогам за 2020 год: прощай, милиция! Привет, БЭБУ! 17 февраля, 2021    1150

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины («Уклонение от уплаты налогов») за первое полугодие 2020 года 28 июля, 2020    2307

Статистика уголовных производств по налогам за 2019 год 31 января, 2020    2358

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 Уголовного Кодекса Украины c 01 января 2020 года 14 января, 2020    42830

Обновление! Фальстарт. Увеличение ответственности за уклонение от уплаты налогов
и некоторые другие преступления,
и
некоторые другие важные изменения Закона о внесении изменений по упрощению досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений
20 декабря, 2019    2033

Декриминализация «фиктивного предпринимательства»: а что на практике? 02 декабря, 2019    2059

Декриминализация уклонения от уплаты налогов на сумму < 2 881 500 грн.
Обратное действие во времени действующей редакции ст. 212 УКУ
11 октября, 2019    4420

Прокомментировать