+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Статистика уголовных производств за уклонение от уплаты налогов в первом квартале 2021 года

31 мая, 2021 Информационные письма

12.05.2021 г. на заседании Кабинета Министров Украины было принято Постановление Кабинета Министров Украины о создании Бюро экономической безопасности Украины1 (далее – Бюро) как центрального органа исполнительной власти. При этом, как видим, речь идет не о полноценном начале работы нового органа досудебного следствия, а лишь о внесении Бюро в схему направления и координации деятельности центральных органов исполнительной власти, которые «курируются» через Кабмин2.

Таким образом, институционально Бюро на шаг стало ближе к созданию, но напомним, что по Закону «О Бюро экономической безопасности Украины» Бюро должно заработать не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу (т. е. не позднее окончания сентября 2021 г.).

В то же время отбор в Бюро будет осуществляться на конкурсной основе, а кандидатов будет отбирать специально созданная комиссия, которая вот-вот должна быть представлена ​​и начнет отбор на должность Директора Бюро, – эта новость была сообщена Президентом Украины во время последней пресс-конференции. При этом текущий персонал Государственной фискальной службы, как понимаем, планирует участвовать в конкурсе.

Интересно, а беспокоятся ли потенциальные кандидаты в Бюро показателями своей результативности, что следует из следующей статистики?

1.

Так, по данным Офиса Генерального прокурора, в первом квартале 2021 г. было открыто всего 29 уголовных производств. В прошлом же году за первый квартал было зарегистрировано 246 производств за уклонение от уплаты налогов, что почти в девять раз больше (!!!).

То есть стоит сказать, что в этом году был зафиксирован, вероятно, самый низкий показатель за последние 5 лет, в течение которых отслеживалась статистика уголовных производств за уклонение от уплаты налогов, что иллюстрируется следующим графиком:

За три месяца 2021 г. были вручены 12 подозрений (зато в прошлом году подозрений было меньше – всего 8), а следствие с государственными обвинителями направило в суд 2 обвинительные акты – аналогично, как и за три первых месяца 2020 г. Ни одно из производств в первом квартале 2021 г. за уклонение от уплаты налогов закрыто не было, в отличие от такого же периода 2020 г.

Как видим, не прослеживается активность в расследовании уклонения от уплаты налогов.

Надеемся, что причина такого явления кроется в «качественном» (а не количественном) подходе к расследованию уголовных производств. Но в действительности считаем, что причины другие, банальнее, а именно продлен мораторий на проведение документальных плановых проверок, которые всегда были источником существенных уголовных производств, а также желание, наверное, передать «авгиевы конюшни» на Бюро и его сотрудников.

2.

Если же говорить о результатах судебного разбирательства, то по данному показателю результаты, как всегда, не многочисленны. Так, в течение первых трех месяцев 2021 г. суды рассмотрели по сути 3 уголовных дела, постановив 1 обвинительный приговор и 2 оправдательных приговора. Казалось бы, что немного, но это почти половина от всех приговоров за прошлый год (в 2020 г. было принято всего 7 приговоров). При этом постановлений об освобождении от уголовной ответственности было значительно больше, а именно 28.

В свою очередь хотели бы выделить два приговора – по делу № 947/15030/20 и по делу № 210/4382/16-к.

Приговор по делу № 947/15030/20 касался директора предприятий нерезидентов, которые были зарегистрированы в низконалоговых юрисдикциях, и использовались в схемах незаконного использования таможенного режима переработки. Это одно из дел, которое касалось так называемых «схем Курченко». Так, в 2013 г. в таможенный орган были представлены 55 инвойс-проформ, с подписями обвиняемой как директора панамской компании, по которым осуществлено таможенное оформление нефтепродуктов. Товары общей стоимостью 1,8 млрд грн были под таможенным контролем и должны были быть транспортированы за пределы таможенной территории Украины через терминал другого юридического лица в Ренийском порту. В действительности перегрузка нефтепродуктов через терминал не осуществлялась, а нефтепродукты, которые должны были быть вывезены за таможенную границу Украины в таможенных режимах транзита и реэкспорта, выпускались в свободное обращение на территорию Украины без уплаты налогов.

В ходе судебного разбирательства обвиняемая пошла на сделку со следствием в обмен на сотрудничество с органами предварительного расследования в уголовном производстве касательно организаторов схем уклонения от уплаты налогов. Вместе с этим, опять вопрос – а будут ли иметь ценность эти показания в отношении организаторов схем суммы уклонения от уплаты налогов и соответствующих поступлений, учитывая сомнения касательно реальной возможности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Также заслуживает внимания приговор по делу № 210/4382/16-к. Как следует из фактических обстоятельств дела, действия обвиняемого, который занимал должность директора предприятия-посредника в поставках на атомную электростанцию ​​систем кондиционирования, были инкриминированы как уклонение от уплаты налогов. По мнению следствия, действия директора по документальному оформлению приобретения систем кондиционирования для продажи их атомной электростанции были направлены на формирование безосновательного налогового кредита, поскольку директор продавца был привлечен к ответственности за фиктивное предпринимательство.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что системы кондиционирования от первоначального продавца к атомной электростанции (НАЭК «Энергоатом») действительно были поставлены и по этим операциям нет никаких нареканий от атомной электростанции, что не только не опровергает реальности хозяйственной операции между предприятием и первоначальным продавцом, а наоборот – подтверждает ее осуществление. Кроме того, наличие вины директора не подтверждалось и было основано лишь на предположениях следствия.

Стоит отметить, в ходе судебного разбирательства сторона обвинения в качестве свидетеля вызвала следователя, который вел расследование уголовного производства касательно фиктивного предпринимательства в отношении должностного лица первоначального продавца систем кондиционирования. При этом, учитывая содержание показаний следует, что следователь, несмотря на наличие реальных доказательств, фактически предоставлял оценочные суждения, которые не могли быть приняты во внимание, что, собственно, и сделал суд, постановив оправдательный приговор.

Полный перечень судебных решений за уклонение от уплаты налогов с кратким их обзором предоставляем в Приложении №1.

3.

В сухом остатке мы видим, что активности в части досудебного расследования не наблюдается, даже видимой. Как понимаем, есть желание передать все «авгиевы конюшни» на Бюро.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Постановление КМУ от 12.05.2021 г. № 510 «О создании Бюро экономической безопасности Украины».

2Постановление КМУ от 10.09.2014 г. № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 901

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

С какими показателями налоговая милиция завершает свою работу?
Статистика уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2021 года
06 сентября, 2021    319

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2021 году 15 марта, 2021    22799

Иллюзия отсутствия вины при закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков давности 10 марта, 2021    8734

Статистика уголовных производств по налогам за 2020 год: прощай, милиция! Привет, БЭБУ! 17 февраля, 2021    1066

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины за три квартала 2020 года 24 ноября, 2020    2550

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины («Уклонение от уплаты налогов») за первое полугодие 2020 года 28 июля, 2020    2244

Статистика уголовных производств по налогам за 2019 год 31 января, 2020    2300

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 Уголовного Кодекса Украины c 01 января 2020 года 14 января, 2020    42066

Обновление! Фальстарт. Увеличение ответственности за уклонение от уплаты налогов
и некоторые другие преступления,
и
некоторые другие важные изменения Закона о внесении изменений по упрощению досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений
20 декабря, 2019    2008

Декриминализация «фиктивного предпринимательства»: а что на практике? 02 декабря, 2019    1986

Декриминализация уклонения от уплаты налогов на сумму < 2 881 500 грн.
Обратное действие во времени действующей редакции ст. 212 УКУ
11 октября, 2019    4367

Декриминализация ст. 205 УКУ и изменения в ст. 212 УКУ – увеличение порогов неуплаты налогов при которых возможно привлечение к уголовной ответственности
Какие практические последствия по текущим делам?
26 сентября, 2019    19487

Прокомментировать