+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Статистика расследования уголовных производств по ст. 212 УК Украины за период 2013 года, или «налоговый рэкет в порядке нового УПК Украины»

06 марта, 2014 Информационные письма

1.

Следствием вступления в силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины) стал значительный рост количества открытых уголовных производств и соответствующее увеличение давления на налогоплательщиков со стороны правоохранительных органов, а особенно налоговой милиции. Подтверждением этого стала официальная статистика расследования уголовных правонарушений за период 2013 года, обнародованная Генеральной прокуратурой Украины и Государственной судебной администрацией Украины.

В частности, такая новация УПК Украины как обязательная регистрация в Едином реестре досудебных расследований (далее – ЕРДР) всех уголовных правонарушений, о признаках которых стало известно следователям и прокурорам, значительно увеличила количество начатых уголовных производств по статье 212 (уклонение от уплаты налогов) Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины).

Свою роль в этом играет также и механизм, закрепленный в пп 2.5 Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденных Указом ГНС Украины от 31.10.2012 № 948, согласно которому налоговые инспекторы по результатам проверок обязаны передавать в следственные управления финансовых расследований данные обо всех выявленных нарушениях налогового законодательства, доначисления по которым достигают «порога» уголовной ответственности (в 2013 году это 573,5 тыс. грн, по состоянию на 2014 год – 609 тыс. грн). Налоговая милиция, в свою очередь, по таким сообщениям, руководствуясь ст. 214 УПК Украины, регистрирует производства по ЕРДР и начинает досудебное расследование.

На практике такой автоматический механизм открытия уголовного производства работает только по отношению к налогоплательщикам. При нарушении должностными лицами налоговых органов прав налогоплательщиков, работники органов внутренних дел и прокуратуры не регистрируют в ЕРДР обоснованные заявления о совершении должностными лицами налоговых органов преступлений, несмотря на императивную норму статьи 214 УПК. Подробнее об этом см. статью от 20 августа 2013 года «Одним можно, а другим — нельзя! Избирательность внесения сведений в ЕРДР».

Функционирование автоматического механизма открытия уголовных производств привело к тому, что на протяжении 2013 года в Украине органы досудебного расследования зарегистрировали (взяли на учет) 3069 новых уголовных производств по ст. 212 УК Украины. Стоит отметить, что это лишь те производства, которые были внесены в ЕРДР с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года. Но это не все производства, которые обрабатывались органами досудебного расследования, ведь много производств были зарегистрированы в 2012 году и продолжали расследоваться в 2013 году (со вступлением в силу нового УПК Украины все существующие на тот момент уголовные дела массово регистрировались в ЕРДР).

2.

Чтобы понимать реальные масштабы вопроса и сделать выводы касательно эффективности работы органов финансовых расследований стоит определить общее количество уголовных производств по ст. 212 УК Украины, которые расследовались в 2013 году.

Для этого необходимо обратиться к статистике принятых процессуальных решений по уже зарегистрированным уголовным производствам.

Так, за период с 1 января по 31 декабря 2013 года всего были закрыты 3662 уголовных производства (в т.ч. по ч. 1 пп. 1, 2, 4, 6 ст. 284 УПК Украины – 3655 производств). Заметим, что количество закрытых производств превышает количество зарегистрированных (состоящих на учете) на протяжении 2013 года новых уголовных производств (3069). Такое положение вещей можно объяснить «разгребанием авгиевых конюшен» органами досудебного расследования.

В то же время по 2600 зарегистрированным уголовным правонарушениям за уклонение от уплаты налогов по состоянию на конец 2013 года не было принято соответствующего процессуального решения (об окончании или прекращении), то есть по состоянию на 31 декабря 2013 года существовало 2600 производств, которые просто «висели» без передачи в суд или закрытия дела.

При этом, согласно статистическим данным, сообщение о подозрении в 2013 году было предъявлено лишь в совершении 482 преступлений по ст. 212 УК Украины. Из них направлено в суд 437 уголовных производства.

Значит, учитывая указанные выше официальные данные, можно определить общее количество уголовных производств по ст. 212 УК Украины, которые расследовались в 2013 году, по следующей формуле:

Общее количество производств (КП) в 2013 году = КП, по которым на конец отчетного периода не было принято никакого решения (2600) + КП, по которым производства закрыты (3662) + КП, по которым производства остановлены (10) + КП, по которым производства направлены в суд (437).

Итак, в общем, как получается, в органах досудебного расследования в 2013 году находилось в ведении 6709 (2600+3662+10+437) уголовных производств касательно умышленного уклонения от уплаты налогов.

3.

Теперь что касается эффективности расследования уголовных правонарушений по ст. 212 УК Украины. Лишь в 482 производствах из 6709 расследуемых в 2013 году лицам было направлено сообщение о подозрении. То есть лишь в 7 % производств по ст. 212 УК Украины лицам сообщается о подозрении.

Также заметим, что материалы по 272 преступлениям по ст. 212 УК Украины были переданы в суды с ходатайствами об освобождении от уголовной ответственности. Из опыта, передача дела в суд с ходатайством об освобождении по ч. 4 ст. 212 УК Украины также используется в качестве механизма давления на налогоплательщика, ведь такое освобождение от ответственности предусматривает признание уголовного правонарушения и обязательную уплату всех доначисленных налоговых обязательств. Подробнее об особенностях освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины см. обзорное письмо от 31 октября 2012 года «Особенности освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 Уголовного кодекса Украины согласно новому Уголовному процессуальному кодексу Украины».

С обвинительным актом в суды в 2013 году были переданы лишь 165 производств по ст. 212 УК Украины (менее 2,5 % расследованных производств).

Итак, общая статистика расследования уголовных производств по ст. 212 Уголовного кодекса Украины за период 2013 года выглядит следующим образом:

на протяжении периода всего состояло на учете уголовных производств за год зарегистрированных уголовных производств в 2013 году закрыто + остановлено производств на протяжении года
2013 6709 3069 3662 + 10
вручено сообщений о подозрении

из которых поступило в суд (437)

с обвинительным актом с ходатайством об освобождении от уголовной ответственности
482 (7%) 165 (2,5%) 272 (4,5%)

4.

Стоит отметить, что соответственно статистическим данным за 2013 год, судами были приняты всего 113 обвинительных приговора по производствам по ст. 212 УК Украины. В то же время в 2013 году по уголовным производствам по обвинениям в уклонении от уплаты налогов судами были приняты лишь 6 оправдательных приговоров. Таким образом, часть оправдательных приговоров по признакам преступления уклонения от уплаты налогов, по отношению к обвинительным, составляет лишь 5 %.

Мало того, по отношению к общему количеству производств, которые состояли в органах досудебного расследования за год, часть обвинительных приговоров (113) по ст. 212 УК Украины составляет лишь 1,6 % от общего количества производств, а часть оправдательных приговоров (6) по ст. 212 УК Украины составляет лишь 0,09 % от общего количества производств.

5.

Такие статистические данные красноречиво свидетельствуют как о неэффективности механизма автоматического открытия уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов лишь на основании выводов актов налоговых проверок, так и о неэффективности работы органов досудебного расследования. Следствием этого является то, что лишь 2,5 % производств доходят до стадии судебного рассмотрения, то есть лишь 2,5 % производств касаются признаков реальных преступлений, и лишь по 1,7 % производств судами выносятся приговоры. Другая часть уголовных производств по ст. 212 УК Украины (97,5 %) является ничем иным, как средством влияния и запугивания налогоплательщиков.

Таким образом, учитывая проанализированные данные за 2013 год можно прийти к выводу, что расследование уголовных производств по признакам уклонения от уплаты налогов нацелено лишь на «наполнение» государственного бюджета и является таким себе «налоговым рэкетом», ведь наличие открытого уголовного производства используется как инструмент давления на налогоплательщика с целью заставить его уплатить доначисленные налоговые обязательства, а не для реальной борьбы с экономической преступностью как это должно быть.

Примечания:

Эта тема в некоторой мере изучалась нашей фирмой и в предыдущие годы. В частности, такого рода статистике, в сравнении с некоторыми другими странами был посвящен один из блоков в статье «Налоговый кодекс как эпитафия», опубликованной на портале «Экономическая правда» 8.07.2010. Соответствующая часть статьи по этой теме выделена маркером:

Загрузить pdf-файл статьи (208,0 Kb)

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2014

Просмотры 5880

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины с 01 января 2018 года 17 января, 2018    64699

Прокуратура потеряла полномочия досудебного расследования преступлений, подследственных Государственному бюро расследований 04 декабря, 2017    13689

Уголовная ответственность за нормотворчество, которое приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет 13 октября, 2017    3073

Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2017 года: «призрак» налоговой милиции и «эффективность» суда 27 сентября, 2017    3214

Приговоры по уголовным производствам касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2017 года 26 сентября, 2017    3770

Досудебное расследование за уклонение от уплаты налогов (по ст. 212 УК Украины): сейчас только относительно депутатов и власть имущих? 21 августа, 2017    9913

Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов в первом квартале 2017 года: приговоры, тенденции и статистика 05 июля, 2017    3286

Узаконивание [незаконных] налоговых проверок в рамках уголовного производства? 29 мая, 2017    2918

Презентация «Незаконность назначения налоговых проверок в рамках уголовного производства» 06 марта, 2017    3068

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: как подтверждено судами в 2016 году и какие реальные санкции 22 февраля, 2017    22068

Уголовные производства по уклонению от уплаты налогов в 2016 году: приговоры, тенденции и статистика 17 января, 2017    3692

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК в 2017 году
Или НУР на какую сумму будут пугать в этом году?
11 января, 2017    89891

Прокомментировать