+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Упрощение процедуры ликвидации физических лиц-предпринимателей и введение возможности совершения регистрационных действий в отношении юридических лиц, принявших решение о прекращении

16 мая, 2014 Информационные письма

13.05.2014 г. Верховная Рада Украины приняла законы, которыми внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы прекращения субъектов хозяйствования.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (далее – «Закон по вопросам прекращения юридических лиц») предусматривает упрощение процедуры прекращения юридических лиц и предоставление возможности вносить изменения в сведения в Едином государственном реестре после принятия решения о прекращении юридического лица.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей по заявительному принципу» (далее – «Закон по вопросам прекращения ФЛП») вводит радикально измененный порядок прекращения предпринимательской деятельности физических лиц, следствием чего предусматривается сокращение срока прекращения деятельности физического лица-предпринимателя до одного дня. Указанные законы вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования, и спустя месяц со дня опубликования соответственно.

Изменения в порядок прекращения юридических лиц

1. Отменено положение о запрете совершения определенных регистрационных действий с даты внесения в Единый государственный реестр записи о решении относительно прекращения юридического лица. Со вступлением в силу новаций Государственным регистраторам разрешается совершать ранее запрещенные действия в отношении юридических лиц, находящихся в процессе прекращения, а именно:

  • проводить государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении;
  • вносить изменения в Единый государственный реестр относительно сведений об обособленных подразделениях, кроме сведений об их закрытии;
  • проводить государственную регистрацию юридического лица, основателем (участником) которого является юридическое лицо, относительно которого было принято решение о прекращении;
  • проводить государственную регистрацию изменений в сведения, которые содержатся в Едином государственном реестре, о местонахождении юридического лица.

Отмененный запрет распространялся не только на случаи прекращения по решению основателей (участников), поэтому указанные выше действия с этих пор могут совершаться юридическими лицами, относительно которых судом было принято решение о признании банкротом, или на основании решения суда, не связанного с банкротством, а также в случае проведения государственной регистрации прекращения банка на основании решения Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.

Указанная новация значительно упрощает процедуру прекращения юридического лица, поскольку, например, позволяет юридическому лицу в процессе прекращения избежать применения процедуры банкротства путем покрытия задолженности за счет увеличения своего уставного капитала.

2. В связи с вышеизложенным, исключено такое основание отказа в проведении государственной регистрации юридического лица, как факт пребывания юридического лица-основателя в процессе прекращения.

3. Отменено основание для оставления государственным регистратором без рассмотрения документов, поданных для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения либо преобразования, если в Едином государственном реестре касательно такого юридического лица содержатся сведения о том, что оно является участником (собственником) других юридических лиц.

4. Исключена обязанность закрытия обособленных подразделений в случае прекращения юридического лица в результате передачи их правопреемнику по распределительному балансу. Следует обратить внимание на тот факт, что обособленное подразделение является составляющей организационной структуры юридического лица, а не имуществом предприятия, собственность на которое входит в имущественные права, которые могут передаваться по распределительному балансу. Но, учитывая цель законодателей упростить процедуру разделения, данное положение не должно создавать дополнительных трудностей при оформлении передачи обособленных подразделений правопреемнику.

Дополнительно Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» дополнен положением, согласно которому если в Едином реестре содержатся сведения о том, что юридическое лицо имеет незакрытые обособленные подразделения, государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр соответствующие изменения в сведения об этих обособленных подразделениях в части принадлежности к юридическому лицу-правопреемнику.

Изменения в порядок прекращения физических лиц-предпринимателей

Законом по вопросам прекращения ФЛП вводится заявительный принцип, который в корне меняет порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП.

Так, со вступлением в силу изменений будет полностью отменена действующая процедура регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП и заменена на упрощенный порядок, предусматривающий следующие действия:

  • подача государственному регистратору регистрационной карточки на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем, которая принимается с описью, копия которой в день поступления документа выдается (отправить по почте) заявителю с отметкой про дату ее поступления;
  • после этого государственный регистратор, при отсутствии оснований для оставления документа без рассмотрения, обязан не позже следующего рабочего дня с даты поступления внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем и в тот же день выдать (отправить по почте) сообщение о внесении такой записи.

При этом Государственный регистратор имеет право оставить поданную регистрационную карточку без рассмотрения лишь в случае, если документ подан по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации прекращения, либо если документ не соответствует требованиям Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Таким образом, для прекращения деятельности ФЛП отменяется необходимость:

  • подачи Государственному регистратору заявления о прекращении предпринимательской деятельности ФЛП с указанием сведений о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований;
  • письменного уведомления государственного регистратора и кредиторов касательно принятого решения о прекращения предпринимательской деятельности;
  • проведения внеплановых проверок и получение справок от налогового органа и Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности, или ожидания истечения сроков предоставления таких справок (или отказа в их выдаче) для проведения государственной регистрации по принципу молчаливого согласия.

Кроме указанного, Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» после внесения изменений не предусмотрено право указанных выше органов направлять Государственному регистратору сообщение о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения.

В случае же прекращения предпринимательской деятельности ФЛП на основании судебного решения, не связанного с банкротством, Государственный регистратор, не позже следующего рабочего дня с даты поступления судебного решения, самостоятельно заполняет регистрационную карточку и вносит в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности в связи с постановлением судебного решения.

Также важно отметить, что необходимость проведения окончательных расчетов и проверок налоговыми органами, а так же Пенсионным фондом не отменяется и совершается после проведения государственной регистрации прекращения деятельности ФЛП, в то время как такое физическое лицо пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность, предусмотренные для плательщика налогов, сборов и других платежей в части деятельности, которая совершалась им в качестве физического лица-предпринимателя. То же касается обязательств, возникших у лица в связи с предпринимательской деятельностью, наличие которых не исключается с прекращением деятельности ФЛП.

Дополнительно новым законом устанавливается возможность применения процедуры банкротства к долгам физического лица, которые возникли именно в связи с осуществлением таким физическим лицом предпринимательской деятельности.

Подытоживая анализ новой процедуры прекращения ФЛП укажем, что Закон по вопросам прекращения ФЛП не предусматривает изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, который в пункте 6 части 1 статьи 80 устанавливает, что хозяйственный суд прекращает производство по делу, в случае прекращения деятельности субъекта хозяйствования, который был одной из сторон по делу. Так, риски избежания судебного преследования физическими лицами проанализированы в статье от 26 февраля 2013 года. Таким образом, единственным актом, в котором упоминается данный вопрос, является Постановление Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 1 марта 2013 года № 3, где в абзаце 3 пункта 14 указано, что после прекращения производства по хозяйственному делу на основании, указанном выше, споры при участии таких лиц подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2014

Просмотры 8207

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018    2577

О вечном 22 октября, 2018    1798

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях» 17 июля, 2018    8600

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018    6728

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018    1371

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018    1156

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018    3165

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018    9849

Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками 14 мая, 2018    1378

Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях 27 апреля, 2018    1340

Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью 22 марта, 2018    9932

При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году? 19 марта, 2018    1338

Прокомментировать