Новый закон об упрощении условий ведения бизнеса

11 марта, 2015 Информационные письма

 с обновлением  от 20 апреля 2015 

5 апреля 2015 года вступил в силу закон №191-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении условий ведения бизнеса (дерегуляция)» от 12.02.2015 года.

Ввиду большого объема нового закона (вносятся изменения в 37 других законов Украины), мы обращаем внимание только на некоторые его новеллы, являющиеся наиболее интересными с нашей точки зрения.

Изменения законодательства в сфере сельского хозяйства и земельных отношений

Декларируемыми целями изменений правового регулирования в агропромышленном комплексе были стимулирование рационального использования сельскохозяйственных земель и упрощение арендных отношений, а также приведение в соответствие к законодательству ЕС деятельности по производству и обороту органической сельскохозяйственной продукции.

  • Арендные отношения

Прежде всего, стоит отметить значительное сокращение перечня существенных условий договора аренды земли (Закон Украины «Об аренде земли») – из 10 существенных условий остается только три: касательно объекта аренды, срока действия договора аренды и арендной платы. Также отменяются требования относительно обязательных приложений, которые являются неотъемлемой частью договора аренды земли.

Мы приветствуем указанные изменения, поскольку они позволяют устранить практику признания договоров аренды земли недействительными на основании отсутствия второстепенных по сути условий и реквизитов. Например, ранее признавались существенными условия передачи в залог и внесение в уставный фонд права аренды земельного участка. И даже несмотря на то, что для земельных участков государственной и коммунальной собственности невозможность передачи в залог и внесение в уставный фонд права аренды прямо установлена законом, договор аренды мог быть признан недействительным только из-за того, что стороны не продублировали в нем соответствующего положения законодательства.

Новым законом устанавливается исключительно денежная форма арендной платы. По соглашению сторон расчеты по арендной плате за землю могут осуществляться в натуральной форме (это не касается земельных участков государственной и коммунальной собственности). Отработочная форма арендной платы, которая была возможна ранее, отменяется.

Отменено законодательное разделение аренды на краткосрочную (не более 5 лет) и долгосрочную (не более 50 лет), которое уже долгое время не имело практического значения (в прошлом существовали различия для обязательного нотариального удостоверения договоров аренды земли в зависимости от их срока).

Предлагалось также заменить положение закона, по которому Кабинет Министров Украины разрабатывает примерный договор аренды земли вместо типовой формы договора аренды земли, однако эти нормы были исключены из проекта ко второму чтению. Следует отметить, что в любом случае эта норма не решила бы проблемы правоприменительной практики, связанной с тем, что Кабинет Министров Украины, вопреки требованиям закона, в 2004 году утвердил Типовой договор аренды земли (в соответствии с определением типового договора его условия являются обязательными, а договор, который им не соответствует, может быть признан недействительным), в то время как законом было предоставлено указание утвердить типовую форму договора аренды земли (которая, как и «примерный договор аренды земли», содержит рекомендуемые, а не обязательные условия). По нашему мнению, проблема должна быть решена самим Кабинетом Министров Украины путем отмены типового договора аренды и утверждением типовой формы (примерного договора).

  • Земли личного крестьянского хозяйства

В Земельном кодексе Украины появляется норма «земельные участки, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства, могут передаваться гражданами в пользование юридическим лицам Украины и использоваться ими для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства без изменения целевого назначения этих земельных участков», которая заменяет всю предыдущую редакцию статьи кодекса о земельных участках личных крестьянских хозяйств (далее – «ЛКХ»).

Очевидно, отмена предыдущих положений не означает, что граждане теряют право иметь земельные участки ЛКХ на праве собственности и арендовать их, или что иностранцы и лица без гражданства не могут иметь земельные участки для ведения ЛКХ на условиях аренды (это следует из других положений кодекса и законодательства). Также является позитивной отмена необходимости изменения целевого назначения для использования на условиях аренды этих земельных участков юридическими лицами.

С другой стороны, возникает вопрос о правомерности владения юридическими лицами земельными участками личного крестьянского хозяйства на праве собственности. На сегодня многие юридические лица владеют такими участками, которые были на законных основаниях приобретены у граждан, в силу того, что на земельные участки личного крестьянского хозяйства не распространяются ограничения «земельного моратория» (при условии, что они были приватизированы в индивидуальном порядке, а не получены вследствие паевания).

При отсутствии в законодательстве выраженного запрета, на практике владение юридическим лицом земельным участком личного крестьянского хозяйства считалось допустимым (правда, с рекомендацией передавать такие участки в аренду физическим лицам для использования по целевому назначению). Отныне, в условиях урегулирования законодателем положений об аренде юридическими лицами земельных участков ЛКХ и при отсутствии положений о собственности юридических лиц на земли ЛКХ, риск признания такого владения незаконным увеличивается.

  • Севообороты и упорядочение угодий

Новым законом отменяется обязательная разработка и утверждение проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочения угодий и предусматривают меры по охране земель (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса Украины), для владельцев и пользователей земельных участков товарного сельскохозяйственного производства. Напоминаем, что согласно переходным положениям Земельного кодекса, эти требования распространялись только на земельные участки площадью более 100 гектаров, а с 1 января 2015 года стали обязательными и для всех других земельных участков товарного сельскохозяйственного производства.

Вместо этого вводится требование заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения на срок не менее 7 лет, которое теперь касается как земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства, так и земель фермерского или личного крестьянского хозяйства. То есть, по мнению законодателя, арендуя земельный участок на длительный срок, арендатор будет сам заинтересован в сохранении плодородия земельного участка, для чего будет придерживаться ротаций севооборотов и других требований охраны земель.

Следует заметить, что и раньше Закон Украины «Об аренде земли» содержал норму о том, что при передаче в аренду сельскохозяйственных угодий для ведения товарного сельскохозяйственного производства срок действия договора аренды земельных участков определяется с учетом периода ротации основного севооборота согласно проектам землеустройства. Таким образом, изменения, по сути, устанавливают минимальный срок такого периода ротации (7 лет) и распространяют эти требования как на земли фермерского, так и личного крестьянского хозяйства.

Интересно, что для владельцев сельскохозяйственных земель (в частности земель личного крестьянского хозяйства), которые самостоятельно используют свои земельные участки, обязательных требований по упорядочению угодий и соблюдению ротаций севооборотов не установлено.

Вместе с тем отменяются нормативы оптимального соотношения культур в севооборотах в разных природно-сельскохозяйственных регионах, а также отменяется  обязательная государственная экспертиза проектов землеустройства, обеспечивающая эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий.

  • Органическая продукция и сырье

Новым законом отменяется государственный надзор (контроль) в сфере производства и оборота органической продукции (сырья), а также внедряются нормы о государственной и научной поддержке производства и обращения органической продукции и сырья. Была введена норма о том, что продукция (сырье), сертифицированная в странах Европейского Союза в качестве органической, размещается на рынке Украины как органическая продукция (сырье) без какой-либо дополнительной сертификации.

Изменения законодательства в сфере строительства

В сфере строительства планировалось существенное реформирование в сторону децентрализации государственного управления, в частности путем передачи на местный уровень, в том числе местным органам самоуправления, полномочий по выдаче разрешительных документов, осуществлению архитектурно-строительного контроля (по соблюдению заказчиками, проектировщиками, подрядчиками и экспертными организациями законодательства и норм в сфере градостроительства) и принятию в эксплуатацию объектов. Одновременно устанавливался центральный архитектурно-строительный надзор за деятельностью таких органов. Однако эти нормы не вошли в финальный текст закона.

  • Перепланировка жилых помещений

Позитивной и долгожданной новеллой законодательства в сфере строительства стали изменения в Жилищный кодекс, которые четко определили, что выполнение работ по переоснащению и перепланировке жилого дома и жилого помещения, не предусматривающие вмешательства в несущие конструкции и/или инженерные системы общего пользования, не нуждаются в получении документов, предоставляющих прав на их использование. После завершения указанных работ введение объекта в эксплуатацию не требуется. Изменения распространяются как на помещения частного, так и государственного или общественного жилищного фонда.

Напоминаем, что раньше проведение перепланировки жилых помещений не только создавало риск признания строительных работ (что означает необходимость получения соответствующих разрешений на строительство и введение в эксплуатацию), а и, в соответствии с нормами Жилищного кодекса, требовало получения разрешения из исполкома местного совета. Даже замена в квартире систем отопления или водопровода могла, учитывая вмешательство в инженерные системы дома, толковаться как строительные работы. С подписанием такого закона указанный риск был устранен.

Изменения законодательства в сфере регистрационных услуг (регистрация юридических лиц и СПД, регистрация прав на недвижимость)

  • Дополнительные платные услуги и привлечение частных посредников

Одной из важнейших новелл регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей предлагались нормы о возможности предоставления «других платных услуг» (перечень устанавливается КМУ) в сфере государственной регистрации, а также плата за сокращенные сроки предоставления регистрационных услуг. Одновременно предлагалась возможность передачи функций государственного регистратора по выдаче и приему документов должностным лицам органов местного самоуправления, администраторам центров предоставления административных услуг, а также другим лицам, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Предлагая указанную инициативу, законодатель предполагал разрешить передачу «на аутсорсинг» части услуг по государственной регистрации. Предусматривалось, что такой шаг, во-первых, позволит повысить качество коммерциализированных регистрационных услуг, а во-вторых, защитит от необоснованных отказов государственных регистраторов в принятии документов (документы на регистрацию будут передаваться через независимых посредников).

Вместе с тем, в финальной редакции закона от передачи части функций государственных регистраторов частным посредникам решили отказаться. А дополнительные платные услуги, а также плата за сокращенные сроки предоставления регистрационных услуг были внедрены только по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Постановлением Кабинета Министров Украины №190 от 08.04.2015 года (вступает в силу с 22.06.2015 года) были установлены тарифы для оплаты сокращенных сроков предоставления услуг по регистрации прав на недвижимое имущество. Перечень других дополнительных услуг на сегодня еще не утверждался.

Мы не можем не отметить высокий риск навязывания бизнесу и гражданам таких дополнительных платных услуг, искусственного наращивания процедуры регистрации услугами «консультирования» и «помощи в оформлении пакета документов», в случае если указанные нормы все же будут приняты.

Изменения законодательства в сфере разрешительной системы и другие изменения

  • Отменяется государственная регистрация договоров коммерческой концессии.
  • Отменены нормы по обязательному содержанию биоэтанола в бензинах моторных, производимых и реализуемых на территории Украины.

Согласно закону, который действовал раньше, вводилось поэтапное увеличение нормативно определенной доли производства и применение биотоплива и смесевого топлива моторного, в частности содержание биоэтанола в 2014-2015 годах должно было составлять не менее 5%, а с 2016 года – увеличено до 7%. Изменения являются позитивными, учитывая немало объективных препятствий для соблюдения установленных нормативов участниками рынка.

  • Другие разрешительные документы, которые были отменены:
    • разрешение на проведение промышленных испытаний опытных и экспериментальных образцов горношахтного оборудования и материалов, которые применяются в шахтах и рудниках;
    • разрешение на установку или сооружение когенерационных установок на базе существующих энергетических объектов;
    • сертификация пестицидов и агрохимикатов;
    • сертификат соответствия и заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на фасованную питьевую воду;
    • аттестация производства предприятий, осуществляющих переработку, утилизацию или уничтожение изъятой из оборота некачественной и опасной продукции;
    • обязательная экспертиза на соответствие НПА в сфере охраны труда рабочего проекта или рабочей документации по введению новых технологий на производстве;
    • эксплуатационное разрешение для мощностей (объектов) по переработке продуктов лова, а также свидетельство производителя о качестве продуктов лова, полученное в порядке специального использования рыбы, других водных живых ресурсов;
    • эксплуатационное разрешение для мощностей (объектов) по их производству, которое выдается соответствующим главным государственным инспектором ветеринарной медицины – «Производство молока, молочного сырья и молочных продуктов (в том числе молочных продуктов для специального диетического употребления (использования), продуктов для детского питания, питания для спортсменов и лиц пожилого возраста)»;
    • заключение для товарных бирж касательно соответствия требованиям относительно предоставления услуг по заключению и регистрации соглашений купли-продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и региональных нужд, погашению налоговой задолженности, а также заключению и регистрации внешнеэкономических контрактов.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается с информационной целью. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 3011

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Законом о дерегуляции отменена государственная регистрация договоров коммерческой концессии 16 марта, 2015    1327

Упрощение процедуры ликвидации физических лиц-предпринимателей и введение возможности совершения регистрационных действий в отношении юридических лиц, принявших решение о прекращении 16 мая, 2014    5940

Исполняющий обязанности Президента подписал закон о сокращении количества разрешительных документов. Основные плюсы и минусы нового закона 30 апреля, 2014    2653

Новый закон об упрощении порядка открытия бизнеса 29 апреля, 2014    2219

В первом чтении принят законопроект об упрощении процедур сертификации на рынке зерна Украины 23 мая, 2013    3724

Прокомментировать