С 1 января 2015 года отменяются доверенности на получение товарно-материальных ценностей. Каким будет документальное подтверждение фактического получения товара уполномоченным лицом после Нового года?

22 декабря, 2014 Информационные письма

С 1 января 2015 года вступает в силу Приказ Министерства финансов Украины от 30.09.2014 года № 987 (далее – «Приказ»), который отменяет Инструкцию о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей1.

То есть, начиная с этой даты, субъекты хозяйствования уже не обязаны оформлять доверенности на получение товарно-материальных ценностей (далее – «ТМЦ») на каждую отдельную поставку. Кроме уменьшения количества бумажной работы, подобное нововведение в будущем лишит налоговые органы и суды одного из любимых аргументов относительно признания поставки бестоварной – ссылки на отсутствие таких доверенностей на получение ТМЦ2.

В то же время полномочия на получение ТМЦ в интересах юридического лица или же физического лица-предпринимателя все-таки будут нуждаться в документальном подтверждении, учитывая изменения в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете3, внесенные этим же Приказом:

«Полномочия на осуществление хозяйственной операции лицом, которое в интересах юридического лица или физического лица-предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие товарно-материальные ценности согласно этому договору, подтверждаются согласно законодательству. Такие полномочия могут быть подтверждены, в частности, письменным договором, доверенностью, актом органа юридического лица и т.д.».

Таким образом, на выбор субъектам хозяйствования в качестве возможного документального подтверждения факта получения ТМЦ уполномоченным лицом Министерство финансов Украины предложило следующие варианты:

  • письменный договор;
  • доверенность;
  • акт органа юридического лица;
  • и т. д.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт не содержит никаких других уточнений, дополнительных требований относительно указанных документов о подтверждении полномочий на получение ТМЦ. Соответственно, общее правило касательно возможности уполномочия на получение ТМЦ только лиц, работающих на данном предприятии, начиная с 2015 года уже действовать не будет. Другими словами, субъекты хозяйствования в случае необходимости без дополнительных разрешений смогут уполномочить на получение ТМЦ лица, которые не состоят с ними в трудовых отношениях.

Еще один нюанс, который стоит внимания, – это срок, на который может выдаваться подобный уполномочивающий документ. Если в случае с доверенностью на получение ТМЦ было установлено ограничение по сроку действия не более 10-ти дней, то при новом регулировании подобное ограничение уже не применимо. И выдавать документ, подтверждающий полномочия на получение ТМЦ, субъект хозяйствования сможет на гораздо более длительный срок.

Также субъекты хозяйствования уже не будут связаны утвержденной формой для составления документа, подтверждающего полномочия на получение ТМЦ. Равно как и не будет действовать порядок регистрации и учета подобных документов.

Возвращаясь к перечню документов, предусмотренных вместо доверенности на получение ТМЦ, с 2015 года для соответствующих целей субъект хозяйствования может оформлять доверенность. Однако, как следует из вышеуказанного, в произвольной форме. Вместе с тем, не следует забывать, что к оформлению подобной доверенности (в отличие от доверенности на получение товарно-материальных ценностей) применяются положения Гражданского кодекса Украины.

Что касается письменного договора, то, как уже было указано, особых требований к нему не установлено. Предполагается, что соответствующие положения могут быть прописаны в гражданско-правовом договоре с лицом, которое исполняет соответствующие функции для субъекта хозяйствования, однако не состоит в трудовых отношениях с последним.

Указанный в Приказе акт органа юридического лица как документальное подтверждение полномочий лица на получение ТМЦ может быть выдан, например, в форме Приказа директора. Как видим, перечень документов, которые могут использоваться для подтверждения полномочий лица на получение товара, не является исчерпывающим, о чем свидетельствует указанная в конце перечня аббревиатура «и т.д.». Вместе с тем, в связи с формулировкой предыдущего предложения о том, что «Полномочия на осуществление хозяйственной операции…подтверждаются согласно законодательству», во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем быть предусмотрительными при выборе других форм подтверждения полномочий лица на получение ТМЦ. Например, уполномочие на получение товара в отправленном по электронной почте письме может быть не воспринято контролирующими органами как подтверждение полномочий в соответствии с законодательством.

Независимо от выбранной формы уполномочивающего документа, рекомендуем для целей бухгалтерского и налогового учета в таком документе указывать данные, позволяющие идентифицировать хозяйственные операции на получение ТМЦ, по которым уполномочивается определенное лицо. Например, тип операций (поставки), товар, контрагент и т.д. Ну и конечно, лицо, которое уполномочивается на получение ТМЦ, также должно быть должным образом идентифицировано. В частности, как минимум следует указать фамилию, имя, отчество и паспортные данные этого лица.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей утверждена Приказом Министерства финансов Украины от 16 мая 1996 года № 99.

Примеры судебных решений смотрите в Едином государственном реестре судебных решений по ссылкам:
http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/34532012,
http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/39721331,
http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/39108035.

3 Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете утверждено Приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2014

Просмотры 22240

Прокомментировать