+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Е-листки нетрудоспособности: заметны ли улучшения?

23 сентября, 2021 Информационные письма

В Украине уже несколько лет активно предпринимаются попытки внедрения и совершенствования Электронного реестра листков нетрудоспособности (далее – Реестр). И вот, казалось бы, финишная линия. Уже с 01 октября1 медицинские учреждения обязаны выдавать исключительно электронные больничные листы.

Целью перехода на е-листки нетрудоспособности всегда отмечалось уменьшение нагрузки на врачей и упрощение бюрократической процедуры для работников. И действительно, после внедрения е-листков, работнику нужен только 1 визит к врачу, а врачу необходимо лишь сформировать медицинское заключение, а в дальнейшем система должна работать сама. Однако пока система работает плохо, что вызывает ряд проблем для работодателей.

О работе с Реестром мы писали в нашем материале «Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая». Сейчас же рассмотрим конкретные проблемы и вопросы, которые уже возникают у работодателей при работе с е-листками нетрудоспособности.

1. О факте открытия больничного и оформления листка нетрудоспособности работодатели должны узнавать самостоятельно

Ни один нормативно-правовой акт не обязывает работника сообщать работодателю об открытии е-листка нетрудоспособности.

Государственные органы, в частности Пенсионный фонд Украины (далее – ПФУ) и Фонд социального страхования Украины, считают, что работодатели самостоятельно должны осуществлять ежедневный/еженедельный мониторинг открытия е-листков нетрудоспособности, ведь они имеют необходимый доступ к информации, размещенной на сайте ПФУ. Но представим ситуацию, когда на предприятии тысячи работников, проверка Реестра в отношении всех их будет занимать большое количество времени и трудовых ресурсов.

На самом деле работодателю должны приходить уведомления с сайта ПФУ об открытии е-больничного и об изменении его статуса, но на практике такого не происходит, а потому работодатель вынужден самостоятельно периодически проверять информацию касательно е-листков нетрудоспособности на сайте ПФУ.

При этом обязанность работодателя по расчету и оплате листка нетрудоспособности возникает только после его закрытия, а потому поиск такого е-листка может осуществляться работодателем исключительно с целью проверки его наличия в Реестре перед дальнейшими действиями по его оплате. Проверка е-листков нетрудоспособности также может быть целесообразна, когда решается вопрос об увольнении работника за прогул.

Учитывая отсутствие законодательно закрепленной обязанности работника сообщать работодателю об открытии е-листка нетрудоспособности и во избежание наложения на работодателя бремени мониторинга е-листков нетрудоспособности, рекомендуем закрепить во внутренних правилах трудового распорядка (или другом локальном документе) обязанность работника сообщать работодателю об открытии е-листка нетрудоспособности.

2. Отсутствие необходимой информации в Реестре ПФУ

Крайне важным для корректного отображения е-листка нетрудоспособности и получения пособия за период нетрудоспособности является наличие информации о трудовых отношениях между работодателем и работником в ПФУ. В случае отсутствия актуальной информации Реестр не будет корректно отображать данные, а потому е-листок нетрудоспособности не сформируется или сформируется с отображением некорректной информации.

Именно здесь стоит вспомнить, что с 2021 года работодатели подают новую отчетность «Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса» только раз в квартал. То есть информация в Реестре о новом работодателе/работнике появится только через 40 дней после отчетного квартала (срок для подачи отчетности). Кроме того, из-за неэффективного обмена информацией информация от налоговых органов об увольнении и/или трудоустройстве работников также своевременно не попадает в ПФУ.

Это становится причиной того, что по данным Реестра уже уволенный работник может отображаться как до сих пор работающий у бывшего работодателя. Иными словами, работодатели видят в своих электронных кабинетах е-листки нетрудоспособности уволенных работников. И наоборот, новые работодатели не видят в Реестре е-листки нетрудоспособности своих новых работников, а следовательно, и не могут их оплатить.

При этом, проблемы работы Реестра признает и сам ПФУ, однако пока недостатки не были устранены.

3. «Закрытие» е-листка нетрудоспособности

Ряд вопросов возник у работодателей и со статусом «закрыт» – этот статус присваивается сразу после формирования записи в Реестре. Это запутало работодателей, когда же оплачивать такой е-листок нетрудоспособности, ведь листок нетрудоспособности считается выданным и готовым к оплате со следующего дня после даты закрытия листка нетрудоспособности2.

Однако следует прояснить, что статус «закрытый» связан с тем, что он уже содержит дату закрытия (прогнозируемую дату, после которой восстановится работоспособность работника, или дату следующего осмотра пациента). То есть е-листок нетрудоспособности сразу и открывается, и закрывается.

Однако фактически листок нетрудоспособности будет закрыт только после завершения периода нетрудоспособности работника. Только после этого е-листок считается выданным, а работодатель может осуществлять расчет помощи и выплату работнику.

4. Е-листок нетрудоспособности для совместителей

Бумажный листок нетрудоспособности выписывался на работодателя по основному месту работы. С введением е-листков нетрудоспособности информацию из Реестра о е-листке нетрудоспособности может получить только работодатель по основному месту работы.

Если раньше работодатели не по основному месту работы использовали копию листка нетрудоспособности, заверенную подписью руководителя и печатью по основному месту работы, то ответа на вопрос, как делать сейчас, нет. Одни работодатели просто используют распечатку из Реестра, другие требуют у работников подтвердить факт своей временной нетрудоспособности выпиской из Реестра, выданной территориальными органами ПФУ в бумажной форме для каждого работодателя отдельно.

Сейчас представители ПФУ обещают внести необходимые изменения в Реестр, чтобы е-листок нетрудоспособности работника отображался в электронных кабинетах всех работодателей, с которыми работник состоит в трудовых отношениях на момент наступления страхового случая.

Итак, сейчас созданный Реестр не выполняет свою функцию должным образом и требует значительного совершенствования. Обращаем внимание, что в октябре, после окончания переходного периода, определенные нормы могут быть доработаны или изменены, поэтому работодателям следует отслеживать такие изменения.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Переходный период до 01 октября был продлен приказом Министерства здравоохранения от 01.06.2021 года № 1066 «Некоторые вопросы формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности и проведения их проверки».

2К 01 октября, до окончания переходного периода, е-листки нетрудоспособности считаются выданными и становятся готовы к оплате через 5 дней после закрытия.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 316

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Командировки в Украину: обзор налоговых и иммиграционных вопросов при трудоустройстве иностранцев 18 июня, 2021    646

Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая 30 апреля, 2021    1433

Спросите юриста: какие льготы предусмотрены работникам за работу с вредными условиями труда? 22 апреля, 2021    1671

Очередной закон об уменьшении давления на бизнес – волк в овечьей шкуре? 16 апреля, 2021    573

Переход на электронные трудовые книжки 15 марта, 2021    10197

Признаки наличия трудовых отношений в законопроекте правительства 10 февраля, 2021    3594

Спросите юриста: могут ли отстранить от работы работника, который контактировал с больным на COVID-19? 27 января, 2021    1890

Размеры штрафов за нарушение законодательства о труде в 2021 г. 27 января, 2021    1064

Вопросы миграции и налогообложения во время пандемии COVID-19 02 декабря, 2020    2092

Команда КМ Партнеры успешно представила интересы украинской сети кинотеатров 13 октября, 2020    736

Спросите юриста: за что работник может требовать возмещение морального вреда? 12 октября, 2020    3543

Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19 13 мая, 2020    780

Прокомментировать