Отмена обязательного использования печатей: полная ли отмена?

16 мая, 2017 Информационные письма

23 марта 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно использования печатей юридическими лицами и физическими-лицами предпринимателями» № 1982-VIII (далее – «Закон»), который, по сути, направлен на усиление политики дерегуляции и борьбу с бюрократизмом в Украине.

19 апреля 2017 года Закон опубликован в издании «Голос Украины». Документ вступит в силу через 3 месяца со дня его опубликования.

Законом исключаются требования касательно обязательного использования субъектами хозяйствования печатей, даже при их наличии, в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Напомним: ранее использование печатей определялось законодательной нормой о необходимости их проставления на документах. Если субъект хозяйствования имел печать, то проставлять ее фактически был обязан.

Ниже определяем основные нововведения Закона.

1. Важные изменения внесены в ст. 581 Хозяйственного кодекса Украины, в частности:

  • прямо закреплено право субъекта использовать в своей деятельности печати, однако с предостережением, что использование печати не является обязательным;
  • печать не может быть обязательным реквизитом любого документа, который подается субъектом хозяйствования в органы государственной власти или местного самоуправления. Заметим, что в этой норме речь идет только о документах, которые подаются только в указанные органы государственной власти или местного самоуправления. Как понимаем, это правило не распространяется на случаи подачи документов другим частным субъектам (в случае, если это отдельно согласовано сторонами);
  • копия документа считается заверенной в установленном порядке, если на ней проставлена подпись уполномоченного лица субъекта хозяйствования или личная подпись физического лица – предпринимателя;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе требовать нотариальной заверки верности копии документа в случае, если такое требование не установлено законом;
  • наличие или отсутствие печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий.

2. Из Гражданского кодекса Украины (далее – «ГК Украины») также было исключено положение о том, что обязательность скрепления сделки печатью может быть определена по письменной договоренности сторон (ч. 3 ст. 207 ГК Украины).

3. Установлена административная ответственность в виде штрафа от 850 грн до 1700 грн (ст. 16624 Кодекса Украины об административных правонарушениях) по требованию должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления касательно:

  • наличия на документе, который подается субъектом хозяйствования, печати;
  • нотариальной заверки верности копии документа (если это не обязательно согласно закону).

Административная ответственность также предусмотрена за отказ должностного лица органов государственной власти или местного самоуправления принять документ из-за отсутствия:

  • печати на документе;
  • нотариальной заверки верности копии документа (если это не обязательно согласно закону).

4. Внесены изменения касательно оформления доверенностей на представление интересов субъектов хозяйствования в хозяйственном, гражданском и административном судопроизводстве.

Так, согласно внесенным Законом изменениям доверенность на представительство интересов в суде может выдаваться только по подписи руководителя или уполномоченного должностного лица субъекта хозяйствования. Требования касательно заверки подписей этих лиц печатью субъекта хозяйствования, даже при ее наличии у субъекта хозяйствования, были исключены из ч. 3 ст. 28 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, ч. 3 ст. 58 Кодекса административного судопроизводства Украины и ч. 3 ст. 42 Гражданского процессуального кодекса Украины.

Однако одновременно существует специальное правило касательно оформления доверенностей, предусмотренное в Кодексе административного судопроизводства Украины для субъектов публичного права: доверенности от имени лица публичного права все же должны заверяться печатью такого лица (при её наличии).

Заметим также, что никакие изменения в общие положения ГК Украины касательно порядка оформления доверенностей внесены не были. Это связано с тем, что ст. 246 ГК Украины и до этого предусматривала, что доверенности от имени юридического лица (не только те, которые оформляются для представительства интересов в судах) выдаются его органом или другим лицом, уполномоченным на это его учредительными документами, и не содержала требования об обязательности проставления на доверенности печати юридического лица (даже при ее наличии). То есть при оформлении доверенности юридическим лицом печать не требуется.

Соответствующие изменения касательно исключения положений о необходимости проставления печатей на тех или иных документах внесены в ряд законодательных актов, в частности Законов Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «Об обращении векселей в Украине», «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», «О зерне и рынке зерна в Украине», «Об общественных объединениях», «Об институтах совместного инвестирования», «Об аграрных расписках» и др.

Одновременно заметим, что нормы о необходимости проставления печатей на документах не были исключены и остались в Налоговом кодексе Украины (далее – «НК Украины»). Например, п. 20.1.2 НК Украины контролирующим органам предоставлено право получать от плательщиков

«справки, копии документов, заверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии)»;

п. 44.7 НК Украины предусмотрено право плательщика предоставить копии документов

«заверенные печатью налогоплательщика (при наличии печати)»;

п. 48.3 НК Украины предусмотрено, что обязательным реквизитом налоговой декларации являются

«подписи налогоплательщика – физического лица и/или должностных лиц налогоплательщика, определенных данным Кодексом, заверенные печатью налогоплательщика (при наличии)».

В связи с введением электронного кабинета налогоплательщика и вообще переходом отношений с государственными органами в электронную сферу ожидаем, что в ближайшее время все документы будут направляться контролирующим органам в электронной форме. Поэтому, с одной стороны, необходимость проставления печати будет постепенно терять свою актуальность, с другой – особого значения и важности для налогоплательщиков будут приобретать электронные цифровые подписи и обеспечение их сохранности.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 993

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новый закон об упрощении порядка открытия бизнеса 29 апреля, 2014    2301

Прокомментировать