Расчет сумм роялти, подлежащих включению в таможенную стоимость согласно новому Таможенному кодексу Украины

23 июля, 2012 Информационные письма

Уважаемые господа!

Пользуясь случаем, выражаем вам свое почтение и считаем необходимым предоставить обзор нововведений, предусмотренных Таможенным кодексом Украины в редакции от 13.03.2012 года № 4495-VI (далее – «Таможенный кодекс»), о включении роялти (лицензионных платежей) в таможенную стоимость товаров.

Методы определения таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, и порядок их применения регулируются главой 9 Таможенного кодекса.

Как и прежде, основной метод определения таможенной стоимости — по цене договора (контракта) касательно товаров, которые импортируются (стоимость операции) (ст. 57 Таможенного кодекса).

Общее правило о добавлении расходов на выплату роялти (лицензионных платежей) к цене товара установлено абз. 3) п. 10 ст. 58 Таможенного кодекса и осталось почти неизменным по сравнению с тем, что было предусмотрено предыдущей редакцией Таможенного кодекса. Так, к цене договора добавляются роялти и другие лицензионные платежи, касающиеся оцениваемых товаров, которые покупатель должен уплатить прямо или опосредствованно как условие продажи оцениваемых товаров, если такие платежи не включаются в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Как и прежде, сам Таможенный кодекс не предоставляет каких-либо разъяснений относительно индикаторов, которыми следует руководствоваться при определении того, касаются ли роялти (лицензионные платежи) оцениваемых товаров и являются ли они условием продажи оцениваемых товаров. То есть, неопределенность по этому вопросу на уровне Таможенного кодекса остается.

Вместе с тем, Таможенный кодекс все же предусматривает важное нововведение в этой сфере: наконец была осуществлена попытка нормативно урегулировать ситуации, когда на момент ввоза товаров сумма роялти (лицензионных платежей), которая должна быть учтена в составе таможенной стоимости, является неизвестной. Частично это урегулировано самим Таможенным кодексом, где предусмотрен механизм дополнительного декларирования с использованием нового вида деклараций.

Обязанность разработать порядок включения в цену расчета роялти и лицензионных платежей Таможенным кодексом была возложена на Кабмин.

В исполнение ст. 58 Таможенного кодекса Кабмин постановлением от 21 мая 2012 № 446 утвердил Порядок включения суммы роялти и других лицензионных платежей в цену, фактически уплаченную либо подлежащую уплате за оцениваемые товары при определении их таможенной стоимости (далее – «Порядок»).

В данном Порядке механизм добавления сумм лицензионных платежей (роялти) к цене оцениваемых товаров установлен в двух случаях:

  • если на момент таможенного оформления декларант (уполномоченное лицо) имеет сведения о сумме лицензионных платежей (роялти);
  • если на момент таможенного оформления такой информации нет.

В первом случае (т.е. когда информация о суммах роялти известна на момент таможенного оформления) вопросы не возникали и ранее. Так, соответствующая сумма учитывается при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров во время таможенного оформления. Новым является нормативно закрепленное требование, установленное в Порядке, согласно которому для подтверждения расчета и уплаты суммы роялти подается не только лицензионный договор, но и имеющиеся документы, подтверждающие заявленные числовые значения этой составной части таможенной стоимости.

Более интересным является алгоритм действий, предусмотренный Порядком для случая, если на момент таможенного оформления оцениваемых товаров сумма роялти и других лицензионных платежей неизвестна. В этом случае, при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров декларант (уполномоченное лицо) осуществляет расчет суммы роялти с учетом:

  • запланированных показателей, основанных на сумме роялти (лицензионных платежей), уплаченной за идентичные товары в предыдущем периоде, если лицензионным договором была предусмотрена уплата роялти и других лицензионных платежей в зависимости от полученной прибыли;
  • прогнозных показателей базы роялти (лицензионных платежей), которая используется для определения величины роялти и других лицензионных платежей согласно условий лицензионного договора.

Таким образом, согласно Порядку, если на момент таможенного оформления суммы роялти были неизвестны по причине особенностей их расчета, то для целей таможенного оформления определяются плановые (прогнозные) показатели. При этом регулятор отдельно выделил случай, когда роялти (лицензионные платежи) рассчитываются в зависимости от полученной прибыли — в таком случае, для таможенной оценки используются роялти, уплаченные по идентичным товарам в предыдущем периоде. В других случаях используются прогнозные показатели базы роялти (лицензионных платежей). Например, если лицензионные платежи рассчитываются в зависимости от выручки от реализации, то прогнозные показатели базы роялти можно рассчитывать, исходя из цен товаров по прайс-листу.

Пункт 7 Порядка предусматривает, что по результатам фактической уплаты роялти (лицензионных платежей) должна быть подана дополнительная декларация с уточнением таможенной стоимости оцениваемых товаров. Такую дополнительную декларацию декларант или уполномоченное им лицо подает в сроки, предусмотренные частью второй статьи 261 Таможенного кодекса Украины – в течение 180 дней с даты выпуска товаров.

Отметим, что согласно ч. 5 ст. 261 Таможенного кодекса разрешается подача одной дополнительной декларации к нескольким предыдущим, временным или периодическим таможенным декларациям, которые были оформлены одним таможенным органом в рамках одного внешнеэкономического договора и одного таможенного режима.

В целом, предусмотренный Таможенным кодексом и Порядком алгоритм понятен. Поэтому можно констатировать, что с принятием указанных актов вопрос декларирования роялти (лицензионных платежей), суммы которых неизвестны на момент ввоза, является урегулированным.

Вместе с этим, предусмотренный алгоритм не лишен негативных моментов. В частности, следует обратить особое внимание на положение п. 9 Порядка, согласно которому:

«В случае если фактическая уплата роялти и других лицензионных платежей осуществляется в сроки, превышающие сроки, предусмотренные частью второй статьи 261 Таможенного кодекса Украины, декларант или уполномоченное им лицо осуществляет мероприятия, предусмотренные статьей 50 Налогового кодекса Украины«.

На практике это означает, что в случае фактической уплаты роялти в отношении товаров позднее, чем через 180 дней после их ввоза, должны быть применены правила Налогового кодекса касательно внесения изменений в налоговую отчетность. При этом, как следует из п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса, указанные правила Налогового кодекса предусмотрены для случаев, когда налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации. В этом случае он (налогоплательщик) обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на момент подачи уточняющего расчета.

При этом правила ст. 50 Налогового кодекса также предусматривают, что в случае выявления занижения налогового обязательства налогоплательщик должен направить уточняющий расчет и уплатить штраф в размере 3 % от суммы занижения.

Таким образом, если согласно условиям лицензионного договора роялти может выплачиваться позднее, чем через 180 дней после ввоза товаров, то следует учитывать, что в соответствии с Порядком различия между декларируемой и фактической суммой роялти (лицензионных платежей) будут рассматриваться как ошибка. Если такая ошибка приведет к занижению таможенных платежей (фактическая сумма роялти окажется большей, чем задекларированная), то будет применен штраф в размере 3 % от суммы занижения.

Поэтому, во избежание трехпроцентного штрафа необходимо либо при ввозе декларировать расчетные суммы роялти таким образом, чтобы избежать занижения таможенных платежей по факту, либо менять условия лицензионного договора (чтобы уплата роялти состоялась в рамках 180 дней после ввоза).

Если же по факту окажется, что таможенные платежи были переплачены, поскольку фактические суммы роялти составляли меньше, чем задекларированные, то чрезмерно уплаченные суммы таможенных платежей возвращаются декларанту в определенном Таможенным кодексом порядке.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации. 

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2012

Просмотры 6234

Прокомментировать