Риски возникновения постоянного представительства по агентским и/или комиссионным договорам

22 ноября, 2016 Информационные письма

В поле зрения инициатив Плана BEPS1, в части предупреждения случаев искусственного обхода постоянного представительства, попали агентские и комиссионные схемы работы на рынках сбыта товаров (работ, услуг).

Согласно инициативе Плана BEPS2 предлагается, что не только заключение резидентом контрактов от имени нерезидента, но и даже  участие резидента в процессе заключения контрактов без факта их подписания со стороны такого резидента, может приводить к получению таким резидентом статуса постоянного представительства нерезидента.

Так, предлагается «заключение контрактов» толковать расширено, включая также случаи, когда резидент играет основную роль при заключении контрактов (участие в обсуждениях и согласовании условий контракта), которые заключаются и подписываются нерезидентом без существенных изменений.

При оценке деятельности резидента как таковой, что приводит к статусу постоянного представительства, также предлагается учитывать ряд факторов, таких как: наличие/отсутствие существенного контроля (инструкций, требований) со стороны нерезидента за осуществлением комиссионером его деятельности; предоставление комиссионером информации касательно его деятельности с целью получения согласования от нерезидента; осуществление резидентом агентской или комиссионерской деятельности исключительно для одного или нескольких нерезидентов в течение длительного времени; предоставление услуг агентом или комиссионером параллельно с деятельностью как дистрибьютора относительно других компаний и т.д.

Указанное выше свидетельствует о наличии рисков признания резидентов постоянными представительствами нерезидентов относительно значительного количества агентских и/или комиссионных схем работы на рынках сбыта товаров (работ, услуг), которые сейчас используются.

Несмотря на то, что формально Украина не имеет обязанностей касательно имплементации плана BEPS, указанные риски являются реальными, поскольку Украина по собственной инициативе присоединяется к плану BEPS  и начинает процесс имплементации Плана BEPS в национальное законодательство.

Так, речь идет об Указе Президента №180/2016 от 28 апреля 2016 года «О мерах по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению доходов за границу», по которому создана рабочая группа по подготовке соответствующих изменений в законодательство с учетом инициатив Плана BEPS.

К тому же украинские налоговые органы хорошо знакомы с Планом BEPS и поддерживают  предложенную рабочей группой Концепцию внедрения основных рекомендаций BEPS в Украине, одной из составляющих которой есть предложения о внесении ряда изменений в пп. 14.1.193 Налогового кодекса Украины в соответствии с инициативами BEPS.

Поэтому не исключено, что агентская и/или комиссионерская деятельность резидентов в пользу нерезидентов может в ближайшее время стать одним из ключевых вопросов при проведении налоговых проверок, сбора налоговой информации и т.п.

Учитывая вышеизложенное, советуем не медлить с просмотром агентских и комиссионных договоров на предмет потенциальных рисков квалификации соответствующей деятельности резидента как таковой, что приводит к возникновению постоянного представительства нерезидента.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1План по борьбе с минимизацией налогообложения и выводом прибыли из-под налогообложения.

2Инициатива № 7 Плана BEPS.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 235

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Признание и налогообложение представительств нерезидентов на территории Украины в свете последней практики ВСУ – внедрение BEPS? 24 ноября, 2016    299

Комментарий относительно законопроектов № 3769 и № 3768 29 Январь, 2016    585

Прокомментировать