Риски в связи с новым требованием НБУ по раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках кредиторов-нерезидентов
25 мая 2017 года Правлением Национального банка Украины было принято Постановление «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» № 411 (далее – «Постановление № 41»), которым предусматривается введение ряда смягчений монетарной политики регулятора. В частности, это касается и увеличения срока для расчета по договорам с экспорта/импорта товаров до 180 дней, и предоставления возможности иностранным инвесторам возвращать средства от продажи корпоративных прав в иностранной валюте и других послаблений валютного регулирования.
Наряду с мерами либерализации Постановлением № 41 также было введено следующее новое требование2:
Иначе говоря, НБУ устанавливает новое обязательное условие согласно которому, если украинская компания (резидент-заемщик) захочет получить кредит/заем от зарубежной компании (нерезидента-кредитора), то для этого ей нужно будет предоставить информацию о конечном (бенефициарном) собственнике кредитора. Банк, который будет подавать договор займа на регистрацию в НБУ, в любом случае будет вынужден предоставить такую информацию регулятору, иначе договор не зарегистрируют и кредит заемщик не получит.
Следует отметить, что в настоящее время это требование еще не вступило в силу, в силу оно вступит с 12 июня 2017 года3.
В этом информационном письме остановимся лишь на указанном нововведении, а точнее – на возможных его налоговых последствиях.
При выплате нерезиденту-кредитору дохода в виде процентов за пользование займом, по общему правилу резидент-заемщик должен удержать налог с такого дохода нерезидента по ставке 15 % и уплатить его в бюджет (п. 141.4 НК Украины).
Вместе с тем, если такой доход выплачивается резиденту государства, с которым Украина заключила конвенцию об избежании двойного налогообложения, и в ней предусмотрено условие об освобождении такого дохода от налогообложения в Украине или уменьшение ставки налога, то согласно правилам ст. 103 НК Украины заемщик-резидент может самостоятельно применить такие положения конвенции и не удерживать налог с дохода в Украине.
Сейчас большинство конвенций об избежании двойного налогообложения предусматривают положения, позволяющие или не удерживать налог с выплачиваемых процентов вообще, или применять сниженную его ставку.
Однако согласно п. 103.2 НК Украины обязательными условиями применения положений конвенций является (1) резидентство кредитора в стране, с которой заключена конвенция, и (2) такой кредитор должен быть бенефициарным (фактическим) получателем дохода.
Именно в связи со вторым условием и могут возникнуть налоговые риски при регистрации договора займа, заключенного с нерезидентом.
Так, абз. 2 п. 103.3 НК Украины предусматривает, что
То есть, если резидент-заемщик будет применять положения конвенции при выплате процентов своему кредитору за границу, а позже налоговики установят, что такой получатель не является бенефициарным, то следствием будут соответствующие налоговые доначисления и штрафные санкции, предусмотренные п. 127.1 НК Украины в размере от 25 до 75 % в зависимости от количества установленных нарушений за последние 1095 дней.
В связи с новым требованием НБУ такая информация должна будет предоставляться банку непосредственно при регистрации договора, а поэтому, учитывая обмен информацией между государственными органами, налоговики смогут более оперативно выявлять подобные нарушения, осуществлять доначисления и применять соответствующие штрафные санкции.
Сразу хотим предостеречь тех, кто решит указать недостоверную информацию о конечном получателе процентов при подаче договора на регистрацию в банк.
Такие действия представляют собой состав уголовного преступления по ст. 366 Уголовного кодекса Украины. Санкция статьи предусматривает: штраф до 4250 грн или ограничение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; а если такие действия повлекли тяжкие последствия4 – лишение свободы на срок от 2-х до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет и со штрафом от 4250 до 12750 грн.
Таким образом, если лицо умышленно укажет недостоверную информацию о бенефициарном владельце кредитора-нерезидента, который является получателем процентов за пользование займом, то кроме налоговых последствий, это еще и создаст риск привлечения его к уголовной ответственности.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Постановление Правления Национального банка Украины «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 25.05.2017 г. № 41 размещена по ссылке.
2Пункт 2 Постановления № 41 и подпункт 1 пункта 1 Изменений в Положении о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, утвержденных Постановлением № 41.
3Согласно п. 5 Постановления № 41.
4Согласно п. 4 Примечания к ст. 364 Уголовного кодекса Украины тяжелыми являются последствия, которые составляют 200 000 грн и больше.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
ВСЕ ВЫ ОДНО
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
Кто в стране хозяин?
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение