Риски в связи с новым требованием НБУ по раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках кредиторов-нерезидентов

02 июня, 2017 Информационные письма

25 мая 2017 года Правлением Национального банка Украины было принято Постановление «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» № 411 (далее – «Постановление № 41»), которым предусматривается введение ряда смягчений монетарной политики регулятора. В частности, это касается и увеличения срока для расчета по договорам с экспорта/импорта товаров до 180 дней, и предоставления возможности иностранным инвесторам возвращать средства от продажи корпоративных прав в иностранной валюте и других послаблений валютного регулирования.

Наряду с мерами либерализации Постановлением № 41 также было введено следующее новое требование2:

«Уполномоченный банк имеет право инициировать проведение регистрации в Национальном банке договора, заключенного резидентом-заемщиком, который не является банком (в том числе в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 главы 2 раздела I данного Положения), исключительно после выяснения на основании документов и/или информации (в том числе полученной из официальных или публичных источников) данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев нерезидента-кредитора, являющегося юридическим лицом, в том числе отсутствие оснований считать, что он использует агентов, номинальных держателей (номинальных держателей) или посредников с целью скрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) владельца(ов) [контроллера(ов)]».

Иначе говоря, НБУ устанавливает новое обязательное условие согласно которому, если украинская компания (резидент-заемщик) захочет получить кредит/заем от зарубежной компании (нерезидента-кредитора), то для этого ей нужно будет предоставить информацию о конечном (бенефициарном) собственнике кредитора. Банк, который будет подавать договор займа на регистрацию в НБУ, в любом случае будет вынужден предоставить такую информацию регулятору, иначе договор не зарегистрируют и кредит заемщик не получит.

Следует отметить, что в настоящее время это требование еще не вступило в силу, в силу оно вступит с 12 июня 2017 года3.

В этом информационном письме остановимся лишь на указанном нововведении, а точнее – на возможных его налоговых последствиях.

При выплате нерезиденту-кредитору дохода в виде процентов за пользование займом, по общему правилу резидент-заемщик должен удержать налог с такого дохода нерезидента по ставке 15 % и уплатить его в бюджет (п. 141.4 НК Украины).

Вместе с тем, если такой доход выплачивается резиденту государства, с которым Украина заключила конвенцию об избежании двойного налогообложения, и в ней предусмотрено условие об освобождении такого дохода от налогообложения в Украине или уменьшение ставки налога, то согласно правилам ст. 103 НК Украины заемщик-резидент может самостоятельно применить такие положения конвенции и не удерживать налог с дохода в Украине.

Сейчас большинство конвенций об избежании двойного налогообложения предусматривают положения, позволяющие или не удерживать налог с выплачиваемых процентов вообще, или применять сниженную его ставку.

Однако согласно п. 103.2 НК Украины обязательными условиями применения положений конвенций является (1) резидентство кредитора в стране, с которой заключена конвенция, и (2) такой кредитор должен быть бенефициарным (фактическим) получателем дохода.

Именно в связи со вторым условием и могут возникнуть налоговые риски при регистрации договора займа, заключенного с нерезидентом.

Так, абз. 2 п. 103.3 НК Украины предусматривает, что

«Бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или является только посредником относительно такого дохода».

То есть, если резидент-заемщик будет применять положения конвенции при выплате процентов своему кредитору за границу, а позже налоговики установят, что такой получатель не является бенефициарным, то следствием будут соответствующие налоговые доначисления и штрафные санкции, предусмотренные п. 127.1 НК Украины в размере от 25 до 75 % в зависимости от количества установленных нарушений за последние 1095 дней.

В связи с новым требованием НБУ такая информация должна будет предоставляться банку непосредственно при регистрации договора, а поэтому, учитывая обмен информацией между государственными органами, налоговики смогут более оперативно выявлять подобные нарушения, осуществлять доначисления и применять соответствующие штрафные санкции.

Сразу хотим предостеречь тех, кто решит указать недостоверную информацию о конечном получателе процентов при подаче договора на регистрацию в банк.

Такие действия представляют собой состав уголовного преступления по ст. 366 Уголовного кодекса Украины. Санкция статьи предусматривает: штраф до 4250 грн или ограничение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; а если такие действия повлекли тяжкие последствия4 – лишение свободы на срок от 2-х до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет и со штрафом от 4250 до 12750 грн.

Таким образом, если лицо умышленно укажет недостоверную информацию о бенефициарном владельце кредитора-нерезидента, который является получателем процентов за пользование займом, то кроме налоговых последствий, это еще и создаст риск привлечения его к уголовной ответственности.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Постановление Правления Национального банка Украины «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 25.05.2017 г. № 41 размещена по ссылке.

2Пункт 2 Постановления № 41 и подпункт 1 пункта 1 Изменений в Положении о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, утвержденных Постановлением № 41.

3Согласно п. 5 Постановления № 41.

4Согласно п. 4 Примечания к ст. 364 Уголовного кодекса Украины тяжелыми являются последствия, которые составляют 200 000 грн и больше.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 1028

Прокомментировать