Обзор изменений в законодательстве о бухгалтерском учете 2017
30 октября 2017 года Президент подписал Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (касательно усовершенствования некоторых положений)». Указанный закон вступает в силу с 1 января 2018 года, кроме некоторых положений, которые вступают в силу с 2019 года. Ниже кратко приводим перечень основных введенных изменений:
1) национальные стандарты бухгалтерского учета гармонизируют с законодательством Европейского Союза. Теперь в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон) предусматривается, что национальные стандарты бухгалтерского учета должны соответствовать международным стандартам финансовой отчетности, а также законодательству Европейского Союза в сфере бухгалтерского учета;
2) в Закон включаются положения о первичных документах, которое предусматривает, что несущественные недостатки в первичных документах не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такой документ предоставляет возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции и содержит другие обязательные реквизиты.
При этом также включено положение о том, что права и обязанности сторон хозяйственной операции не могут зависеть от факта отображения такой операции в бухгалтерском учете сторон;
3) основным нововведением является новая классификация предприятий (ранее такая классификация приводилась в ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины). Новую классификацию предприятий приводим ниже в таблице. Предприятие относится к определенной группе, если выполняются любые два критерия на основании данных годовой финансовой отчетности. Если предприятие в течение двух лет не соответствует критериям определенной группы, такое предприятие переквалифицируется в соответствующую категорию. Для расчета стоимости активов и дохода используется средний курс гривны к евро, установленный НБУ;
Таблица новых критериев классификации предприятий в Украине
Категория/
Критерии |
Микропредприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие | Крупное предприятие |
Балансовая стоимость активов | до 350 тыс. евро | до 8 млн евро | до 20 млн евро | более 20 млн евро |
Чистый доход от реализации товаров, работ, услуг | до 700 тыс. евро | до 4 млн евро | до 40 млн евро | более 40 млн евро |
Среднее количество работников | до 10 человек | до 50 человек | до 250 человек | более 250 человек |
4) в связи с вышеприведенной новой классификацией в Закон вводится новое понятие «предприятия, представляющие общественный интерес», к которым относятся:
- крупные предприятия, согласно классификации, приведенной в Законе;
- предприятия – эмитенты ценных бумаг, которые допущены для торговли на бирже;
- банки; страховые компании; негосударственные пенсионные фонды и другие финансовые учреждения (кроме финансовых учреждений, которые относятся к микро и малым предприятиям);
5) предприятия, представляющие общественный интерес (кроме негосударственных пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования) обязаны создать бухгалтерскую службу, в состав которой должны входить не менее двух человек.
При этом главным бухгалтером предприятия, представляющие общественный интерес, может быть назначено лицо, которое имеет полное высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет и не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности;
6) расширенный перечень предприятий, которые обязаны вести учет согласно международным стандартам финансовой отчетности. Среди таких предприятий теперь являются: предприятия, представляющие общественный интерес, публичные акционерные общества, а также предприятия, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения;
7) форма отчетности по международным стандартам утверждается Минфином и будет иметь единый электронный формат. Положения касательно подачи отчетности по международным стандартам в электронной форме вступают в силу с 1 января 2019 года;
8) вводятся новые формы финансовой отчетности, которые утверждаются Минфином и согласовываются с Государственной службой статистки. В частности, «отчет об управлении» – это документ, который содержит финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные неопределенности его деятельности. Подают такую отчетность средние и крупные предприятия. Средние предприятия имеют право не отображать в таком отчете нефинансовую информацию;
9) также вводится «отчет о платежах в пользу государства» – документ, который содержит подробную информацию о налогах, сборах и других платежах в пользу государства, который подается предприятиями, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовке древесины, и представляющие общественный интерес;
10) консолидированная финансовая отчетность подается предприятиями, которые контролируют другие предприятия (материнскими предприятиями), отдельно от отчетности о собственных хозяйственных операциях. Консолидированную финансовую отчетность могут не подавать предприятия (кроме предприятий, представляющие общественный интерес), если совокупно с контролируемым предприятием их показатели на дату баланса не превышают два следующих критерия:
- балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;
- чистый доход от реализации товаров, работ, услуг – до 8 млн евро;
- среднее количество работников – до 50 человек;
11) для микро и малых предприятий, предпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые ведут учет по международным стандартам, установлена сокращенная форма отчетности в составе баланса и отчета о финрезультатах.
12) предусматривается новый порядок подачи и обнародования финансовой отчетности. Предприятия, представляющие общественный интерес, кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг, публичные акционерные общества, субъекты природных монополий, на общегосударственном уровне и предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения обязаны обнародовать свою годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице до 30 апреля года, следующего за отчетным;
13) крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны обнародовать свою годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице до 1 июня года, следующего за отчетным (данное положение вступает в силу с 1 января 2019 года);
14) другие финансовые учреждения, которые относятся к микро и малым предприятиям обязаны обнародовать свою годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице до 1 июня года, следующего за отчетным (данное положение вступает в силу с 1 января 2019 года);
15) уточняется статус финансовой отчетности. Она не представляет коммерческой тайны, должна предоставляться по запросам, составленным на основаниях, предусмотренных Законом Украины «О доступе к публичной информации», а также на финансовую отчетность не распространяется запрет касательно ее распространения для статистических целей;
16) исключаются три принципа бухгалтерского учета:
- принцип осмотрительности – применение в учете методов оценки, которые занижают обязательства и расходы, а также завышают активы и доходы;
- принцип исторической (фактической) себестоимости – приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из затрат на их производство и приобретение;
- принцип периодичности – возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности;
17) в Закон вводятся понятия «доходы», «расходы», «собственный капитал» и некоторые другие определения, которые ранее определялись только стандартами бухгалтерского учета.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
О вечном
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
Изменения в регулировании кассовых операций
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?