+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Ограничение права на свободу передвижения в пределах карантина

09 апреля, 2020 Информационные письма

В наших предыдущих материалах мы анализировали все карантинные меры, применяемые в Украине с момента введения карантина.

В этом материале мы несколько подробнее остановимся на некоторых ограничениях права на свободу передвижения, установленных Постановлением КМУ от 11 марта 2020 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление), новая редакция которого вступила в силу 03 апреля 2020 г.

Представим, что Вам меньше 60 лет, Вы имеете при себе маску, направляетесь на работу один или еще с одним лицом и при себе имеете паспорт (сейчас это необходимый минимум для того, чтобы выйти на улицу). Как Вам добраться до работы, если к месту Вашей работы пешком не дойти, а собственного легкового автомобиля (передвижение которым пока еще разрешается) у Вас нет?

Исключение по ограничению перевозок

Напомним, что на время карантина запрещены регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении.

Исключением из вышеуказанного ограничения является перевозка служебными и/или арендованными автомобильными транспортными средствами работников некоторых категорий предприятий, учреждений. При этом даже если Ваше предприятие подпадает под требуемую категорию, определенную Постановлением, такая перевозка возможна только по маршруту движения, согласованному с органами Национальной полиции.

В городском электрическом (трамвай, троллейбус) и автомобильном транспортном средстве, которое осуществляет регулярные пассажирские перевозки на городских маршрутах, разрешается перевозка работников опять же только тех же категорий предприятий, учреждений, определенных Постановлением.

Следовательно, независимо от того, хотите ли Вы добраться до работы общественным транспортом или служебным транспортом, Вы сможете это сделать, только если Вы работаете на работодателя, который:

«Обеспечивает охрану здоровья, продовольственное обеспечение, управление и предоставление важнейших государственных услуг, энергообеспечения, водоснабжения, связь и коммуникации, финансовые и банковские услуги, функционирование инфраструктуры транспортного обеспечения, сферы обороны, правопорядка и защиты, объектов критической инфраструктуры, которые имеют непрерывный промышленный цикл».

Объекты критической инфраструктуры

На практике возникает множество вопросов касательно того, какие именно предприятия подпадают под вышеуказанное исключение. Однако в этом обзорном письме мы бы хотели выделить предприятия, которые обеспечивают функционирование объектов критической инфраструктуры.

При буквальном прочтении нормы Постановления речь идет именно о предприятиях, обеспечивающих функционирование объектов критической инфраструктуры, а не о предприятиях, которые являются объектами. Скорее всего, в Постановлении была допущена ошибка из-за плохой юридической техники, и имеются в виду все же предприятия, которые отвечают определенным признакам, а не те предприятия, которые их обслуживают. Однако обратить на это внимание все же нужно, поскольку буквальная трактовка нормы значительно расширяет перечень предприятий, которым разрешены перевозки своих работников.

Так что это за объекты критической инфраструктуры? На нормативном уровне определение этого понятия содержится только в порядке формирования перечня информационно-телекоммуникационных систем объектов критической инфраструктуры государства, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2016 г. № 563:

«предприятия и учреждения (независимо от формы собственности) таких отраслей, как энергетика, химическая промышленность, транспорт, банки и финансы, информационные технологии и телекоммуникации (электронные коммуникации), продовольствие, здравоохранение, коммунальное хозяйство, являются стратегически важными для функционирования экономики и безопасности государства, общества и населения».

При этом, на своем сайте КМУ предоставляет собственное определение1:

«К объектам критической инфраструктуры могут быть отнесены предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, которые:

1) осуществляют деятельность и предоставляют услуги в области энергетики, химической промышленности, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, электронных коммуникаций, в банковском и финансовом секторах;

2) предоставляют услуги в сферах жизнеобеспечения населения, в частности, в сферах централизованного водоснабжения, водоотведения, снабжения электрической энергии и газа, производства продуктов питания, сельского хозяйства, здравоохранения;

3) являются коммунальными, аварийными и спасательными службами, службами экстренной помощи населению;

4) включены в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства;

5) являются объектами потенциально опасных технологий и производств.
То есть это все те структуры государственной, коммунальной или частной формы собственности, бездействие которых приведет к существенным потерям для жизнедеятельности страны».

Отметим, что премьер-министр Украины Денис Шмыгаль во время встречи с Европейской Бизнес Ассоциацией отметил, что перечень критической инфраструктуры не планируют утверждать, а наоборот, будут отталкиваться от противного и будут создавать перечень инфраструктуры, которой будет запрещено работать2. Пока ни одного такого перечня не существует.

Отметим также, что Перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, когда-то существовал, но утратил силу. Сейчас существует Перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04 марта 2015 г. № 833.

Вынуждены констатировать, что поездка на работу (городским или служебным транспортом) работника «обычного» предприятия, пока длится карантин, будет нарушать требования Постановления. При этом, за такое нарушение вас могут оштрафовать на сумму от 17 тыс. грн. до 34 тыс. грн.

Незаконность ограничений, введенных Постановлением

Комментируя ограничения, введенные Постановлением, мы не можем не проанализировать законность их установления.
Не вызывает сомнения то, что Постановление ограничивает право на свободу передвижения, гарантируемое ст. 33 Конституции Украины. При этом ст. 64 Конституции Украины говорит только о двух случаях, когда права человека (и то лишь некоторые) могут быть ограничены – введение чрезвычайного или военного положения.

В Украине не было введено чрезвычайное положение, хотя Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» указывает на возможность внедрения чрезвычайного положения в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в том числе пандемии.

Внедренные Постановлением ограничения были введены в связи с чрезвычайной ситуацией в Украине, что позволяет установление определенных карантинно-ограничительных мер на территории возникновения и распространения инфекционных болезней и поражений людей на основании Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней». Однако ни один из указанных законов не предоставляет Кабинету Министров Украины полномочия ограничивать гарантированное Конституцией Украины право на свободу передвижения.

Следовательно, Постановление содержит ограничения, которые не могут устанавливаться при отсутствии чрезвычайного положения в Украине (даже во время чрезвычайной ситуации), а потому соответствующие положения Постановления являются неконституционными, а само ограничение права на свободу передвижения, введенное Постановлением, – незаконным.

Отметим, что сейчас Постановление обжалуется в Окружном административном суде г. Киева. Так, сайт Судебной власти Украины содержит информацию о по меньшей мере 3 исках о признании противоправным и отмене Постановления. По одному из этих исков было открыто производство (дело № 640/7681/20).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Разъяснения КМУ касательно ограничений на период карантина для людей от 60 лет.

2Публикация Европейской Бизнес Ассоциации касательно единого порядка согласования маршрутов.

3Постановление КМУ «Об утверждении перечня объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства» от 04 марта 2015 г. № 83.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 1572

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Решение Конституционного Суда о (не) конституционности карантинных ограничений 01 сентября, 2020    4466

Конституционный Суд принял решение о неконституционности карантинных ограничений 31 августа, 2020    827

Закон № 731-IX: карантин теперь не является безусловным основанием для возобновления/продолжения процессуальных сроков 04 августа, 2020    17841

Когда закон — не закон 12 июня, 2020    1054

«Игра в одни ворота» – законодатель заблокировал взыскание с государства долгов по решениям судов 22 мая, 2020    8405

Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19 13 мая, 2020    733

Ответственность за карантин: но не о 17 тыс. грн штрафа для граждан, а об ответственности чиновников за неправомерные ограничения для бизнеса и общества 13 мая, 2020    2278

Незаконность карантина в Украине 30 апреля, 2020    17852

Что нового с карантинными ограничениями? 24 апреля, 2020    731

Новые правила арендной платы на период карантина 21 апреля, 2020    708

Запутались с карантинными ограничениями? 10 апреля, 2020    1347

Правительство существенно усилило карантинные меры 03 апреля, 2020    1236

Прокомментировать