Постановление КМУ № 724: ориентировочные показатели таможенной стоимости – новые проблемы для импорта

03 октября, 2015 Информационные письма

Правительство быстро отреагировало на предложение главы Одесской областной государственной администрации Михаила Саакашвили автоматизировать процессы определения таможенной стоимости. Однако, как обычно бывает, практическое воплощение в общем неплохой идеи вряд ли можно назвать улучшением для бизнеса.

23 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины № 724 от 16 сентября 2015 года «Об использовании в системе управления рисками ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров» (далее – «Постановление»).

Что предусматривает это Постановление?

Во-первых, вводится использование в системе управления рисками единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров для импортных операций.

Во-вторых, с этой целью ГФС поручено в двухдневный срок:

  • определить перечень товаров, для которых будут определены «ориентировочные показатели», в разрезе (а) товарных подкатегорий согласно с УКТВЭД и (б) стран происхождения;
  • определить их средневзвешенную таможенную стоимость, рассчитанную за последние 6 месяцев;
  • сформировать ориентировочные показатели таможенной стоимости на основании такого перечня;
  • обеспечить использование ориентировочных показателей таможенной стоимости;
  • ежемесячно просматривать ориентировочные показатели и отчитываться перед Минфином о результатах использования таких ориентировочных показателей.

Предусмотрено, что Минфин будет осуществлять мониторинг соблюдения единого подхода к контролю правильности определения таможенной стоимости на основании ориентировочных показателей. Непонятно только, как Минфин будет это делать на основании обобщенных данных… Отметим, что в проекте Постановления было предусмотрено непосредственное участие Минфина в утверждении ориентировочных показателей таможенной стоимости. Однако, в версии Постановления, которая была принята, все вопросы касательно показателей определяет непосредственно ГФС.

25 сентября 2015 года ориентировочные  показатели таможенной стоимости уже были утверждены, внесены в систему управления рисками, а данные относительно  среднерасчетной стоимости товаров при импорте в Украину опубликованы на сайте ГФС.

Таким образом, ориентировочные показатели таможенной стоимости уже внесены в систему управления рисками и используются в качестве индикаторов во время таможенного оформления.

Ориентировочный показатель таможенной стоимости: индикатор риска или минимальная таможенная стоимость?

Постановление определяет, что исключительная сфера применения ориентировочных показателей – система управления рисками. То есть отклонение от ориентировочного показателя в теории должно означать, что это только дополнительный индикатор таможенникам для осмотра товаров и проверки стандартного перечня сопроводительных документов.

Такое отклонение само по себе не означает даже возникновение оснований для запроса дополнительных документов и ведомостей, поскольку Таможенный кодекс Украины содержит исчерпывающий перечень оснований для таких дополнительных прав. Не говоря уже о применении этого показателя в качестве основания для непринятия таможенной стоимости.

Но, как это обычно бывает, реальность оказалась более прозаичной – значительная часть импортных растаможиваний была заблокирована в первые же два дня применения Постановления.

Почему так случилось?

Во-первых, есть вопрос по методике расчета ориентировочных показателей таможенной стоимости.

На нормативно-правовом уровне не определено, как именно формируются ориентировочные показатели таможенной стоимости товаров. Исходя из расчетов, определяется «средневзвешенная» таможенная стоимость. Учитывается только вес товара или что-то другое?

В одной товарной подкатегории могут классифицироваться товары, рыночные цены на которые кардинально отличаются. Например, вина из Италии или Франции могут стоить как 1 евро, так и несколько тысяч евро и при этом классифицироваться в одной категории.

Алгоритм расчета ориентировочного показателя является крайне важным для обеспечения репрезентативности расчета и прозрачности системы. Однако именно это и не определено Постановлением или другим документом. А в таком случае возможна ситуация, когда данные таможенных деклараций для расчета средневзвешенных показателей включаются туда «выборочно», что обеспечивает возможность искусственной манипуляции этим показателем.

Во-вторых, обновленные Методрекомендации1 содержат положения, которые существенно усложняют растаможивание, если цена импортного товара не попала в ориентировочный список. Имеем ввиду п. 8 разд. 2 Методрекомендаций, который определяет, что несоответствие ориентировочному показателю:

  • является основанием для востребования дополнительных документов у импортеров согласно ст. 53 Таможенного кодекса Украины;
  • приводит к необходимости согласования таможенного оформления с руководителем подразделения таможенного оформления;
  • и в установленных случаях демонстрирует необходимость корректировки таможенной стоимости товаров согласно ст. 55 Таможенного кодекса Украины.

Эти положения методических рекомендаций не согласовываются с Таможенным кодексом Украины. В действительности, они будут принуждать таможенников находить причины для истребования дополнительных документов и корректировки таможенной стоимости. Понятно, что на практике таможенники будут действовать согласно Методрекомендаций, а не букве закона или абстрактным международным обязательствам.

А это уже указывает на то, что в действительности ориентировочные показатели таможенной стоимости не просто один из рядовых индикаторов риска, а нечто большее. И если доказать, что растаможить по таможенной стоимости, которая ниже ориентировочного показателя, нелегко, то такой механизм будет нарушением правил ВТО касательно запрета использования минимальных цен.

Что по этому поводу говорит ГФС?

29 сентября 2015 года пресс-служба ГФС разместила комментарий касательно действий Постановления. Так, данным комментарием ГФС объясняет, что она «не обязывает, а рекомендует». Официальная позиция ГФС выглядит следующим образом (цитата):

«Использование единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров необходимо лишь для анализа, выявления и оценки рисков относительно заявления декларантом или уполномоченным им лицом неполных и / или недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в т.ч. неверном определении таможенной стоимости товаров.

При этом, срабатывание системы управления рисками является лишь рекомендацией должностному лицу органа ГФС более детально проанализировать условия внешнеэкономической операции в частности путем проверки документов и сведений, которые подаются для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Обращаем внимание, что нормы указанного постановления не внедряют новых методов или методик определения таможенной стоимости товаров.

Значит, утверждение, что этим постановлением бизнес обязывают растаможить свой груз по ценам ГФС, не соответствует действительности.

Применение ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров, введенных постановлением, является частью системы управления рисками, однако эти цены должны использоваться исключительно для сравнения и не должны прямо использоваться для замены таможенной стоимости».

С полным текстом можно ознакомиться на официальном сайте ГФС по ссылке.

Как это у нас часто бывает, и тут слова расходятся с делом.

Что делать импортерам, которые не попали в ориентировочный показатель?

В случае, если Постановление уже привело к проблемам во время таможенного оформления, наши рекомендации следующие:

1) предоставлять по максимуму дополнительные документы (согласно п. 3 ст. 53 МКУ);

2) требовать предоставления расчета такой ориентировочной таможенной стоимости (какие таможенные декларации учтены, какой общий вес по этим таможенным декларациям и т.д.);

3) требовать выписку из приказа (распоряжения, служебной записки) ГФС, которым утвержден ориентировочный показатель таможенной стоимости товара;

4) в случае корректировки таможенной стоимости товаров оформляться под гарантии (п. 7-10 ст. 55 МКУ).

А в период действия гарантийных обязательств можно надеяться, что вышеуказанная ситуация будет урегулирована, например, отменой или изменением Постановления.

Что в итоге?

Таким образом, Постановление и практика его применения является еще одним примером регуляторных изменений, которые под правильными лозунгами работают на руку фискалам и никоим образом не упрощают жизнь сознательным импортерам.

Надеемся, что мы все же дождемся системных изменений, ведь, как демонстрирует практика, без них ситуация только ухудшается.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Обновленные «Методические рекомендации касательно работы должностных лиц органов доходов и сборов по анализу, выявлению и оценке рисков при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины», утверждены приказом ГФС от 11.09.2015 г. №689.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1344

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обзор последней судебной практики касательно таможенной стоимости 18 марта, 2015    3398

Трансфертное ценообразование и таможенная оценка: как воспользоваться совпадением объекта этих механизмов контроля цен? 01 августа, 2014    3666

Таможенные органы обязаны обосновать выбор метода определения таможенной стоимости товаров: судебная практика 19 августа, 2013    8436

Таможенные органы имеют право применять каждый следующий метод определения таможенной стоимости товаров, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода. При этом таможенные органы обязаны обосновать невозможность применения каждого из предыдущих методов, в том числе невозможность признания заявленной декларантом таможенной стоимости 08 ноября, 2012    6049

Трансфертное ценообразование и налоговая стоимость (программное заявление Международной Торговой Палаты) 21 сентября, 2012    4306

Определение таможенной стоимости товаров, импортируемых от связанных лиц 23 сентября, 2008    5761

Прокомментировать