«Реформирование» ЕСВ и НДФЛ в расчетах – насколько изменится нагрузка на заработную плату?

22 февраля, 2016 Информационные письма

ВСТУПЛЕНИЕ

Главным акцентом последней «налоговой реформы» было уменьшение общей нагрузки на фонд заработной платы, в том числе за счет кардинального снижения ставки единого социального взноса (далее – «ЕСВ») до 22 % и изменения ставок налога на доходы физических лиц (далее – «НДФЛ») с 15 % и 20 % до 18 %. В частности, судя по публикациям в официальных источниках Кабинета Министров Украины, именно «уменьшение» нагрузки на фонд заработной платы позиционируется как самое большое достижение «реформы» 2016 года. Так, именно об этом говорится в следующих публикациях:

  1. Министерство финансов приветствует принятие Верховной Радой проекта Закона «О Государственном бюджете Украины на 2016 год».
  2. Роман Насиров: В 2016 году продолжится работа над налоговыми изменениями и реформированием ГФС.
  3. Министр финансов Наталья Яресько рассказала в интервью Delo.UA. о бюджете, МВФ, налоговых льготах и вероятности отставки.
  4. Арсений Яценюк: Мы вдвое сократили ЕСВ. Это требует ответственности и со стороны предпринимателей.

Однако можно считать проведенные изменения реформой или радикальным снижением?

Так, напомним, что в целом дискуссия между бизнесом и государством относительно снижения ставок ЕСВ длится уже довольно давно. В рамках обсуждения, которое предшествовало реформе 2015 года, было достигнуто соглашение о частичном уменьшении ЕСВ с 2015 года (с применением определенных коэффициентов), а с 2016 года – относительно постоянного уменьшения ЕСВ без каких-либо дополнительных критериев, путем применения к действующим ставкам (от 34,7 % до 49,7 %) коэффициента 0,6.

Указанное снижение ставки ЕСВ было закреплено в пункте 3 части II раздела VII «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ» Закона Украины № 77-VIII от 28.12.2014 г.1, которым определялось следующее:

«С 1 января 2016 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/ или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой статьи 8 и статьей 10 Закона Украины» О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование «для плательщиков единого взноса, которые указанны в абзацах втором и третьем пункта 1 части первой статьи 4 и статьи 10, применяются с коэффициентом 0,6».

В дальнейшем, Законом Украины № 219-VIII от 02.03.2015 г.2 указанное положение было «перенесено» непосредственно в п. 95 раздела VII «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – «Закон о ЕСВ»).

Вышеприведенные положения, которые предусматривали применение к действующим ставкам ЕСВ коэффициента 0,6, были отменены Законом Украины № 909-VIII от 24.12.15 г.3 Этим же законом с 2016 года была введена единая ставка ЕСВ в размере 22 %, отменена ставка ЕСВ 3,6 %, который уплачивался за счет работника, и изменена ставка НДФЛ с 15 % и 20 % на единую ставку 18 %.

Для визуального сравнения «старых» и «новых»4 правил нагрузки на фонд заработной платы с 2016 года мы приводим таблицу ниже. Базой для сравнения мы взяли заработную плату работника IТ сферы, эквивалентную 10, 15 и 25 минимальным заработным платам.

Расчет нагрузки на заработную плату эквивалентную 10 мин. з/п (13 780 грн)
Графы расходов Старые правила (грн) Новые правила (грн)
НДФЛ 1 992,59 2 480,40
ЕСВ за счет работника5 496,08
ЕСВ за счет работодателя6 3 040,14 3 031,60
Военный сбор 206,70 206,70
Общая сумма налогов 5 735,51 5 718,70
Сумма, которую работник получает «на руки» 11 084,63 11 092,90
Общая сумма расходов работодателя 16 820,14 16 811,60
Расчет нагрузки на заработную плату эквивалентную 15 мин. з/п (20 670 грн)
Графы расходов Старые правила (грн) Новые правила (грн)
НДФЛ 3 296,18 3 720,00
ЕСВ за счет работника 744,12
ЕСВ за счет работодателя 4 560,22 4 547,40
Военный сбор 310,05 310,05
Общая сумма налогов 8 910,57 8 577,45
Сумма, которую работник получает «на руки» 16 319,65 16 639,95
Общая сумма расходов работодателя 25 230,22 25 217,40
Расчет нагрузки на заработную плату эквивалентную 25 мин. з/п (34 450 грн)
Графы расходов Старые правила (грн) Новые правила (грн)
НДФЛ 6 032,33 6 201,00
ЕСВ за счет работника 843,34
ЕСВ за счет работодателя 5 168,24 7 579,00
Военный сбор 516,75 516,75
Общая сумма налогов 12 560,66 14 296,75
Сумма, которую работник получает «на руки» 27 057,58 27 732,25
Общая сумма расходов работодателя 39 618,24 42 029,00

Из вышеприведенных расчетов следует, что, по сути, нагрузка на фонд заработной платы в 2016 году по сравнению со «старыми» правилами осталась на том же уровне и даже увеличилась.

«УМЕНЬШЕНИЕ» ЕСВ

Фактически кардинального уменьшения ЕСВ не произошло, ведь ставка ЕСВ по «старым» правилам должна была рассчитываться с 2016 года с применением коэффициента 0,6 к ставке ЕСВ в соответствии с классом профессионального риска работника. Работники ИТ сферы принадлежали ко 2-му классу профессионального риска, то есть ставка ЕСВ для такой профессии составляла 36,77 %. Соответственно, с 2016 года ставка ЕСВ составила бы 22,062 % (36,77 % * 0,6), то есть те же 22 %, которые были введены Законом № 909-VIII от 24.12.15 г.

Конечно, можно утверждать, что в отношении остальных профессий, которым корреспондируют другие классы профессионального риска и, соответственно, большие ставки ЕСВ, ситуация была бы иной. Однако из 67 классов профессионального риска только 5-ти корреспондируют ставки более 40 %. В то же время, даже применив коэффициент к ставке 40 %, с 2016 года ставка ЕСВ составила бы 24 %, то есть не намного больше внедренных 22 %.

Об отмене ставки ЕСВ 3,6 %, которая выплачивалась работником, то указанное снижение компенсируется увеличением поступлений от НДФЛ (подробнее рассмотрены ниже) и увеличением предельной базы ЕСВ. Так, обращаем внимание, что Законом Украины № 909-VIII от 24.12.15 г. было увеличено максимальную величину базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных заработных плат.

То есть теперь при выплате заработной платы в размере более 17 минимальных (23 426 грн) по «новым» правилам работодатель платит гораздо больше ЕСВ по сравнению со «старыми» правилами, что, в принципе, прослеживается из приведенных выше в таблицах расчетов. Поэтому, фактически, плательщикам, которые платят заработную плату, эквивалентную 17-25 минимальным, наоборот придется платить ЕСВ в большем размере.

УМЕНЬШЕНИЕ НДФЛ

Новая ставка НДФЛ 18 % является меньше 20 %, но больше 15 %, которая применялась для налогообложения дохода до 10 минимальных заработных плат в соответствии с НК. Поэтому для лиц, размер заработной платы которых не превышал 10 минимальных заработных плат, ставка НДФЛ наоборот увеличилась на 3 %, что фактически покрывает потери бюджета относительно отмены ставки ЕСВ 3,6 %.

В то же время, как видно из расчетов, на самом деле сумма НДФЛ все равно остается больше и после прохождения «границы» 10 минимальных заработных плат.

В целом же сумма НДФЛ в соответствии с «новыми» правилами уменьшается по сравнению со «старой» системой, но при превышении определенного размера заработной платы. Размер заработной платы, при достижении которого сумма НДФЛ начнет снижаться по сравнению со «старой» системой, можно рассчитать по следующей формуле, где:

х – это размер НДФЛ, одинаковый при налогообложении по ставке 18 % и 15 % (20 %);

y – это размер заработной платы, при достижении которого размер НДФЛ будет одинаковым.

х = у * 18 % – формула для расчета НДФЛ по ставке 18 %;

х = (у — 13 780) * 20 % + 13 780 * 15 %7 – формула для расчета НДФЛ по ставке 15 % (20 %).

Две вышеприведенные формулы можно объединить в одну и математически вычислить размер заработной платы, при превышении которого ставка НДФЛ по новой системе будет меньше:

формула

То есть только после превышения порога размера заработной платы в 34 450 грн, размер НДФЛ по «новым» правилам начнет постепенно уменьшаться по сравнению со «старыми» ставками – 15 % (20 %). В то же время все плательщики, размер заработной платы которых является меньше 34 450 грн, по «новым» правилам платят больше.

ВЫВОДЫ

Из приведенных в этой статье расчетов следует, что по сравнению с уже заложенными еще в 2015 году ставкам НДФЛ и ЕСВ, реальных изменений не произошло. В некоторых случаях плательщики вообще начали платить больше.

Как было отмечено выше, непонятно, почему представители власти утверждают о кардинальном снижении ЕСВ, поскольку «кардинальное» снижение уже было заложено в законодательстве еще в 2015 году. При этом без повышения максимальной величины базы начисления ЕСВ. Также неясно, почему Минфин утверждает, что бюджет 2016 года «подгоняли» под ставку 22 %? А на что тогда рассчитывали авторы реформы 2015 года, закладывая коэффициент 0,6? Никто на самом деле не прогнозировал реальное влияние этого коэффициента на экономику в 2016 году и потери бюджета.

Не совсем понятны изменения относительно НДФЛ, которые ударили как раз по малозащищенным слоям населения, которые получают доход, меньше 34 450 грн. Плательщикам, уровень заработной платы которых больше 34 450 грн, новая ставка НДФЛ выгоднее, но обращаем внимание, что согласно информации, предоставленной органами статистики за 2015 год, размер средней заработной платы за декабрь 2015 года8 составил 5 230 грн.

Бесспорно, определенные положительные моменты в указанной реформе произошли. Прежде всего, действительно гораздо проще стал процесс администрирования ЕСВ и НДФЛ, ведь теперь нет необходимости осуществлять сложные расчеты с вычетом 3,6 % ЕСВ, определять классы профессиональных рисков и рассчитывать НДФЛ по двум ставкам.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда».

2 Закон Украины «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда».

3 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году».

4 Имеется в виду сравнение правил налогообложения фонда заработной платы с 2016 года по правилам до принятия Закона № 909-VIII от 24.12.15 г. и после его принятия (то есть по действующим правилам).

5 Законом № 909-VIII от 24.12.15 г. было отменено ставку ЕСВ в размере 3,6 %, который уплачивался за счет работника.

6 ЕСВ по «старым правилам» рассчитывался с применением предусмотренного с 2016 года коэффициента 0,6 к ставке ЕСВ, которая соответствовала классу профессионального риска профессии. Работники ИТ сферы принадлежали ко 2-му классу профессионального риска, то есть ставка ЕСВ для такой профессии составляла 36,77 %. Соответственно, с 2016 года ставка ЕСВ составила бы 22,062 % (36,77 % * 0,6).

7 В указанном расчете не учтено вычитание 3,6 % ЕСВ по «старым» правилам.

8 Официальный сайт Государственной службы статистики Украины.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 636

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Налоговая реформа и изменение сознания 09 ноября, 2015    428

Писан ли закон для Верховной Рады или О сроках налоговой реформы 01 ноября, 2015    636

Налоговая реформа депутата от «Самопомощи» с отменой упрощенки: дополнительный комментарий 03 июня, 2015    974

Налоговая реформа депутата от «Самопомощи» с отменой упрощенки: что внутри? Комментарий эксперта 28 мая, 2015    782

Налог на прибыль предприятий: проблемы и перспективы реформирования 24 февраля, 2015    1660

Налоговая реформа в картинках и не только 27 Январь, 2015    1574

Когда некому платить налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и почему нет ставок для платы за землю на 2015 год? Закон о налоговой реформе как сплошная работа с ошибками 23 Январь, 2015    1724

Начало Закона о налоговой реформе как показатель 19 Январь, 2015    941

Нужна ли налоговая реформа? И какая? 02 декабря, 2014    1524

Изменения порядка налогообложения прибыли предприятий от Правительства: можно ли их считать реформой 30 сентября, 2014    1976

Реформа НДС: убрать воровство или отменить налог 13 июня, 2014    3646

Прокомментировать