+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Получили запрос о предоставлении документации по ТЦО: как действовать?

30 июля, 2019 Информационные письма

Советы от адвокатов-специалистов по спорам ТЦО

В Украине растет активность фискальных органов в сфере контроля ТЦО. При этом в центре внимания уже проверки непосредственно на предмет соблюдения принципа «вытянутой руки», а не процедурные нарушения во время отчетности, как это было на этапе становления данного механизма контроля.

Например, в июле этого года в Торонто на третьей Конференции по реформам в Украине Министр финансов госпожа Маркарова сообщила о 12 масштабных кейсах нарушений в сфере ТЦО, которые сейчас обрабатываются совместно с международными партнерами и вскоре будут представлены публике. По утверждениям госпожи Маркаровой, уже создано и работает действительно действенное подразделение контроля ТЦО.

По собственному опыту можем подтвердить, что контроль ТЦО в Украине активно развивается, о чем свидетельствует, в том числе, и рост количества судебных споров по поводу доначислений по сути правил ТЦО. При этом статистика свидетельствует, что защититься от таких доначислений налогоплательщикам не так уж и просто. Примеры таких кейсов описаны в наших материалах «Неожиданная победа ГФС на стадии апелляции в важном споре по сути правил ТЦО: важные позиции суда», «Тенденция, однако… ГФС снова побеждает на уровне апелляции в споре по сути правил ТЦО», «Контроль ТЦО в Украине: времена меняются».

В большинстве случаев контрольно-проверочная работа по поводу вопросов по сути ТЦО начинается с запроса о предоставлении документации. Это первое взаимодействие специализированного подразделения фискального органа с налогоплательщиком и результат такого взаимодействия будет иметь важное значение с точки зрения дальнейшего развития событий.

В этом материале мы поделимся нашими советами для налогоплательщиков, которые получили запрос о предоставлении документации. Эти советы сформулированы исходя из нашего опыта помощи налогоплательщикам в подготовке ответов на такие запросы, сопровождения проверок и защиты в спорах по сути правил ТЦО.

1. С какого числа возможен запрос о предоставлении документации по ТЦО и за какие периоды?

Согласно п.п. 39.4.5 ст.39 Налогового кодекса Украины, фискальный орган может направить запрос не ранее 01 октября года, следующего за годом осуществления контролируемой операции. То есть сразу после предельного срока для подачи отчета о контролируемых операциях могут запросить документацию.

Количество годовых периодов, за которые могут запросить документацию, законодательством не ограничено. Поэтому могут запросить документации за все года, когда осуществлялись контролируемые операции.

2. Получили запрос о предоставлении документации: что это значит?

Система контроля ТЦО согласно ст. 39 Налогового кодекса Украины состоит из:

1) мониторинга контролируемых операций,

2) опроса по вопросам ТЦО и

3) проведения проверок по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки».

Во время мониторинга осуществляется анализ имеющейся у налогового органа информации об операциях и результатах деятельности налогоплательщиков. В частности, анализируется информация из отчетов о контролируемых операциях, налоговых деклараций, финансовой отчетности и т. п. Цель мониторинга – определить круг операций, по которым есть риски нарушения принципа «вытянутой руки», а затем и налогоплательщиков, которых может быть целесообразно проверить.

Направление запроса о предоставлении документации по ТЦО является конечной фазой процесса мониторинга. То есть, если налогоплательщик получает запрос о предоставлении документации, то это означает, что специалисты налоговой, которые проводили мониторинг, увидели риск нарушений правил ТЦО со стороны такого плательщика.

Другими словами, скорее всего, такой запрос направлен не просто ради «а посмотреть», а с четким видением возможных нарушений и с целью оценки перспектив назначения полноценной проверки.

3. Предоставлять ли документацию на запрос?

Согласно ст. 39 Налогового кодекса Украины, проверка по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» может быть проведена как в случае подачи документации по запросу, так и в случае неподачи.

То есть, несмотря на решение налогоплательщика о том, подавать документацию или нет, у налогового органа будут законные основания назначать проверку. И понятно, что скорее всего решение не предоставлять документацию повысит шансы на назначение проверки.

К тому же Налоговый кодекс Украины предусматривает штрафные санкции за непредоставление документации, которые могут оказаться очень существенными. Подробнее о штрафах за нарушения по вопросам отчетности ТЦО в нашем материале «Штрафы в трансфертном ценообразовании в 2019 году: дальше – больше».

Поэтому если контролируемые операции осуществлялись и по ним подан отчет, то документацию следует подавать. Как минимум, это позволит избежать штрафов.

4. А если документацию не готовили?

Налоговый кодекс Украины предоставляет налогоплательщику 30 календарных дней со дня получения запроса на то, чтобы подать документацию.

Эти 30 календарных дней можно использовать на подготовку документации.

Если в эти сроки и не подготовили полноценную документацию – не беда. Стоит подавать то, что есть.

Обычно, в таком случае налоговики пользуются нормой п.п.39.4.8 Налогового кодекса Украины и направляют дополнительный запрос с требованием дополнительно подать информацию, которой не хватает (исходя из требований к содержанию документации), и/ или обоснование соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

Таким образом, есть дополнительные 30 календарных дней, за которые можно завершить разработку документации по ТЦО.

Здесь следует подчеркнуть, что в таком «пожарном» порядке готовить документацию ТЦО не советуем.

Это повышает вероятность проблем с качеством документации и лишает других полезных вариантов распоряжения отведенными на подачу документации сроками, о которых мы поговорим ниже.

5. На что можно использовать отведенные сроки на подачу документации, если она подготовлена заранее?

Как мы указывали, запрос на подачу документации по ТЦО является сигналом, что, по крайне мере, налоговики видят риски нарушения правил ТЦО. И этот сигнал не стоит игнорировать.

Можно рекомендовать проверить реестр судебных решений на предмет существующих споров по ТЦО в ситуациях, схожих с ситуацией налогоплательщика. Это позволит идентифицировать зоны рисков и прогнозировать возможные подходы налоговой, а затем и надлежащим образом подготовиться к ним.

По опыту, самым эффективным, на что можно использовать этот период времени, является предоставление документации по ТЦО для альтернативной оценки профессионалам в сфере ТЦО, которые ее не готовили. Скорее всего, свежий взгляд на документацию позволит выявить слабые места документации по ТЦО, на которые обратят внимание и налоговики. И как следствие, документацию можно будет доработать в случае, если это будет признано обоснованно необходимым.

Кстати, в нашей практике были ситуации, когда более полное раскрытие определенных моментов в документации (например, расчета показателя рентабельности) или своевременное исправление ошибок в бухгалтерском учете с большой вероятностью позволило бы избежать спора.

Конечно, это можно сделать и на любом другом этапе, однако самым эффективным это будет до подачи документации на первый запрос налоговой. После этого труднее менять ключевые подходы, которые, наверное, будут зафиксированы в поданной документации.

Ну и не стоит забывать, что на этом этапе все еще можно уточнить показатели налоговой отчетности, если в результате данной альтернативной проверки будет сделано заключение о существенных рисках несоответствия условий операции принципу «вытянутой руки». А это в свою очередь может позволить минимизировать финансовые потери за счет возможности корректироваться до предельных значений рыночных диапазонов, а не до медианы, как будет корректировать налоговая. После начала проверки возможности провести самостоятельную корректировку налоговых обязательств будут исчерпаны.

6. Можно ли на первый запрос не подавать полный комплект документации?

На практике существуют различные подходы по этому поводу. Часто рекомендуют не предоставлять все расчеты, на основании которых сделаны заключения в исследовании. Как понимаем, цель неподачи всех расчетов – выиграть время и дождаться запроса дополнительной информации.

По нашему взгляду, предоставлять все расчеты, которые в основном хранятся в формате Excel, действительно, нет смысла. По крайней мере, на первый запрос. Но важно, чтобы манипуляции с сокращением документации не привели к тому, что из нее не понятно, почему и как сделаны те или иные выводы. Такое сокращение может причинить больше вреда, чем принести преимуществ.

В любом случае, если к обоснованию соответствия принципу «вытянутой руки» будут вопросы, то с высокой вероятностью налоговой будет направлен запрос о предоставлении дополнительной информации/обоснований.

7. Какие особенности подготовки ответа на запрос дополнительной информации?

Фискальный орган направляет налогоплательщику запрос о предоставлении дополнительной информации и/или обоснований в случае, если поданная на первичный запрос документация не содержит (1) всей информации согласно перечню, определенному Налоговым кодексом Украины и/или (2) достаточных обоснований соответствия условий операции принципу «вытянутой руки».

На подачу ответа на дополнительный запрос есть 30 календарных дней с момента его получения. Ответ является неотъемлемой частью документации по ТЦО.
На практике запрос на подачу дополнительной информации обычно содержит конкретные вопросы и требования предоставить конкретные объяснения/документы, которые прямо или косвенно касаются ТЦО.

То есть, это не некий «рутинный» запрос «для галочки». Если налогоплательщик получил такой запрос, это значит, что контролирующий орган уже «инвестировал» время и усилия на ознакомление с документацией и есть конкретные моменты, информации по которым не хватает.

Вопросы в части «обоснование» раскрывают моменты, которые, по мнению фискального органа, являются слабыми и которые планируют использовать для обоснования доначислений, если будет принято решение проводить проверку. Поэтому следует обратить особое внимание на вопросы по cути обоснования условий операции.

По опыту, опытные специалисты ТЦО обычно смогут понять из поставленных вопросов, какие же у фискального органа планы в контексте предстоящей проверки.

А как показывает практика, почти все проведенные проверки ТЦО заканчивались доначислением. То есть надо понимать, что ответ на запрос дополнительной информации может оказаться первым выражением позиций налогоплательщика по ключевым моментам обоснования, которые в дальнейшем будут рассматриваться в рамках налогового спора.

Поэтому желательно при подготовке ответа уже наметить основные правовые позиции, которые будут использоваться для защиты от вероятных доначислений. Изменение позиций в дальнейшем может быть использовано налоговым органом в споре против налогоплательщика.

В запросе на подачу дополнительной информации могут запрашивать конкретные документы, которые касаются контролируемой операции, бизнеса налогоплательщика и т. п. Предоставляя ответ, следует помнить, что фискальный орган не имеет права запрашивать любую информацию и данные по своему усмотрению. Налоговый кодекс Украины содержит четкий перечень информации, которая включается в документацию. Если Налоговый кодекс Украины добавлять в документацию те или иные документы прямо не требует, то у налогоплательщика нет и обязанности предоставлять их по дополнительному запросу.

Поэтому следует тщательно проанализировать, есть ли обязанность предоставлять запрашиваемые документы и будет ли их подача в интересах налогоплательщика, учитывая содержание запроса.

* * *

Таким образом, получение запроса о предоставлении документации ТЦО уже является серьезным сигналом для налогоплательщика. Стоит серьезно отнестись к этому сигналу и использовать предоставленные законодательством сроки с целью оценки рисков и определения способов их уменьшения.

Нужна профессиональная поддержка в сфере трансфертного ценообразования?

Мы рады помочь!

Свяжитесь с нами

Или запишитесь на бесплатное ознакомительное обсуждение в телефонном режиме с лидерами практики ТЦО фирмы КМ Партнеры, направив контактную информацию и желаемое время обсуждения на электронный почтовый ящик admin@wts.ua.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 729

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Выплата процентов на Кипр: подводные камни применения Конвенции 03 декабря, 2019    165

High-End ТЦО
Серия материалов: трансфертное ценообразование и убытки – еще не приговор. В каких случаях можно обосновать и как это сделать?
Часть 1,2
28 ноября, 2019    427

Революция в международном налогообложении приближается. Теперь официально.
ОЭСР публикует предложения касательно унифицированного подхода к налогообложению «цифровой экономики»
15 октября, 2019    595

Когда налоговики могут запросить обоснование цен в операциях, которые попадают под норму о 30 % корректировке (пп. 140.5.4 ст. 140 Налогового кодекса)? 11 октября, 2019    301

Налогообложение «цифровой экономики» – налоговая реформа, над которой стоит подумать, или о чем молчит «законодательный принтер» 02 октября, 2019    568

Трансфертное ценообразование для агробизнеса: что нужно знать 09 июля, 2019    692

Новые изменения в украинских правилах трансфертного ценообразования в 2019 году 24 июня, 2019    806

Постоянные представительства и трансфертное ценообразование: что нужно знать? 29 мая, 2019    1343

Почему с 01 октября для представительств нерезидентов изменится все? 20 мая, 2019    1190

10 признаков того, что у вас проблемы с трансфертным ценообразованием 08 мая, 2019    966

Контроль ТЦО в Украине: времена меняются 03 мая, 2019    650

Тенденция, однако…
ГФС снова побеждает на уровне апелляции в споре по сути правил ТЦО
25 апреля, 2019    1073

Прокомментировать