+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Карантинные ограничения в Киеве: обобщение и аналитика

25 марта, 2020 Информационные письма

Последнее время в информационном пространстве встречается огромное количество новостей, объявлений и интервью, связанных с ограничениями, которые были введены на территории Украины в связи с распространением острой респираторной болезни COVID-19, которая вызвана коронавирусом SARS-CoV-2.

Подытожим актуальные ограничения и запреты, которые введены на всеукраинском уровне и в городе Киеве, с ссылками на первоисточники.

Карантин, введенный Кабинетом Министров Украины

11 марта 2020 года Постановлением Кабинета Министров Украины № 211, в которое были внесены изменения Постановлением №215 от 16 марта 2020 года, на всей территории Украины введен карантин с 12 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года (недавно продлен до 24 апреля 2020 года) и введен ряд запретов. О них мы писали в материалах «Новые ограничения, которые были введены Кабинетом Министров Украины для предотвращения распространения на территории Украины коронавируса COVID-19». Постановлением, в частности, остановлены метрополитены, запрещены мероприятия общим количеством участников более 10 человек, перевозки пассажиров в количестве больше 10 человек.

Ограничительные меры, введенные Киевским городским советом (Киевской городской государственной администрацией)

Первые ограничения: массовые мероприятия не больше 60 человек и прочее

Ограничения начались с Протокола заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций «О дополнительных мерах предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)» № 9 от 11 марта 2020 года, содержание которого мы анализировали в нашем информационном письме «Карантин в Киеве: запрет массовых мероприятий и другие ограничения, которые были введены Киевским городским советом». В настоящее время они неактуальны, так как уже были введены более жесткие.

Новые ограничительные меры: закрытие большинства бизнесов, которые работают с посетителями

Протокол заседаний Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций « О предотвращений новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введение ограничительных мер на территории города Киева» № 10 от 16 марта 2020 года.

Этим Протоколом, в том числе, была временно остановлена работа развлекательных заведений, спортивных комплексов, учреждений бытового обслуживания населения. Заведениям общественного питания разрешено работать только в режиме курьерской доставки и самовывоза. Подробнее в нашем материале: «Карантин в Киеве: новые ограничительные меры и запреты».

Третья волна: запрет всех массовых мероприятий

17 марта 2020 года принят ряд решений, которые оформлены Протоколом заседаний постоянной комиссии по вопросам ТЕБ и ЧС «О предотвращении распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и введении ограничительных мероприятий на территории города Киева».

В частности, Протоколом до 03 апреля 2020 года запрещены регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автобусным транспортом в пригородном, междугородном и межобластном сообщении (кроме перевозки легковыми автомобилями). Также запрещено проведение всех массовых (культурных, развлекательных, спортивных, социальных (в том числе ярмарочных), религиозных, рекламных и других) мероприятий, работу предприятий рыночной сети всех форм собственности, кроме мероприятий, необходимых для обеспечения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. То есть имеем усиление ограничений даже по сравнению с Постановлением Кабинета Министров Украины №211.

Дополнительные ограничения: городской транспорт по пропуску, не больше 1 человека на 10 кв.м. в аптеке и продовольственных магазинах

21 марта 2020 года был опубликован очередной Протокол (№16) Постоянной комиссии ТЕБ И ЧС «О предотвращении распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и введении ограничительных мероприятий на территории города Киева».

Основные ограничение следующие:

1. Коммунальному предприятию «Киевпастранс» разрешена перевозка пассажиров на наземном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) по отдельно определенным маршрутам исключительно тех лиц, которые имеют специальные билеты, удостоверения личности и средства индивидуальной защиты согласно заключенным договорам с предприятиями, учреждениями, организациями, которые обеспечивают жизнедеятельность города Киева.

В Протоколе не уточняется, что именно означает «жизнедеятельность города Киева». В общем, понятие «жизнедеятельность» встречается в нормативно-правовых актах именно по отношению к человеку. Что касается предприятий и учреждений, которые являются стратегически важными для функционирования экономики и безопасности государства, общества и населения, законодательством, например, предусмотрено понятие «объекты критической инфраструктуры». Впрочем, в нынешней ситуации можно только интуитивно догадываться, работники каких предприятий могут получать специальные билеты и пользоваться пассажирским наземным транспортом. О запрете пользования такси или личным транспортом в Протоколе речь не идет.

2. Запрещено «пользование детскими и спортивными площадками в парках, скверах и на территориях, прилегающих к дому». Не будем вдаваться в анализ терминологии, а только выразим удивление таким территориальным ограничениям запрета. Наиболее вероятно, что авторы этого правила имели в виду запрет на пользование на любой территории любыми объектами, предусмотренными, например, в Правилах строения и безопасной эксплуатации аттракционной техники, утвержденных Приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 01 марта 2006 года № 110.

3. «Руководителям сети продуктовых магазинов и аптек обеспечить наличие потребителей в торговом помещении в количестве 1 человек на 10 м2 и обеспечить меры по соблюдению санитарных норм».

Касательно термина «магазин» особых вопросов не возникает – это «торговый объект в розничной торговле, предназначенный для организации продажи товаров конечным потребителям и предоставления им торговых услуг». Что имелось в виду под «торговым помещением», можно объяснить с помощью термина «торговый зал магазина (лавки)» — это «торговое помещение магазина (лавки) для показа, выбора товаров и обслуживания покупателей (кроме помещений для приема стеклянной тары), которое охватывает площадь для размещения торгово-технологического оборудования, узлов расчета, рабочих мест продавцов и площадь для покупателей, а также площадь проходов, в том числе основных эвакуационных проходов» (ГСН В.2.2-23:2009).

Кстати, стандартное правило касательно количества покупателей, которые одновременно пребывают в торговом зале, определяется из расчета на одного человека (включая площадь, которая занята оборудованием) и для магазинов составляет 3,0 м2 площади торгового зала в городах. То есть, если все магазины построены и функционируют по правилам, то новые ограничения — это примерно втрое меньше людей в торговом зале.

Очередной Протокол: МАФы с шаурмой

23 марта 2020 года был оформлен Протокол Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (№17).

В частности, руководителям заведений, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения :

  • запрещена «работа МАФов по реализации шаурмы, приготовления и продажи кофейных напитков и прочее»;
  • запрещена «реализация в торговых заведениях алкогольных напитков на разлив и приготовление и продажа кофейных напитков»;
  • введен «масочный режим» для людей, которые находятся в административных, производственных помещениях и в общественном транспорте.

Должны сказать, что в соответствии с действующим законодательством малая архитектурная форма (МАФ) — это элемент декоративного или иного оснащения объекта благоустройства. (ч. 2 ст. 21 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов»), поэтому, если уж и вводить ограничения, то во избежание каких-либо манипуляций логичнее было бы вспомнить не только МАФы, а и временные сооружения, как они определены в Порядке размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденном Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21 октября 2011 № 244.

Но если вы не продаете в вашем МАФе «шаурму» и «кофейные напитки», то что означает «и прочее»? Должны ли закрываться МАФы без шаурмы и кофейных напитков в ассортименте? К сожалению, ответы на эти вопросы отсутствуют.

«Масочный режим», к сожалению, невозможно трактовать, исходя из положений законодательства; это правило можно понимать только основываясь на общих представлениях о том, что именно стоит делать в «масочном режиме» и какую «маску» использовать. В целом отметим, что в законодательстве для этого случая есть термин «средство индивидуальной защиты органов дыхания».

Вопрос касательно законности Протоколов Постоянной комиссии по вопросам техногенно экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций

Не концентрируясь на этом вопросе, для полноты освещения ограничительных мер должны отметить, что существует мнение о недостаточности полномочий в Постоянной комиссии для введения ограничительных мероприятий на территории города Киева. В частности, такая позиция следует из содержания Положения о Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации), утвержденного распоряжением исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) от 3 мая 2017 года № 519.

Также сомнения в соблюдении процедуры введения мер предупреждения особо опасных инфекционных болезней на территории города Киева вызывает тот факт, что они должны внедряться по представлению соответствующих главных государственных санитарных врачей (статья 30 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благосостояния населения»). Как известно, должности «региональных» главных государственных санитарных врачей не восстановлены (недавно был назначен только Главный государственный санитарный врач Украины).

Режим чрезвычайной ситуации в городе Киеве

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2020 года № 324-р установлен режим чрезвычайной ситуации в городе Киеве. Также об этом идет речь в Распоряжении Киевской государственной администрации от 20 марта 2020 года № 488. В общем, 25 марта 2020 года Правительством было принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации на всей территории Украины до 24 апреля 2020 года.

Определение чрезвычайной ситуации можно посмотреть в п. 24 ч. 1 ст. 2 Кодекса гражданской защиты, а о заданиях, которые выполняются государственными органами и органами местного самоуправления в таком режиме, найти в пп. 3 п. 24 Положения о единой государственной системе гражданской защиты, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 января 2014 года № 11.

В то же время, теперь важно знать только то, что в отличие от режима чрезвычайного положения, режим чрезвычайной ситуации как таковой не предусматривает ограничений для бизнеса и граждан.

Остановление сроков предоставления административных услуг

Согласно недавно принятому Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» со дня объявления карантина останавливается течение сроков обращения за получением административных и других услуг и сроков предоставления этих услуг, определенных законом. Со дня прекращения карантина течение этих сроков продолжается с учетом времени, прошедшего до его остановки (подпункт 3-о пункта 2 раздела II Закона). Очевидно, что такое правило на практике также может обернуться определенными ограничениями.

Отдельно заметим, что Законом Украины «Об административных услугах» предусмотрены исключения, которые дают основания считать, что остановка течения сроков не распространяется, например, на отношения касательно судопроизводства, исполнительного производства, нотариальных действий, доступа к публичной информации (полный перечень в части 2 статьи 2 Закона).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 3766

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Закон № 731-IX: карантин теперь не является безусловным основанием для возобновления/продолжения процессуальных сроков 04 августа, 2020    22618

Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19 13 мая, 2020    1181

Ответственность за карантин: но не о 17 тыс. грн штрафа для граждан, а об ответственности чиновников за неправомерные ограничения для бизнеса и общества 13 мая, 2020    3264

Незаконность карантина в Украине 30 апреля, 2020    38114

Что нового с карантинными ограничениями? 24 апреля, 2020    1225

Новые правила арендной платы на период карантина 21 апреля, 2020    1117

Запутались с карантинными ограничениями? 10 апреля, 2020    1864

Ограничение права на свободу передвижения в пределах карантина 09 апреля, 2020    2357

Правительство существенно усилило карантинные меры 03 апреля, 2020    1639

Действительно ли на период карантина отменена арендная плата (часть 2)? 03 апреля, 2020    3817

Освобождение от НДС «задним» числом: что делать? 02 апреля, 2020    1332

Карантинные ограничения в Украине: ситуация в настоящее время 02 апреля, 2020    2440

Прокомментировать