Прогресс ВАСУ в вопросе транспортного налога

16 июня, 2017 Информационные письма

Мы уже неоднократно описывали положительные тенденции ВАСУ в вопросе незаконности начисления транспортного налога на 2015 год, в том числе, в таких информационных письмах:

  1. «Хорошие тенденции ВАСУ по вопросу транспортного налога»;
  2. «ВАСУ о транспортном налоге (третья попытка)»;
  3. «Спорная позиция Высшего административного суда Украины касательно транспортного налога за 2015 год».

В большинстве случаев ВАСУ считает, что этот налог не может начисляться в течение 2015 года, поскольку это будет нарушать принцип стабильности налогового законодательства и законный долг местных советов установить местные налоги до 15.07.2014 г. При этом напомним, что обязанность устанавливать транспортный налог именно решениями местных советов является спецификой местных налогов к которым он относится.

Однако на этот раз в Определении ВАСУ от 31.05.2017 г. суд пошел еще дальше, признав начисление транспортного налога незаконным даже без привязки к дате принятия решения местного совета.

ВАСУ установил, что начисление транспортного налога является незаконным в 2015 году только потому, что сам закон, которым введен этот налог, был принят с нарушением принципа стабильности (п. 4.1.9 Налогового кодекса Украины). В частности, речь идет о Законе Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно налоговой реформы».

То есть речь идет о том, что принцип стабильности работает не только в отношении решений местных советов (как подзаконных актов), но и к законам, которые принимает Верховная Рада Украины. И такой принцип преобладает положения налоговых законов, которые предусматривают вступление их в силу без соблюдения правила о 6 месяцах.

Интересно, что при таком подходе, транспортный налог не может начисляться ни в течение 2016 года, ни даже в течение 2017 года, поскольку в обоих случаях элементы транспортного налога (среди прочего, объект и база налогообложения) были изменены законами без соблюдения 6-месячного срока, установленного п. 4.1.9 Налогового кодекса Украины. Детали такой позиции можно найти здесь:

  1. касательно 2016 года – «Налог на роскошь иметь легковое авто»;
  2. касательно 2017 года – «Опять о транспортном налоге и не только».

Таким образом, продолжаем наблюдать за развитием практики в этом направлении и, среди прочего, за потенциальной позицией обновленного Верховного Суда!

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 386

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Транспортный налог как школа местных налогов (в шаге от признания неконституционным) 15 августа, 2017    318

ВАСУ о транспортном налоге (третья попытка) 28 февраля, 2017    1082

Снова о транспортном налоге и не только 25 января, 2017    2468

Спорная позиция Высшего административного суда Украины касательно транспортного налога за 2015 год 18 ноября, 2016    1543

Определение авто, которые облагаются транспортным налогом, — по цене с НДС или без? 27 мая, 2016    1710

Противоречит ли налог на легковые автомобили нормам ВТО? 27 мая, 2016    879

Налог на роскошь иметь легковое авто 11 февраля, 2016    4956

На те же грабли: Зачем депутаты спешили с принятием налога на недвижимость и на авто с большим двигателем? 22 января, 2015    938

Налог на недвижимость (касательно нововведений) и на «авто с большим двигателем» по закону не подлежит уплате по крайней мере в 2015 году 08 января, 2015    3384

Прокомментировать