Касательно: порядка обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов (их должностных лиц) согласно с главой 4 раздела I новой редакции Таможенного кодекса Украины.

31 мая, 2012 Информационные письма

Уважаемые господа!

С 1 июня 2012 вступает в силу новая редакция Таможенного кодекса Украины (далее – «Таможенный кодекс»). КМ Партнеры предлагают цикл обзорных писем, уделяющие внимание изменениям, которые могут иметь, прежде всего, существенные негативные последствия для бизнеса, а также нововведения, которые могут облегчить отношения с таможенными органами.

Этим письмом осуществляется обзор порядка обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов (их должностных лиц), установленный главой 4 раздела I Таможенного кодекса. Сразу заметим, что такой порядок не распространяется на обжалование постановлений по делам о нарушении таможенных правил (административные правонарушения) и налоговых уведомлений-решений таможенных органов, которое, в свою очередь, будут проанализированы нами отдельно.

Особое внимания Таможенный кодекс уделяет вопросу досудебного обжалования решений, действий или бездействия, а судебную процедуру оставляет специальному законодательству (закону) по этому вопросу (статья 29 Таможенного кодекса).

Ключевыми моментами обжалования решений согласно с главой 4 раздела I Таможенного кодекса являются:

1. Расширен, по сравнению с предыдущей редакцией кодекса, перечень решений, действий и бездеятельности, которые могут быть предметом обжалования, в частности, к такому перечню отнесены не только отдельные акты таможенных органов (их должностных лиц) по вопросам таможенного дела, но и решения, которыми удовлетворяют или отказывают в удовлетворении жалоб физических/ юридических лиц (часть 2 статьи 24 Таможенного кодекса).

2. Порядок обжалования, установленный главой 4 раздела I Таможенного кодекса, в системном анализе статей 24, 52, 55, 69,256, 357, 512 Таможенного кодекса, среди прочего, распространяется на:

  • решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров или бездействие относительно непринятия в течение установленных сроков решения о признании таможенной стоимости оцениваемых товаров;
  • решение относительно классификации товаров для таможенных целей (согласно кодам УКТ ВЭД);
  • решение об отказе в таможенном оформлении и бездействие, которое заключается в неприятии такого решения в течение установленного срока;
  • решение о временном изъятии товаров, в качестве доказательств в рамках дел о нарушении таможенных правил;
  • другие решения.

3. Решения (действия, бездействия) могут оспариваться у вышестоящих органах и должностных лиц. Вышестоящими являются:

  • для должностных лиц таможенных органов – руководители таможенных органов;
  • для таможенных постов – таможня;
  • для таможен, специализированных таможенных органов, таможенных организаций — Государственная таможенная служба Украины;
  • для Государственной таможенной службы Украины – Министерство финансов Украины.

Недостатки юридической техники Таможенного кодекса вносят неясность в определение органа, которому подается жалоба на решение собственно таможенного органа, а не на решение должностного лица таможенного органа (хотя по логике Таможенного кодекса — в вышестоящие органы).

4. Требования к форме и содержанию жалобы, сроки их представления, порядок и сроки их рассмотрения, а также ответственность за противоправные действия, связанные с представлением и рассмотрением жалоб устанавливаются Законом Украины «Об обращениях граждан» (такие же требования распространяются, по общему правилу, и на юридические лица).

5. Жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа (его должностного лица) рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления с возможным продлением до сорока пяти дней (статья 20 Закона Украины «Об обращениях граждан«). Такие сроки, по письменному требованию заявителя, могут быть сокращены.

6. Подавать жалобу на решение, действие, бездействие необходимо в течение одного года с момента его принятия (совершения), но не позднее одного месяца со времени ознакомления с принятым решением (статья 17 Закона Украины «Об обращениях граждан»). Нарушение указанных сроков влечет прекращения рассмотрения жалобы (статьи 8 Закона Украины «Об обращениях граждан»).

7. Подача жалоб не влечет приостановления действия оспариваемого решения. Согласно части 7 статьи 25 Таможенного кодекса, орган, рассматривающий жалобу, может приостановить действие обжалуемого, однако, такое приостановление не является обязанностью, а лишь правом таможенного органа.

8. Нарушение порядка рассмотрения жалобы влечет для таможенного органа гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством. То есть, определенной конкретной ответственности таможенный орган за нарушение порядка рассмотрения жалобы не несет.

Выводы:

Эффективность предусмотренного Таможенным кодексом порядка обжалования является все еще очень низкой, поскольку жалоба, независимо от обстоятельств дела, не обязывает таможенный орган приостанавливать исполнение обжалуемого решения, а нарушение порядка рассмотрения жалобы (или даже отказ в его рассмотрении), вынесение необоснованного решения по ее результатам не ведет к автоматическому удовлетворению такой жалобы. Кроме того, эффективность административного обжалования снижается и из-за недостатков юридической техники, которые допущены при подготовке соответствующих статей Таможенного кодекса.

Поэтому, в современных условиях, защита прав лица через процедуру досудебного обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов (их должностных лиц) является лишь процедурой, а не гарантией надлежащей защиты прав человека.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2012

Просмотры 9086

Прокомментировать