Налог на недвижимость (касательно нововведений) и на «авто с большим двигателем» по закону не подлежит уплате по крайней мере в 2015 году

08 Январь, 2015 Информационные письма

1.

В конце прошлого 2014 года Кабмин, при поддержке Верховной Рады, «одарил» Украину новыми налогами, в частности, налогом на недвижимость в новой редакции и транспортным налогом – налогом на машины c объемом двигателя более 3 литров.

Данных налогов нет в перечне общегосударственных налогов и сборов (статья 9 Налогового кодекса, далее – «НКУ», «Кодекс»). А в соответствии с п. 9.4. ст. 9 НКУ «установление общегосударственных налогов и сборов, не предусмотренных этим Кодексом, запрещается»; в соответствии с п. 4.2. «общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено этим Кодексом, уплате не подлежат».

Новые налоги скрываются среди местных (статья 10 НКУ). При этом в статье 10, которой установлен перечень местных налогов, такие налоги прямо не указаны. Зато вместо них там теперь есть «налог на имущество» (п.п. 10.1.1.), который состоит из 3 (трех) различных налогов, каждый из которых с различными элементами налога, как определено п. 7.1 ст. 7 НКУ. То есть существует три различных налога, с различными объектами налогообложения, базой налогообложения, ставкой налогообложения, порядком исчисления и так далее; эти три различных по определяющим элементам налога Кабмин предписал считать одним налогом, чтобы казалось, что в Украине стало меньше налогов.

В соответствии со ст. 265 НКУ в новой редакции:

«265.1. Налог на имущество состоит из:

265.1.1. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
265.1.2. транспортного налога;
265.1.3. платы за землю».

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, прописан в статье 266, а транспортный налог (то есть налог на легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3000 куб. см) – в статье 267.

2.

Особенность местных налогов заключается в том, что они по закону не могут быть непосредственно установлены решением Верховной Рады Украины.

Пунктом 8.3. ст. 8 НКУ определено: «8.3. К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин». В то же время, в соответствии с п. 4.4. ст. 4 НКУ: «4.4. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины».

То есть непосредственное установление местных налогов (а, следовательно, и налога на недвижимое имущество и транспортного налога) отнесены Налоговым кодексом к компетенции соответствующих сельских, поселковых, городских советов в пределах их полномочий.

Установление местных налогов исключительно соответствующими решениями местных советов закреплено также п. 24 ч. 1 ст. 26 Закона «О местном самоуправлении в Украине» и ст. 143 Конституции Украины.

Таким образом, Верховная Рада не может непосредственно своим решением ввести такие налоги как местные на соответствующих территориях.

3.

Налоговым кодексом на данный момент также установлено:

«10.2. Местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю).

10.3. Местные советы в пределах полномочий, определенных этим Кодексом, решают вопросы в соответствии с требованиями этого Кодекса по установлению налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и установление сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора».

Таким образом, местные советы по НКУ должны обязательно установить (соответствующим решением местного совета) транспортный налог и решить вопрос (по своему усмотрению), вводить ли налог и в каких размерах на имущество, отличное от земельного участка.

4.

По определению Налогового кодекса (п. 4.4. ст. 4 и 8.3 ст. 8), это должны быть соответствующие решения, буквально, сельских, поселковых, городских советов (то есть, например, областные советы не имеют компетенции устанавливать такие налоги), и таким образом будут установлены налоги, обязательные к уплате только «на территории соответствующих территориальных общин» (п. 8.3. ст. 8 НКУ).

Без такого решения указанные налоги уплате не подлежат.

5.

К тому же, Налоговым кодексом установлен особый порядок вступления в силу решений о введении местных налогов:

«12.5. Официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, которое вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 этой статьи».

«12.3.4. Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом».

То есть, исходя из приведенных выше норм Кодекса, новые налоги практически не могут быть признаны обязательными к уплате по крайней мере в 2015 году, ведь местные советы не принимали и не могли принять и официально обнародовать до 15 июля прошлого 2014 года решение об установлении таких налогов и сборов.

6.

Правда, пунктом 12.3.5. ст. 12 НКУ далее установлено: «12.3.5. В случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, являющихся обязательными в соответствии с нормами этого Кодекса, такие налоги до принятия решения взымаются исходя из норм этого Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взымается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю».

Транспортный налог по нормам Кодекса подлежит обязательному установлению (п. 10.2. Ст. 10 НКУ), а вот обязательность налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, нормами действующей редакции Кодекса не предусмотрена1.

Следовательно, исходя из приведенных выше норм, налог на недвижимость (касательно нововведений, которые пока  не отражены в решениях местных советов) уплате по крайней мере в 2015 году не подлежит.

7.

Что же касается законности транспортного налога и его «обязательности» в 2015 году как местного налога, без соответствующих решений местных советов, также есть большие сомнения.

В частности, пунктом 4.4. НКУ установлено:

«4.4. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с этим Кодексом Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины».

Однако, как мы помним, ст. 19 Конституции Украины устанавливает: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины».

Соответствующие полномочия, их разграничение между Верховной Радой и местными советами, в частности, по установлению местных налогов, так определены ст. 12 НКУ:

«Статья 12. Полномочия Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, сельских, поселковых и городских советов относительно налогов и сборов

12.1. Верховная Рада Украины устанавливает на территории Украины общегосударственные налоги и сборы и определяет:

12.1.2. перечень местных налогов и сборов, установление которых относится к компетенции сельских, поселковых и городских советов;

12.1.4. положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 этого Кодекса относительно местных налогов и сборов.

         …

12.3. Сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решения об установлении местных налогов и сборов.

12.3.1. Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном этим Кодексом.

12.3.2. При принятии решения об установлении местных налогов и сборов обязательно определяются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные статьей 7 этого Кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII Кодекса для соответствующего местного налога или сбора. …».

То есть, в соответствии с Налоговым кодексом (а также Конституцией Украины и Законом «О местном самоуправлении в Украине») установление местных налогов, включая установление их конкретной ставки, отнесено к исключительной компетенции (полномочиям) местных советов.

Такое установление налога определяется фактически п. 7.1 ст. 7 НКУ, согласно которому установление налога означает определение таких элементов, перечисленных в п. 7.1.

Верховная Рада Украины может устанавливать только перечень разрешенных к установлению [местными советами] местных налогов и разрешенных предельных параметров таких налогов. А, именно, установление местных налогов, с соблюдением установленных Верховной Радой критериев, – это уже компетенция только соответствующих местных советов.

Предполагается, что фактический переход полномочий местных советов к Верховной Раде путем внесения норм в НКУ относительно обязательного взымания соответствующих местных налогов, даже при отсутствии соответствующего решения местного совета (и даже фактического лишения местных советов возможности волеизъявления путем введения обязательности того же транспортного налога и установления безальтернативной фиксированной ставки), и тем самым установление такого налога через голову местных советов, является выходом за пределы компетенции Верховной Рады по вопросам налогообложения, установленной законом и ст. 143 Конституции Украины. Кстати, интересно как такое может соотноситься: декларируемая на словах политика децентрализации и фактический переход полномочий местных советов к Верховной Раде.

Так что обязательность транспортного налога (как установленного Верховной Радой за пределами предоставленной ей законом и Конституцией компетенции) без соответствующих решений местных советов, по крайней мере, спорная. Поэтому вполне вероятно возникновение споров по этому поводу.

8.

О неправомерности взимания транспортного налога говорят следующие аргументы.

По факту этот налог является общегосударственным, как он определен в НКУ:

«8.2. К общегосударственным относятся налоги и сборы, установленные настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом».

Напомним, что установление налога означает обязательное определение элементов, перечисленных в п. 7.1. ст. 7 НКУ.

Все такие обязательные элементы транспортного налога определены непосредственно Кодексом (то есть Верховной Радой) в ст. 267.

В частности, конкретная ставка налога установлена непосредственно Верховной Радой — это п. 267.4 ст. 267 НКУ. Другими словами, Верховная Рада определила не диапазон предельных ставок (см. ст. 27 НКУ), а конкретную ставку налога, что является прерогативой местных советов. Так же непосредственно Верховной Радой определены и все другие обязательные элементы.

Таким образом, этот налог фактически установлен Верховной Радой в Кодексе и является обязательным к уплате на всей территории Украины. При этом его взымание по Кодексу (по единой для всей Украины ставке) не требует принятия какого-то решения местным советом.

При этом данный налог не соответствует обязательным признакам местного налога, которые были установлены Кодексом:

«8.3. К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин».

В соответствии с нормами Кодекса, рассматриваемый налог не требует для фактического установления соответствующего решения местного совета и является обязательным к уплате не только на территории определенной отдельной территориальной общины или общин, а (без исключений!) «являются обязательными к уплате на всей территории Украины».

Таким образом, этот налог де-факто является общегосударственным налогом, фиксированную и единую для всей Украины ставку которого установила непосредственно Верховная Рада Украины2.

Однако в перечне общегосударственных налогов (ст. 9 НКУ) такого налога нет. Как было уже отмечено в разделе 1 этого обзора, Налоговый кодекс запрещает установление общегосударственных налогов, не предусмотренных этим Кодексом, и запрещает взимание общегосударственных налогов, не предусмотренных Кодексом.

Выводы

Такой новосозданный налог, как налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, по закону не подлежит уплате по крайней мере в 2015 году.

Законность транспортного налога, то есть налога на легковые автомобили с объемом двигателя более 3 литров,  как он был введен, вообще крайне сомнительна. Поэтому есть веские юридические аргументы, что он не подлежит взысканию по закону.

Учитывая это, неясно почему Кабмин так спешил с принятием, в частности, этих налогов перед Новым годом. Как показывает опыт 2014 года (например, изменение четыре раза в течение года порядка налогообложения процентов), спешка приводит скорее к сомнительным последствиям.

Нельзя не отметить также, что такие действия системно нарушают принцип стабильности налогообложения, как это определено в Налоговом кодексе: принятие изменений касательно ключевых элементов не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода.

Примечания:

1В отличие от предыдущей редакции, при которой п. 10.3 ст. 10 Налогового кодекса было установлено, что местные советы должны обязательно устанавливать, в частности, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

2Кстати, это является еще одним аргументом, почему положения п.п. 12.3.5. ст. 12 НКУ не могут быть применены, ведь они предусматривают, при отсутствии соответствующего решения местного совета, взимание налогов буквально «с применением их минимальных ставок». А относительно транспортного налога минимальная ставка отсутствует –  ведь, согласно п. 267.4 ст. 267 НКУ устанавливаются не предельные ставки (минимальная, максимальная), а единственная, фиксированная, безальтернативная, конкретная ставка налога  «ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль».

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получения полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 2866

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Спорная позиция Высшего административного суда Украины касательно транспортного налога за 2015 год 18 ноября, 2016    537

Определение авто, которые облагаются транспортным налогом, — по цене с НДС или без? 27 мая, 2016    686

Противоречит ли налог на легковые автомобили нормам ВТО? 27 мая, 2016    609

Налог на роскошь иметь легковое авто 11 февраля, 2016    2515

На те же грабли: Зачем депутаты спешили с принятием налога на недвижимость и на авто с большим двигателем? 22 Январь, 2015    806

Прокомментировать