Когда некому платить налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и почему нет ставок для платы за землю на 2015 год? Закон о налоговой реформе как сплошная работа с ошибками

23 Январь, 2015 Информационные письма

Среди последних изменений налогового законодательства, введенных, в частности, Законом от 28.12.2014г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», установлено введение нового налога – налога на имущество.

Пунктом 10.1.1 Налогового кодекса Украины (далее – «НК Украины»), этот налог отнесен к местным налогам. И хотя налог один, однако состоит он из следующих (ст. 265 НК Украины):

  • налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • транспортного налога;
  • платы за землю, которая, в свою очередь, взимается в форме:
  • земельного налога и
  • арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Системный анализ нормативного закрепления этого налога ставит под сомнение обязательность его уплаты в отдельных случаях.

В частности, существует вопрос к юридической технике, например, относительно двойного закрепления п.10.1 НК Украины:

«Статья 10. Местные налоги

10.1. К местным налогам относятся:

  …

10.2. К местным сборам относятся:

10.2.1. сбор за места для парковки транспортных средств;

10.2.2. туристический сбор.

10.2. Местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю).

10.3. Местные советы ….»

Какой из пунктов 10.2. НК Украины вам подойдет?

Но не будем даже останавливаться на таких пробелах – их множество, и это уже система!1 Существует еще много вопросов по сути, которые подробнее рассмотрим ниже.

1. Если нет плательщика

Пунктом 266.1. НК Украины определены налогоплательщики на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. В частности, если недвижимое имущество является собственностью нескольких лиц, исходить следует из такого:

«266.1.2. Определение налогоплательщиков в случае пребывания объектов жилой и/или нежилой недвижимости в общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц:

б) если объект жилой и/или нежилой недвижимости пребывает в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, налогоплательщиком является одно из таких лиц-владельцев, определенное по их согласию, если иное не установлено судом;…».

Следовательно, если недвижимость, отличная от земельного участка, пребывает в общей совместной собственности нескольких лиц и не разделена в натуре, то налогоплательщик определяется по согласию таких лиц.

А если согласия нет? Ни один закон не обязывает совладельцев  договориться касательно налогоплательщика!

Процедуры дачи и утверждения такого согласия в целях начисления налога также не предусмотрено. Нет и судебной процедуры получения согласия по инициативе, например, налоговой или местного совета.

И это при том, что общая совместная собственность без разделения объекта является распространённым явлением, например, согласно ч. 3 ст. 368 Гражданского кодекса Украины:

«Имущество, приобретенное супругами за время пребывания в браке, является общей совместной собственностью, если иное не установлено договором или законом».

То есть даже если в документах на недвижимость владельцем определен только один из супругов, то фактическими владельцами являются и муж, и жена. Имущество считается их общей совместной собственностью без выделения долей.

Однако если они не достигли между собой формального согласия, о том кто именно будет налогоплательщиком, то выходит, что плательщика налога на имущество по Кодексу нет!

Налоговая, конечно, при начислении налога может исходить, например, из п. 266.3.2. НК Украины, которым определено, что:

«266.3.2. База налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется контролируемым органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые безвозмездно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в частности, документов на право собственности».

Однако такая норма относительно данных о недвижимости касается только базы налогообложения. А до определения базы следует выяснить, кто же будет платить.

Поэтому если нет согласия владельцев, то и плательщика налога на такое имущество по закону нет, а требования об уплате не будут соответствовать законодательству.

1.1.

Отдельно обратим внимание на п. 18 Подраздела 10 Раздела ХХ НК Украины:

«18. С целью формирования реестра налогоплательщиков на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, владельцы объектов жилой и/или нежилой недвижимости (физические лица) на основании оригиналов документов на право собственности на объекты недвижимости могут совершать сверку ведомостей по объектам жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в их собственности, до 31 декабря 2015 года (включительно)».

Однако такая норма не определяет плательщика и не содержит никаких обязывающих предписаний, а утверждает о возможности совершения сверок.

 2. Если нет ставки (во всяком случае, на 2015 год)

Пунктом 10.2. НК Украины (вторым из них) определено, что:

«10.2. Местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю)».

При этом применение во времени решений местных советов об установлении местных налогов имеет свою специфику. В частности, согласно п. 12.3.4. и 12.3.5. НК Украины:

«12.3.4. Решение об установлении местных налогов и сборов официально оглашается соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

12.3.5.  В случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов … плата за землю взимается с применением ставок, которые действовали до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю».

Таким образом, на протяжении 2015 года, теоретически, плата за землю может взиматься на основании решения об установлении местных налогов, принятого до 15.07.2014 г. или, если соответствующего решения местного совета не было, по крайней мере, на основании ставок, действующих до 31.12.2014 г.

Однако дело в том, что до 1 января 2015 года не было такого местного налога как плата за землю, и ставок для него, которые действовали до 31.12.2014 г., соответственно, тоже не было.

Плата за землю согласно п. 14.1.147 НК Украины определена так:

«14.1.147. плата землю – обязательный платеж в составе налога на имущество, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;».

Соответственно, в целях налогообложения следует выяснять, какими были ставки и решения местных советов относительно обязательных платежей в составе местного налога на имущество.

Но вернемся к нормам НК Украины, которые действовали до новых изменений (до 2015 года):

«14.1.147. плата за землю – общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;».

То есть не было такого местного налога как «налог на имущество», в состав которого входит сейчас и плата за землю. Вместо этого плата за землю была общегосударственным налогом.

Следовательно, до 2015 года не могло быть решений местных советов об установлении местного налога «плата за землю», как и не могло быть ставок для платежа, которые являются составляющей налога на имущество. И такой налог в 2014 году не уплачивался, как он сейчас определен НК Украины!

Таким образом, нет ставки платы за землю в ее нынешнем определении на 2015 год, даже с прошлого применения (потому что это был другой налог и, соответственно, ставки другого налога). При этом если в вопросе арендных платежей есть еще договор аренды, определяющий суммы к уплате, то в отношении земельного налога существует серьезный пробел.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается с информационной целью. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

В качестве еще одного примера, по крайней мере неаккуратности, можно привести новое определение безнадежной задолженности, как оно заново сформулировано этим Законом:

«14.1.11. безнадежная задолженность – задолженность, соответствующая одному из таких признаков:

а) задолженность по обязательствам, относительно которых истек срок исковой давности;

е) задолженность по обязательствам, относительно которых истек срок исковой давности; …».

Найдете отличие между «а» и «е»? Ляпы? Однако они формируют впечатление относительно уровня «творца» этого нормативного документа и формируют определенное отношение к этому и другим положениям, что, в целом, не позволяет воспринимать Закон как взвешенный и сбалансированный документ.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1724

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«Реформирование» ЕСВ и НДФЛ в расчетах – насколько изменится нагрузка на заработную плату? 22 февраля, 2016    630

Налоговая реформа и изменение сознания 09 ноября, 2015    428

Писан ли закон для Верховной Рады или О сроках налоговой реформы 01 ноября, 2015    636

Налоговая реформа депутата от «Самопомощи» с отменой упрощенки: дополнительный комментарий 03 июня, 2015    974

Налоговая реформа депутата от «Самопомощи» с отменой упрощенки: что внутри? Комментарий эксперта 28 мая, 2015    781

Налог на прибыль предприятий: проблемы и перспективы реформирования 24 февраля, 2015    1660

Налоговая реформа в картинках и не только 27 Январь, 2015    1574

Начало Закона о налоговой реформе как показатель 19 Январь, 2015    940

Нужна ли налоговая реформа? И какая? 02 декабря, 2014    1524

Изменения порядка налогообложения прибыли предприятий от Правительства: можно ли их считать реформой 30 сентября, 2014    1973

Реформа НДС: убрать воровство или отменить налог 13 июня, 2014    3643

Прокомментировать