+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Запрет пластиковых пакетов: разбираем закон

01 июля, 2021 Информационные письма

Верховная Рада Украины недавно приняла Закон Украины № 1489-IX «Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины» (далее – Закон). Он будет введен в действие 10.12.2021 г., общий запрет распространять пластиковые пакеты будет действовать с 09.03.2022 г., до 01.01.2023 г. запрет не будет распространяться на сверхтонкую первичную упаковку для свежей рыбы, мяса, сыпучих продуктов и льда. Далее разбираемся, что именно запретили, кому и что будет в случае нарушения.

Какие пакеты Закон запрещает распространять?

В объектах розничной торговли, общественного питания и предоставления услуг Закон не позволяет распространение:

  • пластиковых пакетов со стенками толщиной до 50 микрометров (тонкие и сверхтонкие пластиковые пакеты);
  • оксоразлагаемых пластиковых пакетов.

По Закону пластиковый пакет это: «изготовленная ​​из пластика тара в форме рукава, с дном и открытой горловиной, с ручками или без ручек, предназначенная для упаковки и/или транспортировки товаров и продукции конечными потребителями» (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона).

Закон не распространяется на что-либо другое: пакеты для мусора, пищевую пленку, пластиковые боксы, двусторонние пакеты Zip-Lock, любые пластиковые изделия, не предназначенные «для упаковки и/или транспортировки товаров и продукции конечными потребителями». Надеемся, что на рынке не появятся пакеты «Франкенштейна», которые формально не будут подпадать под запрет, пакеты «домашнего употребления», которые «не предназначены для упаковки и транспортировки». Также из определения видим, что запрет не распространяется на оборот пакетов в сфере B2B1. Например, вы едете за продуктами для дома в Metro с карточкой, оформленной вами как ФЛП: вам можно продавать запрещенные пакеты?

Что такое тонкие и сверхтонкие пластиковые пакеты?

«Сверхтонкие пластиковые пакеты – пластиковые пакеты со стенками толщиной менее 15 микрометров» (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона).

«Тонкие пластиковые пакеты – пластиковые пакеты со стенками толщиной от 15 до 50 микрометров» (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона).

В сети Интернет можно найти результаты исследования, проведенного в 2018 году Государственным предприятием «Укрметртестстандарт», согласно которому толщина стенок полиэтиленовых пакетов ключевых украинских сетей супермаркетов меньше 50 микрометров2. Такие пакеты будут запрещены для распространения потребителям.

Почему запрещены именно эти пакеты? Они не крепкие и поэтому скорее становятся мусором, их сложно перерабатывать. Показатель в 50 микрометров соответствует европейской практике, отраженной в Директиве ЕС 2015/720.

Оксоразлагаемые пластиковые пакеты

Закон определяет оксоразлагаемые пластиковые пакеты как такие, материал для изготовления которых состоит из полиэтилена и оксоразлагаемых примесей: добавок для ускорения их разложения на отдельные мелкие фрагменты (микропластик) под действием кислорода и ультрафиолетового излучения. Как определяет Директива ЕС 2015/720, пластик таких пакетов разлагается на части, которые остаются в окружающей среде. Распространение таких пластиковых пакетов запрещено в принципе, безотносительно к их толщине и других параметров.

На сайте Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины приводятся результаты исследования, проведенного по заказу Всемирного фонда дикой природы: за неделю с водой и пищей человек может потреблять до 2 000 тыс. микроскопических кусочков пластика. Это примерно 5 г, что эквивалентно кредитной карточке.

Как узнать, какие пластиковые пакеты являются оксоразлагаемыми? В настоящее время не существует единой системы маркировки. Поэтому при закупке пакетов советуем предусматривать в договорах поставки гарантии продавца об отсутствии оксоразлагаемых примесей, а также соответствующие компенсации и ответственность в случае нарушения.

Что такое распространение в понимании Закона?

Закон запрещает распространение, а именно: «платное или бесплатное предоставление пластиковых пакетов потребителям в объектах розничной торговли, общественного питания и услуг, в которых может осуществляться распространение пластиковых пакетов» (п. 11 ч. 1 Закона).

То есть привязка к определенным местам, все они определены в ст. 1 Закона. Детализация терминов «объект общественного питания», «объект оказания услуг» и «объект розничной торговли», по нашему мнению, допускает разночтения и неоднозначные толкования. Надеемся, это не помешает эффективному применению Закона.

Какие пакеты можно распространять?

Запрет не распространяется на биоразлагаемые пластиковые пакеты. Это «… пластиковый пакет, который разлагается с участием микроорганизмов на элементы природного происхождения и соответствует установленным национальными или гармонизированными европейскими стандартами нормам касательно утилизации способом компостирования или биоразложения» (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона). Вместе с тем, «способность пластиковых пакетов к биоразложению определяется в соответствии с гармонизированными европейскими стандартами» (ч. 1 ст. 4 Закона).

Европейский комитет по стандартизации разработал гармонизированный стандарт EN 13432:20003, который устанавливает требования к упаковке, которая подлежит утилизации способом компостирования и биодеградации. В Украине действует соответствующий национальный стандарт ДСТУ EN 13432:2015, гармонизированный методом подтверждения, а также ДСТУ EN 14995: 20184.

На каждый пластиковый пакет, который будет отвечать требованиям стандартов, должна быть нанесена соответствующая маркировка. Порядок маркировки должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины (ч. 2 ст. 4 Закона).

На другие пакеты запрещается нанесение слов «био», «биопакет», «биоразлагаемый». Любые другие варианты формулировок остаются доступными продавцам5, учитывая, конечно, общий запрет предпринимательской практики, который вводит в заблуждение6.

До 01.01.2023 г. запрет не будет распространяться на пластиковые пакеты, которые соответствуют одновременно всем следующим критериям (назовем их «временно разрешенные пакеты»):

  • стенки толщиной менее 15 микрометров (сверхтонкие пластиковые пакеты);
  • ширина до 225 миллиметров (без боковых складок);
  • глубина до 345 миллиметров (с учетом боковых складок);
  • длина до 450 миллиметров (с учетом ручек);
  • предназначены для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы, мяса и продуктов из них, сыпучих продуктов, льда;
  • распространяются в объектах розничной торговли как первичная упаковка.

Видим, что только «предназначенные для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы…», а не те, в которые такая продукция фактически упакована.

Распространять платно или нет?

Есть пакеты, которые запрещено распространять в принципе: это пластиковые пакеты со стенками толщиной до 50 микрометров (тонкие и сверхтонкие пластиковые пакеты) и оксоразлагаемые пластиковые пакеты.

Биоразлагаемые пакеты и «временно разрешённые пакеты» (пока они разрешены) можно распространять бесплатно.

Распространять другие не запрещенные пакеты можно будет только платно, по ценам, которые определит Кабинет Министров Украины.

Какие штрафы?

Закон в ч. 2 ст. 6 предусматривает такие штрафы:

  • за нарушение запрета распространять тонкие, сверхтонкие и оксоразлагаемые пластиковые пакеты – от 8 500 до 17 000 грн; за повторное в течение трех лет совершение такого же нарушения – от 17 000 до 34 000 грн (штрафы, как и сам запрет, начнут действовать с 09.03.2022 г.);
  • за бесплатное распространение пластиковых пакетов – от 1 700 до 3 400 грн, за повторное в течение трех лет совершение такого же нарушения – от 3 400 до 8 500 грн (с 10.12.2021 г.).

Кто будет проверять и по какой процедуре?

В соответствии со ст. 5 Закона государственный контроль и наложение штрафов будет осуществлять Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (далее – Госпродпотребслужба).

В вопросе процедуры проверки законодатель оставил загадку: есть Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон о проверках), который является базовым нормативным актом, если мы говорим о проверках большинством государственных органов (за определенными исключениями, конечно). С другой стороны, есть профильное законодательство касательно рыночного надзора непищевой продукции7 и на эту сферу Закон о проверках не распространяется8. Неопределенности добавляет и сам Закон, который в ст. 6 регулирует процедуру наложения штрафов. То есть можно занять позицию, что для своей сферы Закон имеет собственный порядок проверки.

Процедура в Законе прописана так, что лучше бы ее там не было. Штраф налагается руководителем Госпродпотребслужбы (его заместителем или уполномоченными руководителем лицами) на основании акта проверки, после рассмотрения дела о правонарушении. По сути, это все. Ни тебе оснований проведения проверок, ни сроков, планов, направлений, оснований недопуска, принципов государственного надзора.

Итак, имеем две сферы разного регулирования проверок и Закон, который коряво регулирует наложение предусмотренных в нем штрафов. По желанию можно попробовать обосновать любой выбор, а мы опять делаем вывод: «судебная практика покажет».

В целом же считаем необходимым ориентироваться на законодательство касательно рыночного надзора непищевой продукции и предусмотренные в нем процедуры: необходимость секторальных планов рыночного надзора, приказов и направлений на проверку, четкие требования к акту и тому подобное.

Изъятие продукции

Пластиковые пакеты, не соответствующие установленным Законом требованиям, подлежат изъятию из оборота в порядке, установленном Законом Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» (ч. 4 ст. 2 Закона).

Это означает, что Госпродпотребслужба может вынести решение об изъятии из оборота пакетов. В целом это означает, что владелец не допускает дальнейшую реализацию пакетов и сохраняет их в надлежаще оборудованных и опломбированных (опечатанных) помещениях9. Далее – переработка, утилизация, уничтожение или дальнейшее использование (если привести их в соответствие) в зависимости от обстоятельств10.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Ориентируемся на определение «потребитель» в п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей».

2Мы не проводили данное исследование и не можем гарантировать достоверность его результатов.

3Requirements for packaging recoverable through composting and biodegradation — Test scheme and evaluation criteria for the final acceptance of packaging.

4Пластмассы. Оценка способности к биохимическому распаду. Порядок испытания и технические условия (EN 14995:2006, IDT).

5В конкретном случае также нужно смотреть, применяется ли к производителю Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции»; например, ст. 4 этого Закона содержит дополнительные требования к маркировке.

6Ч. 2 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей».

7Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции».

8Ст. 2 Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

9Ст. 8 Закона Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции».

10Раздел IV. Закон Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции».

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 30589

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новое административно-территориальное устройство: государство реформирует, а бизнес разгребает 27 сентября, 2021    1416

Новая доверительная собственность: прошел год, а ничего не изменилось 18 декабря, 2020    1184

Юридические лица должны будут обновить информацию о конечных бенефициарных владельцах 21 апреля, 2020    13337

Новый старый процесс 19 февраля, 2020    4075

Последние изменения в административном судопроизводстве 17 февраля, 2020    1504

Остановить деятельность до получения «невозможного» документа, или подходы экологической инспекции и судов в некоторых вопросах применения законодательства об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду 07 октября, 2019    2233

Лицензия на хранение топлива – упорядочение рынка или новые коррупционные риски? 19 августа, 2019    1588

Проблемы защиты персональных данных 06 августа, 2019    16259

Пользоваться реестром недвижимости станет проще 31 июля, 2019    61196

С конца 2018 года любая поправка в реестре компании требует предоставления информации о бенефициарах 26 июля, 2019    1378

Электронная подпись на обычной флешке: to be, or not to be 09 июля, 2019    1704

Персональная ответственность руководителя и другие важные изменения в Кодексе по процедурам банкротства: анализ некоторых нововведений 07 июня, 2019    1913

Прокомментировать