О персональных экономических санкциях и о том, как они могут коснуться пользователей

17 мая, 2017 Информационные письма

Указом Президента Украины от 15 мая 2017 № 133/2017 было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» (далее – «Решение СНБО»). Текст Указа официально появился на сайте Президента Украины 16 мая 2017 года и вызвал в средствах массовой информации, социальных сетях оживленные обсуждения и критику.

Таким образом, начнем разбираться, что предусмотрено Указом и как он может коснуться пользователей. Изложенное ниже является лишь предварительными соображениями по поводу последствий рассматриваемого Решения СНБО, которые требуют дополнительного анализа.

Что предусматривает Решение СНБО?

До введения в действие данного Решения СНБО, Указом Президента Украины уже несколько раз вводились персональные специальные экономические и другие ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц. Анализированным Решением СНБО в очередной раз были продлены, а также впервые применены персональные специальные экономические и другие ограничительные меры касательно 1228 физических и 468 юридических лиц.

Заметим, что в самом Указе Президента Украины, которым было введено в действие Решение СНБО, не указывается, чем было обусловлено такое решение.

С п. 1 распоряжения Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2017 года № 288-р, которым собственно и были внесены предложения касательно продления срока применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) указано, что такое решение связано

«с продолжительной вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, содействием и финансированием ею террористической деятельности в Украине, что привело к нарушению территориальной целостности Украины, прав и свобод ее граждан, временной оккупации части ее суверенной территории, многочисленных человеческих жертв, реальных и потенциальных угроз национальным интересам, безопасности и суверенитета».

Решение СНБО на этот раз стало резонансным, ведь в санкционный список вошли ряд компаний, обеспечивающих предоставление услуг в сфере информационных технологий и программных услуг в Украине, программными продуктами и сервисами которых в Украине пользуются тысячи, если не миллионы пользователей на всей территории Украины.

В частности, речь идет об ООО «1С», ООО «1С Мультимедиа Украина», ООО «Вконтакте», ООО «В Контакте», ООО «Мэйл.ру Украина», ООО «Мэйл.РУ Групп», ООО «ABBYY», ООО «Аби Украина ЛТД», ДП «Еврософтпром», ООО «Скайлайн Софтвер» и др. Уже сами названия компаний позволяют понять, о каких программных продуктах и сервисах говорится: бухгалтерская программа 1С, программные продукты ABBYY, сервисы «Mail.ru» (www.mail.ru) и ресурсы «ВКонтакте» (www.vk.com) и «Одноклассники» (www.ok.ru) и др.

Заметим, что спорным является вопрос о статусе Решение СНБО. Так, в ч. 4 ст. 10 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» указано, что

«Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенные в действие указами Президента Украины, являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти».

На этом основании некоторые юристы утверждают, что Решение СНБО не является обязательным для частных субъектов хозяйствования.

В то же время в ч. 3 ст. 5 Закона Украины «О санкциях», который может рассматриваться как более специальный акт, просто указано, что Решение СНБО является обязательным для исполнения, но не уточняется, для кого оно обязательно:

«Решение касательно применения, отмены и внесения изменений в санкции … принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие указом Президента Украины. Соответствующее решение вступает в силу с момента издания указа Президента Украины и является обязательным для исполнения».

Поэтому, есть основания утверждать, что оно является обязательным как для государственных органов (в т.ч. органов исполнительной власти), так и для частных субъектов хозяйствования. Этот вопрос пока остается дискуссионным.

В любом случае, даже если Решение СНБО не является обязательным для юридических лиц частного права, ожидаем, что оно будет выполняться, по крайней мере, частью компаний, учитывая политический фактор и опасения столкнуться с принудительными средствами со стороны государственных органов.

Блокировка сайтов

В отношении каждой из компаний были применены отдельные санкции, предусмотренные Законом Украины «О санкциях». Вид применяемых санкций можно увидеть в приложениях к Решению СНБО.

В частности, в отношении ООО «Вконтакте», ООО «В Контакте», ООО «Мэйл.ру Украина», ООО «Мэйл.РУ Групп» были, среди прочего, применены запреты Интернет-провайдерам предоставлять услуги доступа пользователей сети Интернет к ресурсам сервисов «Mail.ru» (www.mail.ru) и социально-ориентированных ресурсов «Вконтакте» (www.vk.com) и «Одноклассники» (www.ok.ru).

Сейчас в Интернет-ассоциации Украины уже заявили о невозможности полной блокировки провайдерами сайтов. В то же время пресс-служба Укртелекома якобы уже начала выполнение Указа Президента.

По данным УНИАН механизм блокировки ВКонтакте, Одноклассники и Яндекса, а также продукта 1С поручили отработать Кабинету Министров Украины, Службе Безопасности Украины и Нацбанку.

Сейчас, не дожидаясь разработки такого механизма блокировки, можно начинать переносить важную информацию с данных ресурсов на другие информационные порталы, средства.

Чего ждать пользователям 1С?

В отношении ООО «1С», ООО «1С Мультимедиа Украина» Решением СНБО применено:

  •  блокировка активов – временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;
  • ограничение торговых операций;
  • предотвращение вывода капиталов за пределы Украины;
  • остановка исполнения экономических и финансовых обязательств;
  • ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использование телекоммуникационных сетей общего пользования;
  • запрет передачи технологий, прав на объекты интеллектуальной собственности и др.

Мы не видим особых рисков для пользователей, которые пользуются копиями 1С, сохраненными на собственных аппаратных средствах. Теоретически проблема может возникнуть только с обновлением, которое в силу введенных санкций может стать невозможным или значительно затрудненным из-за «ограничения или прекращения предоставления
телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования».

Более серьезной может оказаться ситуация в случае, если доступ к 1С осуществляется удаленно или с помощью облачных технологий на серверах компаний, в отношении которых введены санкции. Доступ к данным вполне вероятно может быть ограничен опять же из-за «ограничения или прекращения предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования».

В то же время пользователям 1С следует также быть готовыми к проблемам с проведением оплаты по лицензиям 1С. Так, следует ожидать отказа банков проводить оплату средств в пользу компаний за поддержание лицензий на пользование программными продуктами.

Детальный порядок действий банков в случае осуществления оплаты в пользу лиц, которые ранее вносились в санкционные списки решениями СНБО, урегулирован в Постановлении Правления Национального Банка Украины от 1 октября 2015 года № 654 «Об обеспечении реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» (далее – «Постановление»).

Заметим, что ряд Указов Президента Украины, которыми вводились решения СНБО касательно применения санкций и на которые имеются ссылки в Постановлении, теряют силу в соответствии с Указом Президента Украины от 15 мая 2017 года № 133/2017. Сейчас в Постановлении нет и ссылки на анализированное Решение СНБО от 28 апреля 2017 года. Однако мы ожидаем, что в ближайшее время в Постановление будут внесены изменения и действие Постановления будет распространено и на это Решение. Или будет принято новое Постановление с аналогичными мерами, ведь согласно п. 3 Решения СНБО Национальный банк Украины принимает участие в обеспечении реализации и мониторинга эффективности санкций.

Исходя из имеющегося на данный момент текста Постановления, в ближайшее время можно ожидать следующих ограничений.

Так, согласно пп. 6 п. 1 указанного Постановления все банки Украины обязаны

«остановить выполнение финансовых обязательств в пользу лиц, указанных в санкционных списках, к которым применена санкция «остановка исполнения экономических и финансовых обязательств», – в полном объеме».

Подпунктом 7 п. 1 предусмотрено также, что блокировка и прекращение финансовых операций распространяется на случаи расчетов лицом, которое указано в санкционных списках. То есть ООО «1С», ООО «1С Мультимедиа Украина» и другие лица, которые вошли в список, не смогут оплачивать услуги, работы, товары других контрагентов.

Постановление также предусматривает механизм блокировки средств и остановку финансовых операций в случае перечисления средств в пользу лиц, вошедших в санкционный список:

«средства, которые поступили в пользу лица, указанного в санкционных списках, к которому применена санкция «блокировка активов», банк зачисляет на банковский счет этого лица, а в случае отсутствия в банке счета такого лица, банк ведёт учёт средств на соответствующем балансовом счете, предназначенном для учета кредиторской задолженности по операциям с клиентами банка».

При этом средства, которые поступили в пользу лица, указанного в санкционных списках, к которому применена санкция «остановка финансовых операций», банк ведёт учёт на соответствующем балансовом счете, предназначенном для учета кредиторской задолженности по операциям с клиентами банка.

Кроме того, все банки Украины, небанковские учреждения, национальный оператор почтовой связи, которые являются платежными организациями, обязаны отказать в осуществлении перевода средств без открытия счетов по поручению или в пользу лиц, указанных в санкционных списках, в отношении которых применены санкции «блокировка активов», «остановка финансовых операций», «предотвращение вывода капиталов за пределы Украины», «остановка исполнения экономических и финансовых обязательств» и / или «остановка исполнения экономических и финансовых обязательств (запрет предоставлять кредиты, займы, финансовую помощь, гарантии; запрет осуществлять кредитование с помощью покупки ценных бумаг; запрет приобретения ценных бумаг)» (п. 2 Постановления).

Отдельно отметим, что операции по уплате или получении средств от лиц, вошедших в санкционный список, будут подлежать дополнительной проверке банками.

Так, Государственная финансовая служба финансового мониторинга Украины в разъяснении от 16.10.2015 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» указала, что

«… наличие деловых отношений с клиентами, определенными в санкционных списках, увеличивает риски использования субъекта первичного финансового мониторинга для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и/или финансирования терроризма».

В связи с этим, служба рекомендовала субъектам первичного финансового мониторинга в течение действия санкций употреблять к клиентам дополнительные меры предосторожности, предусмотренные для клиентов высокого риска, в частности:

  • информировать Госфинмониторинг о своих подозрениях касательно деятельности таких лиц или их активы;
  • сообщать о финансовых операциях, которые они пытались осуществить в течение действия санкций.

Таким образом, пользователи, которые перечисляют средства или от которых средства будут поступать в пользу лиц из санкционного списка, автоматически будут подпадать под пристальный контроль финмониторинга.

Сейчас трудно однозначно спрогнозировать, насколько ощутимыми для конечных пользователей окажутся рассматриваемые санкции. Это будет в значительной степени зависеть от правоприменительной практики, а также от того, насколько настойчиво органы исполнительной власти будут заставлять пользователей применять эти санкции. Не исключено, например, что использование санкционных сервисов может рассматриваться как основание для применения санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», среди которых применение к субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования и временная остановка внешнеэкономической деятельности.

Поэтому, консервативным и более безопасным подходом для бизнеса, при существующих на данный момент обстоятельствах, является миграция из рассматриваемых санкционных отношений.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 642

Прокомментировать