Преобразование налоговых споров на материальную сумму в уголовные производства остается болезненным вопросом для налогоплательщиков (обновлено)

09 июля, 2014 Информационные письма

Несмотря на существенные кадровые и мировоззренческие изменения, произошедшие в верхушке исполнительной власти Украины в целом, и налоговых органов в частности, инициирование уголовных производств по статье 212 Уголовного кодекса Украины (далее – «УК Украины») «Уклонение от уплаты налогов» продолжает оставаться болезненным вопросом для украинской бизнес-среды.

Вопреки многочисленным заявлениям и обещаниям новой власти касательно уменьшения давления прокурорско-следовательской машины на налогоплательщиков, на практике мы наблюдаем, что старые уголовные производства по ст. 212 УК Украины продолжают расследоваться, а новые уголовные производства – открываться.

А. В частности, Интернет-издания подтверждают сказанное выше, указывая при этом, что методы давления на бизнес стали еще более «утонченными» в сравнении с методами предыдущей власти.

Например, в издании «Экономическая правда» в статье «Руководителей Миндоходов поощрили за плохую работу» от 5 июня 2014 г. указано, что, несмотря на многочисленные заявления власти, за последние 2,5 месяца было открыто более 700 уголовных производств1. При этом служба финансовых расследований Миндоходов делает все для того, чтобы склонить налогоплательщиков к мирному «урегулированию вопроса» в интересах государства. Издание отмечает, что «в качестве последнего ноу-хау используется массовая рассылка писем контрагентам налогоплательщика, против которого открыто производство. От них требуют предоставить следователям оригиналы первичных документов. Такая практика ведет к тому, что с «неблагонадежным» контрагентом перестают работать его партнеры»1.

Подтверждение о продолжении давления на налогоплательщиков путем инициирования уголовных производств по результатам налоговых проверок мы получаем и из нашей практики.

При этом, как и ранее, налогоплательщики продолжают получать от следственных подразделений контролирующего органа так называемые «письма счастья» – требования в порядке ст. 93 Уголовного процессуального кодекса Украины о предоставлении копий первичных документов по отношениям с контрагентами, у которых правоохранительными органами будто были обнаружены какие-то проблемы. А по отношению к самим предприятиям (почти всегда это крупные налогоплательщики) начинаются все новые и новые расследования, о чем речь будет идти ниже.

Вряд ли следует ожидать облегчения для налогоплательщиков и от создания Службы финансовых расследований, которая должна объединить в себе функции органов досудебного расследования по так называемым экономическим преступлениям.

В качестве подтверждения стоит привести следующую статистику согласно данным, указанным в другой публикации «Экономической правды» (статья от 10 июня 2014): количество изъятий документов в 2013 году со стороны следователей налоговой милиции в 2,5 раз превышала количество самих уголовных производств – то есть следователи более двух раз приходили на одно и то же предприятие. В то же время следователи органов внутренних дел по тем же данным изымали документы у предприятий лишь в одном случае на 9 уголовных производств2. Из приведенной статистики видно, что предприятия подвергаются более интенсивным притеснениям именно со стороны налоговой милиции. Учитывая то, что Служба финансовых расследований де-факто будет создана главным образом на базе как раз налоговой милиции, можем ожидать продолжения традиций именно этого органа.

Б. Справедливости ради, стоит также вспомнить и об определенных проявлениях позитивных тенденций в этой сфере. Так, из публичных источников стало известно, что следственные подразделения Миндоходов действительно закрыли ряд уголовных производств, что может свидетельствовать о некотором уменьшении количества уголовных производств по налоговым спорам. Из нашей практики предоставления юридических услуг мы также можем подтвердить факт закрытия ряда уголовных производств по налоговым статьям.

Например, еще в апреле 2014 года руководство Миндоходов обратилось в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой закрыть производства, которые незаконно вносились в Единый реестр уголовных производств с целью совершения давления на бизнес. В частности, по данным Интернет-портала ЛигаЗакон3, на то время (публикация от 04.04.2014) прокуратурой были закрыты уже более 400 таких производств как таких, в которых отсутствует состав уголовного правонарушения. А по фактам незаконного внесения информации в Единый реестр досудебных расследований сейчас проводятся служебные проверки (см. презентацию «Проблемы неопределенности «уклонения от уплаты налогов», слайд 14). Соответственно опубликованной на официальном сайте Миндоходов информации, по словам заместителя министра В.Хоменко, за последние 3 месяца (публикация от 26.06.14 г.) по результатам проведенной новым руководством инвентаризации были закрыты 1009 уголовных производств касательно налогоплательщиков4.

Ярким свидетельством уменьшения давления на бизнес в «постреволюционный период» является закрытие 23 уголовных производств относительно должностных лиц корпорации «Roshen», бизнеса нынешнего Президента Украины (см. презентацию «Проблемы неопределенности «уклонения от уплаты налогов», слайд 13).

В. В продолжение темы об уменьшении давления Миндоходов рапортует о тенденции сокращения уголовных производств. В частности, заместитель министра В.Хоменко отчитался, что на протяжении первой половины 2014 года следователями Миндоходов были начаты 3964 уголовных производства касательно налогоплательщиков, что, по словам господина Хоменко, вдвое меньше, чем за аналогичный период 2013 года5.

Вместе с тем ситуация с такими на первый взгляд положительными тенденциями по уголовным производствам неоднозначна. Так, определенное уменьшение количества налоговых споров не дает возможности точно оценить, действительно ли количество уголовных производств пошло на спад. Ведь есть и другие тенденции, которые влияют на показатели и показательность соответствующей статистики.

На практике следователи подразделений контролирующего органа продолжают добросовестно исполнять «требования» незарегистрированного Минюстом нормативного акта – «Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов ГНС Украины при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков», утвержденных Приказом ГНС Украины №948 от 31.10.2012 г., обязывающего  налоговых инспекторов передавать материалы актов проверки с доначислениями на материальные суммы в налоговую милицию для инициирования уголовного производства.

Более того, имеет место открытие уголовных производств еще относительно «давних» актов налоговой проверки. К примеру, в июне 2014 года мы столкнулись по одному из клиентов со случаем открытия уголовного производства по выводам акта проверки Предприятия, составленного еще в 2010 году!

При этом, объективно проследить тенденцию к уменьшению/ увеличению количества уголовных производств относительно налогоплательщиков не позволяет также и «новый» способ начала уголовного преследования, который начали применять следователи контролирующего органа.

Так, следственные подразделения контролирующего органа практикуют уменьшение статистических данных относительно количества уголовных производств путем объединения нескольких существующих уголовных производств в одно. Далее, при получении от налоговых инспекторов новых актов проверки, следователи уже не регистрируют в Едином реестре уголовных производств новые производства, а просто в порядке ст. 217 Уголовного процессуального кодекса Украины «присоединяют» новый эпизод к уже открытому.

Таким образом, сейчас возможной и все более частой является ситуация, когда относительно налогоплательщика может стоять на учете одно уголовное производство, в рамках которого будут начинаться расследоваться все новые и новые эпизоды как по новым, так и по еще «дореволюционным» актам проверки.

При этом налогоплательщика о расследовании новых эпизодов в его уголовном производстве следственные органы уведомлять не обязаны.

В общей сложности все указанные выше факторы на сегодняшний день не позволяют однозначно утверждать о тенденции к реальному уменьшению количества случаев, по которым ведется уголовное производство относительно налогоплательщиков.

Г. Учитывая приведенную выше информацию, очевидно, что сейчас ситуация с уголовными производствами по результатам налоговых проверок принципиально не изменилась.

Меры по закрытию уголовных производств, которые активно сегодня анонсируются, скорее похожи на «разгребание авгиевых конюшен», определенные тактические изменения, а не на решение проблемы в  корне.

Сам же корень проблемы, по нашему мнению, должен состоять в изменении подходов. В частности, относительно разграничения таких понятий как «экономический/ налоговый спор» и «уклонение от уплаты налогов» как преступление, предусмотренное УК Украины.

Заметим, что проблема неопределенности понятия «уклонение от уплаты налогов» на законодательном уровне поднимается ними постоянно (см., например, выступление на ІІ Ежегодном судебно-правовом форуме Верховного суда Украины). Также вспомним, что эксперты компании «КМ Партнеры» поднимали вопрос разграничения налоговых споров и преступлений и при предыдущей власти. Например, в октябре 2013 года опубликована брошюра «Налоговый спор или преступление», в которой рассмотрено и проанализировано обобщенную практику и вопросы защиты при открытии и расследовании уголовных производств по ст. 212 УК Украины.

Еще раз подведем итог: текущие тенденции свидетельствуют об отсутствии сейчас принципиальной разницы между подходами предыдущей и нынешней власти.

Новое руководство пока еще не показывает реальной готовности к изменению принципиальных подходов и устранению практики преобразования чуть ли не каждого существенного налогового спора в уголовное производство с осуществлением соответствующего давления на бизнес. Документально это подтверждается ответом Миндоходов на запрос ООО «КМ Партнеры» относительно действий Методических рекомендаций № 948 и последующим розгорнутою відповіддю Міндоходів на этот же запрос.

Мы надеемся, что такая ситуация сегодня вызвана недостатком времени и напряженной ситуацией в стране во время так называемого переходного периода. А потому мы имеем надежду, что поднятые вопросы будут принципиально решены в ближайшее время. И бизнес, наконец, сможет заняться именно бизнесом, а не защитой.

Большие надежды, что и новый Президент проявит внимание к данному вопросу. Ведь еще совсем недавно и его бизнес существенно страдал от налоговых проверок, налоговой милиции и открытых без надлежащих оснований уголовных производств по налоговой статье (см. презентацию «Проблемы неопределенности «уклонения от уплаты налогов», слайд 13), ведь ему эти вопросы знакомы даже из личного опыта.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1«Руководителей Миндоходов поощрили за плохую работу». Электронный ресурс доступа.

2 «Правительство выращивает монстра». Электронный ресурс доступа.

3 Топ-10 правовых событий недели для бизнеса «Миндоходов попросило закрыть уголовные дела, открытые для давления на бизнес». Электронный ресурс доступа.

4«Владимир Хоменко: «Малый и средний бизнес должен чувствовать себя в безопасности»» // Офіційний портал Міністерства доходів і зборів України – Электронный ресурс доступа.

5 Там же. — http://minrd.gov.ua/ru/media/news/153631.html.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2014

Просмотры 2273

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Являются ли шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок действенными? 17 октября, 2016    354

Уголовные производства по ст. 212 УК Украины за первое полугодие 2016 года: статистика, приговоры и тенденции? 04 октября, 2016    572

Приговоры по уголовным производствам касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2016 года 04 октября, 2016    254

Кто должен платить налоги и штрафы для освобождения от ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины? 30 мая, 2016    831

Заплатить налоги и спать спокойно 12 мая, 2016    357

За что осуждали в случаях уклонения от уплаты налогов в 2015 году? 04 марта, 2016    946

Приговоры по уголовным производствам относительно уклонения от уплаты налогов в 2015 году 04 марта, 2016    624

Решение о привлечении к уголовной ответственности за непроведение налоговых корректировок 04 марта, 2016    249

Решение о привлечении к уголовной ответственности за неправомерное использование льготы по НДС 04 марта, 2016    157

Приговор о привлечении к уголовной ответственности за недекларирование доходов от полученных процентов за предоставленную ссуду 04 марта, 2016    168

Оправдательный приговор по делу, связанному с применением обычных цен при продаже недвижимого имущества 04 марта, 2016    136

Уголовный приговор за уклонение от уплаты налогов путем неприменения обычных цен 02 марта, 2016    223

Прокомментировать