Можно ли рассчитывать на бюджетное возмещение облигациями сумм НДС, заявленных в строке 23.2 декларации, в счет погашения платежей будущих периодов? Некоторые другие проблемные вопросы облигаций НДС (обновлено)

18 июня, 2014 Информационные письма

Законом Украины от 27 марта 2014 года № 1165-VI внесено ряд изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» и Налоговый кодекс Украины, среди которых введение «нового-старого»1 способа бюджетного возмещения НДС с помощью облигаций внутреннего государственного займа.

Порядок выпуска таких облигаций установлен Кабинетом Министров Украины Постановлением от 21 мая 2014 года № 139 (далее – Постановление КМУ). В частности, указанное Постановление устанавливает, что облигации выдаются «для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, задекларированных к возмещению до 1 января 2014 г., не возмещенных на дату вступления в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» и подтвержденных по результатам проверок […]».

В связи с этим возник ряд практических вопросов.

Так, бюджетное возмещение НДС в соответствии с положениями налогового законодательства может происходить двумя способами:

  • на счет плательщика в банке (строка 23.1 Налоговой декларации по НДС);
  • в уменьшение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость следующих периодов (строка 23.2 Налоговой декларации по НДС).

В общем, независимо от направления сумм НДС, в обоих случаях эти суммы НДС будут считаться бюджетным возмещением. Подтверждением этого служит также и Приложение № 3 к налоговой декларации по НДС «Расчет бюджетного возмещения».

Таким образом, из приведенного выше, логично предположить, что облигациями могут быть возмещены суммы НДС, заявлялись к бюджетному возмещению как на счет плательщика в банке (строка 23.1 налоговой декларации по НДС), так и суммы НДС, направленные на уменьшение налоговых обязательств следующих периодов (строка 23.2 налоговой декларации по НДС).

Тем не менее, не все так просто. Из формы Заявления об оформлении возмещения сумм налога на добавленную стоимость облигациями внутреннего государственного займа2 прослеживается, что плательщик НДС может претендовать на облигации только в отношении тех сумм НДС, которые были заявлены к возмещению именно на банковский счет:

«Согласно статье 24 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» выбираем способ возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, заявленных к возмещению на счет в банке, путем оформления облигациями внутреннего государственного займа на общую сумму».

Другой формы такого Заявления, которое было бы предназначено для возмещения облигациями сумм НДС, направленных на уменьшение налоговых обязательств следующих периодов не предусмотрено.

То есть, на практике получить бюджетное возмещение НДС с помощью облигаций непосредственно по строке 23.2 налоговой декларации НДС вряд ли удастся. Однако некоторые варианты можно рассмотреть.

Поскольку Заявление об оформлении возмещения сумм налога на добавленную стоимость облигациями внутреннего государственного займа дает прямую привязку именно к тем суммам НДС, заявленных к возмещению на банковский счет, то логично, что относительно заявленных на возмещение за счет будущих платежей сумм НДС возникает необходимость изменения направления возмещения. Такой подход потенциально возможен в силу положений п. 200.6 ст. 200 НК Украины:

«200.6. Налогоплательщик может принять самостоятельно решение о зачислении в полном объеме надлежащей ему суммы бюджетного возмещения или ее части в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу, возникших в течение следующих отчетных (налоговых) периодов, при наличии условий, предусмотренных пунктом 200.4 этой статьи. Указанное решение отражается налогоплательщиком в налоговой декларации, которую он подает по результатам отчетного (налогового) периода, в котором возникает право на подачу заявления о получении бюджетного возмещения согласно нормам этой статьи. Налогоплательщик сохраняет право на получение бюджетного возмещения средствами в будущих отчетных (налоговых) периодах».

То есть, предварительно заявив суммы НДС к бюджетному возмещению в счет платежей будущих периодов, налогоплательщик сохраняет право на получение бюджетного возмещения средствами, а, следовательно, имеет право изменить возмещения НДС по зачислению в будущих периодах на возмещение средствами. Однако, в целом предусмотрев такую возможность, законодатель не прописал конкретного механизма ее реализации.
Ниже рассмотрим возможные способы изменения направления бюджетного возмещения НДС по зачислению будущих платежей на возмещение средствами на счет:

  • подача заявления о корректировке по личной карточке налогоплательщика направления возмещения НДС с «зачисления в счет будущих платежей» на «возмещение на счет в банке»;
  • подача уточняющих расчетов, в которых будут перенесены суммы бюджетного возмещения НДС из строки 23.2 в строку 23.1.

Касательно изменения направления бюджетного возмещения НДС путем подачи уточняющего расчета Министерство доходов и сборов Украины выразилось следующим образом:

«Если плательщик НДС в налоговой декларации по НДС задекларировал строку 23.2 декларации, то есть выбрал направление возмещения «в уменьшение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость следующих налоговых периодов», то согласно п. 200.6 НКУ в следующих отчетных периодах он имеет право изменить такое направление «на счет плательщика в банке» путем внесения изменений в строку 23.1 налоговой декларации НДС за период, в котором возникло право на получение бюджетного возмещения. Внесение изменений совершается путем подачи уточняющего расчета соответственно ст. 50 НКУ»3, — указано в Единой базе налоговых знаний.

Вместе с тем такой подход не является однозначным. Вариант с уточняющими расчетами вызывает некоторые сомнения касательно наличия оснований для их подачи ввиду положений п. 50.1 ст. 50 НК Украины касательно обнаружения ошибки как основания для подачи уточняющего расчета. Так, перенесение сумм бюджетного возмещения по НДС из одной строки декларации в другую тяжело расценить как исправление ошибки.

При этом в той же Единой базе налоговых знаний содержится полностью противоположный ответ на вопрос относительно возможности изменения направления бюджетного возмещения НДС путем подачи уточняющего расчета: «Плательщики НДС не имеют права на составление уточняющих расчетов с целью изменения направления возмещения, поскольку изменение направления не может расцениваться как исправление ошибки»4.

Однако для полноты изложения укажем, что этот ответ по хронологии более давний. Это обстоятельство можно расценивать как изменение самим же налоговым органом предыдущего запрещающего подхода в пользу уточняющих расчетов.

В качестве альтернативного варианта изменения направления бюджетного возмещения НДС можно рассмотреть подачу в налоговый орган заявления о корректировке в личной карточке налогоплательщика направления возмещения НДС с «зачисления в счет будущих  платежей» на «возмещение на счет в банке».

Одновременно механизм уточнений может подойти к тем суммам бюджетного возмещения, которые налогоплательщик при исполнении необходимых критериев (например, фактическая уплата сумм НДС поставщикам) к бюджетному возмещению все же не заявлял, а по тем или иным причинам относил в строку 24 декларации НДС. Ведь данный случай можно рассматривать как ошибку, при которой суммы НДС подлежащие бюджетного возмещения были ошибочно отнесены в строку 24 декларации. Таким образом, основание для подачи уточняющего расчета по п. 50.1 ст. 50 НК Украины здесь имеется.

В частности, возможность исправления ошибок косвенно подтверждается и контролирующими органами. Так, в Единой базе налоговых знаний в подкатегории 101.18.01 плательщикам было предоставлено следующий ответ: «Таким образом, плательщик налога на добавленную стоимость, который самостоятельно обнаружил занижение бюджетного возмещения в результате недекларирования им оплаченной части отрицательного значения, может подать уточняющий расчет и соответствующие приложения к налоговой декларации по НДС за период, в котором возникло право на бюджетное возмещение (фактически была произведена оплата), с исправленными показателями».5

Обращаем внимание, что с формальной точки зрения по строке 24 налоговой декларации НДС отражается остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 22 — строка 23). То есть формально сумма НДС из строки 24 не является суммой, заявленной к бюджетному возмещению, и возникает вопрос критерия относительно заявления сумм НДС к бюджетному возмещению именно до 1 января 2014 года. Также остается необходимость подтвердить соответствующие суммы бюджетного возмещения НДС по результатам налоговой проверки.

Иными словами, в случае со строкой 24 получение бюджетного возмещения НДС с помощью облигаций выглядит довольно осложненным.

В общем, если налогоплательщик желает получить бюджетное возмещение НДС за счет облигаций не только по данным строки 23.1 (суммы НДС заявленных к бюджетному возмещению на счет в банке), но и по данным других строк деклараций, то перед совершением конкретных действий в этом направлении рекомендуем предварительно согласовать такие действия с налоговым органом с целью определения приемлемости для них избранное налогоплательщиком механизма.

При этом обращаем внимание, что необходимые предоставления (будь то заявление или уточняющий расчет) следует сделать в налоговый орган заблаговременно. Отметим, хотя последнего срока для подачи заявления об оформлении возмещения сумм налога на добавленную стоимость облигациями внутреннего государственного займа в Постановлении КМУ и не установлено, времени у налогоплательщиков осталось немного.

Так, исходя из того, что Министерство доходов и сборов должно подать реестры инвентаризации сумм налога на добавленную стоимость, задекларированных к возмещению на основании заявлений плательщиков «в двухмесячный срок». В связи с тем, что точку отсчета данного срока опять же не указано, понимаем, что срок начал исчисляться с момента вступления в законную силу Постановлеиян КМУ 27 мая 2014 года. Соответственно, следует ориентироваться на 27 июля 2014 года как на дату, когда сводные данные по Заявлениям подаваться в Министерство финансов Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

 Примечания:

1 Возмещение НДС путем выпуска облигаций внутреннего государственного займа уже вводилось ранее в 2010 году – Постановление Кабинета Министров Украины от 12.05.2010 года № 368.

2 Форма заявления утверждена Постановлением Кабинета министров Украины от 21.05.2014 года № 139.

3 Ответ ЕБН на украинском языке доступен здесь.

4 Ответ ЕБН  на украинском языке доступен здесь.

5 Ответ ЕБН на украинском языке доступен здесь.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2014

Просмотры 4827

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Декларация по НДС за февраль 2015: налоговый спор касательно включения непогашенного остатка бюджетного возмещения в налоговый кредит 17 сентября, 2015    959

Как отразить непогашенные остатки НДС в декларации за февраль 2015 20 марта, 2015    8481

Прокомментировать