Новый обязательный реквизит налоговой накладной «номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины» и последствия его введения
С 12 августа 2012 года вступили в силу изменения в ст. 201 Налогового кодекса, предусматривающие указание в налоговой накладной номера и даты таможенной декларации (далее – «ГТД»), по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины. При этом на момент вступления в силу указанных изменений форма налоговой накладной не была изменена ГНС Украины.
Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс не предусматривает переходного периода или особых положений касательно момента начала применения этого правила, а также о применимости указанных норм к товарам, импортированым до момента вступления в силу указанного требования.
Требование указывать в налоговой накладной данные касательно ГТД следует признать весьма обременительным и трудно выполнимым. Подавляющая часть товаров, импортируемых в Украину, являются товарами, определенными родовыми признаками, которые регулярно поставляются по разным ГТД. Таким образом, практически невозможно как доказать, так и опровергнуть, что конкретный товар был импортирован именно по этой ГТД, а не по другой. Поэтому налоговые органы в большинстве случаев будут иметь возможность задать продавцу вопрос касательно доказывания факта импорта товара именно по той ГТД, которая указана в налоговой накладной.
Кроме того, закон не определяет, нужно ли указывать номер ГТД в случае возврата, например сезонных товаров, из торговых сетей к поставщикам (производителей, импортеров). Поэтому следует исходить из того, что требование указывать ГТД в налоговых накладных распространяются на все случаи движения импортного товара, в том числе в случае его возврата, если это оформляется как обратная продажа.
Учитывая существующую в судах практику, именно налогоплательщик должен опровергать утверждение налоговых органов, а не наоборот, как это предусмотрено процессуальным законодательством. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время налоговые органы начнут оспаривать налоговый кредит покупателя импортных товаров на том основании, что данные касательно ГТД не соответствуют действительности, а, следовательно, отсутствует надлежащим образом оформленная налоговая накладная. Как в таком случае доказать, что ГТД указана верно, если покупатель напрямую не импортировал товар или если импортер сам не имеет возможности доказать обратное (что логично при оформлении в течение месяца десятков ГТД в отношении одного и того же товара, определенного родовыми признаками, то есть товара, не имеющего индивидуальных различий).
Поэтому в случае, когда нет уверенности касательно ГТД, по которой было импортирован тот или иной товар, можно предложить следующий алгоритм действий:
- прекратить оформления налоговых накладных в бумажном виде;
- в налоговой накладной в электронном виде, которая направляется ГНС для регистрации в Едином реестре, не указывать данные касательно ГТД или указывать какие-либо данные (отличные от данных ГТД).
В таком случае у налогоплательщика – продавца все равно остается обязанность определить налоговые обязательства на основании такой налоговой накладной. Что касается покупателя, то для подтверждения своего права на налоговый кредит ему необходимо к налоговой декларации прилагать заявление и жалобу на налогоплательщика — продавца в соответствии с пунктом 201.10 Налогового кодекса.
Бесспорно, подача заявления и жалобы требует дополнительных усилий и необходимости предоставления первичных документов. Однако это является меньшим злом, чем уменьшение налогового кредита на основании недостоверных данных о ГТД.
Кроме того, указанный выше подход к оформлению налоговых накладных может быть использован как проявление несогласия налогоплательщиков с введением дополнительных обременительных требований, которые заведомо сложно выполнить. Если подавляющее большинство налогоплательщиков начнет пользоваться таким способом и будет с пониманием относиться к тем, кто его использует, то, в конце концов, система не выдержит, и они вынуждены будут отказаться от установления к налоговой накладной таких требований, которые невозможно выполнить. Если это будут делать все или подавляющее большинство, то налоговые органы не смогут проверить всех, на кого были поданы жалобы. А если и смогут, то что с того, если налоговые обязательства были задекларированы и уплачены в бюджет?
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
ВСЕ ВЫ ОДНО
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
Кто в стране хозяин?
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение