Новый Закон Украины «О занятости населения»: изменения касательно квотирования рабочих мест для граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству

23 Январь, 2013 Информационные письма

С 1 января 2013 года вступил в силу новый Закон Украины «О занятости населения»»от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее – «новый Закон»), который внес ряд изменений в законодательство Украины о занятости населения, среди прочего, в части касающейся квотирования рабочих мест для граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Согласно предыдущему Закону Украины «О занятости населения» от 01.03.1991 г. № 803-XII (далее – «предыдущий Закон») для предприятий, независимо от форм собственности с численностью работников более 20, устанавливалась квота рабочих мест для граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере «до 5 процентов от общего количества рабочих мест»1. Новый Закон определил размер квоты ровно как «5 процентов среднеучетной численности штатных работников за предыдущий год».

Новый Закон изменил порядок определения квоты и трудоустройства граждан в счет квоты. Если до 2013 года квота устанавливалась местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов по представлению государственных центров занятости, то уже с начала 2013 года обязанность расчета квоты возложена на работодателя. При этом, согласно предыдущему Закону, обязанность направления граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, возлагалась на государственные центры занятости (работодатель в трехдневный срок должен был решить вопрос о трудоустройстве таких граждан и сообщить о своем решении центру занятости, в случае отказа в трудоустройстве — сообщить мотивы отказа)2, то с вступлением в силу нового Закона работодатель обязан самостоятельно обеспечить трудоустройство граждан в счет квоты. Новый Закон определил, что «работодатели могут обратиться за содействием в трудоустройстве данной категории граждан в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции«3. Другими словами, работодатели могут обратиться за помощью в соответствующий орган, но обязанность поиска и трудоустройства граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, все-таки остается за работодателем.

Предыдущий Закон устанавливал ответственность работодателя за отказ в приеме на работу граждан вышеуказанной категории в пределах установленной брони. За каждый отказ налагался штраф в размере четырех минимальных заработных плат. Несмотря на измененный порядок определения квоты и трудоустройства граждан в счет квоты, новый Закон не предусматривает ответственности работодателя за необеспечение трудоустройством соответствующих категорий граждан в счет квоты, а по-прежнему устанавливает ответственность только за отказ в приеме на работу граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Новый Закон конкретизировал, что ответственность наступает именно за необоснованный отказ в приеме на работу и уменьшил размер штрафа до двух минимальных заработных плат.

Дополнительно отметим, новый Закон внес изменения в категории граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. К таким категориям граждан, среди прочего, относятся лица предпенсионного возраста. Предыдущий Закон считал такими лицами граждан, которым до наступления права на пенсию осталось 2 года. Новый Закон лицами предпенсионного возраста считает граждан, кому до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 лет и меньше. Предыдущий Закон относил к гражданам, которым предоставляются дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет, и одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Новый Закон расширил гарантии в содействии трудоустройству на кого-либо из родителей (не только женщин), а также установил новую категорию граждан, которым предоставляется дополнительная гарантия в содействии трудоустройству – один из родителей, кто самостоятельно удерживает инвалида с детства или инвалида I группы.

Хотя новый Закон оставляет еще много вопросов открытыми и существует вероятность того, что в него будут внесены изменения, можно спрогнозировать увеличение количества проверок работодателей по соблюдению ими квоты рабочих мест для граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Учитывая такие прогнозы, обращаем еще раз внимание на то, что согласно новому Закону с 2013 года определения квоты и трудоустройство соответствующих категорий граждан станет самостоятельной обязанностью работодателя.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получения полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Обращаем внимание, что данная квота рассчитывается отдельно от установленной Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» квоты для трудоустройства инвалидов, не достигших пенсионного возраста.

2Положение о порядке бронирования на предприятиях, в организациях и учреждениях рабочих мест для трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите, утвержденного постановлением КМУ от 27 апреля 1998 г. № 578.

3«Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции» – Государственная служба занятости Украины в соответствии с Указом Президента от 16 января 2013 № 19/2013.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 24166

Прокомментировать