Новое о ЕСВ

06 февраля, 2015 Информационные письма

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» № 77-VIII от 28.12.2014 года изменен порядок начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ).

Важным нововведением данного закона является изменение правил расчета ЕСВ при совершении выплат работникам. Теперь если база начисления ЕСВ не превышает размера минимальной зарплаты (1218 грн), то сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты (а не фактически начисленной работнику выплаты) и ставки ЕСВ, установленной для соответствующей категории плательщика1.

Отметим, что ситуаций, когда база начисления ЕСВ может быть меньше, чем минимальная зарплата, существует много, например:

  • новопринятые  работники;
  • уволенные работники, не отработавшие полный месяц;
  • работники по совместительству;
  • работники, которые работают неполный рабочий день и т.п.

Указанными изменениями определено, что упомянутое правило не распространяется при начислении выплат работникам по совместительству по неосновному месту работы, на выплаты по гражданско-правовым договорам, а также это не касается удержаний (то есть выплат за счет работников).

Что же касается всех остальных категорий работников (новопринятых, уволенных, с неполным рабочим днем, работников по совместительству по основному месту работы), то из буквального прочтения нормы следует, что если база не достигает минимальной зарплаты, применять все-таки нужно минимальную зарплату. Например, работник отработал один рабочий день, за который ему начислена зарплата в размере 200 грн, потом был уволен. Теперь работодатель должен начислить ЕСВ не на 200 грн, как раньше, а с 1218 грн.

Аналогичное требование о применении базы в 1218 грн установлено и в случае выплаты больничных, декретных, другой помощи или компенсаций в соответствии с законодательством2.

Вышеуказанное выглядит парадоксально и нелогично. Как известно, целью изменений было легализировать фонд оплаты труда. Понятно, что требование о применении базы в 1218 грн поможет вывести «из тени» выплаты работникам, которые, например, работают полный рабочий день, однако трудоустроены на неполный. Теперь на таком оформлении трудовых отношений работодатели не сэкономят. А учитывая новые гигантские штрафы, то еще и понесут дополнительные расходы (о новых штрафах см. в обзорном письме «Легализация оплаты труда. Новое в регулирования трудовых отношений и ответственности работодателя» от 4 февраля 2015 г.). Однако, по нашему мнению, внесенные изменения вообще не должны были касаться случаев, когда речь идет не о сокрытии трудовых отношений, а исключительно о неотработанном рабочем времени (увольнение, принятие на работу в середине периода и т.п.), за счет чего не достигается минимальная база начисления ЕСВ. Надеемся, что и законодатель не использует неудачную формулировку, чтобы наполнить бюджет.

Другое нововведение, которое широко анонсировалось в прессе, – это возможность работодателям в 2015 году уменьшить размер единого взноса с помощью коэффициента 0,4, то есть в 2,5 раза. Для того чтобы применить такой коэффициент, нужно выполнить ряд условий (о них ниже). Вместе с тем, с 2016 года повышенный коэффициент 0,6, вроде бы, можно будет применять без каких-либо условий3.

В этом году для того, чтобы применить коэффициент 0,4 плательщик ЕСВ одновременно должен выполнить следующие условия:

  1. средняя зарплата по предприятию должна составлять не менее 3 минимальных ЗП (3654 грн);
  2. средняя зарплата по предприятию увеличилась минимум на 30 % по сравнению со средней ЗП за 2014 год;
  3. средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента должен составлять не менее 700 грн (это условие будет выполнено при средней зарплате приблизительно в 4800 грн);
  4. общая база начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется ЗП и/ или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или больше превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год.

Отметим, что условие 4 является опционным. Так, в случае достижения трех предыдущих условий и недостижения последнего, плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается им самостоятельно путем деления общей среднемесячной базы начисления ЕСВ за 2014 год на общую базу начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход).

Как видно, достичь указанных условий компаниям, которые платили официальную заработную плату, практически нереально. Это возможно разве что в случае увеличения штатной численности работников. Однако в Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект № 1863 от 27.01.2015 года, которым планируется установить ограничение, в соответствии с которым коэффициент можно применять только если количество застрахованных лиц не превысит 200% среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год. То есть и на этот раз все для честных плательщиков…

Как видно, указанные изменения рассчитаны исключительно на теневой бизнес. Однако вряд ли нечестные плательщики осмелятся воспользоваться такой опцией от правительства, потому что, как показывает опыт, обещанные правительством преференции/ льготы имеют тенденцию исчезать вскоре после их введения.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается с информационной целью. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Часть 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

2Что же касается случаев, когда работник полмесяца болел и полмесяца работал, и при этом база начисления ЕСВ больше минимальной зарплаты (хотя если брать раздельно, то меньше), то считаем, что ЕСВ нужно рассчитывать с фактически начисленной суммы.

3Согласно с Законом № 77-VIII от 28.12.2014 года.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1927

Прокомментировать