Новое в налогообложении НДФЛ и военным сбором

03 февраля, 2015 Информационные письма

1.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII от 28.12.2014 года внесен ряд изменений в налогообложение доходов физических лиц.

Указанным законом с 2015 года увеличена ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Для основных видов доходов (не подпадающих под специальную ставку налогообложения), сумма которых превышает 10 минимальных зарплат в месяц (более 12 180 грн),  ставка налога поднята до 20 % (ранее 17 %  абзац 1 п. 167.1 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»). К базе налогообложения НДФЛ, которая не превышает 10 минимальных зарплат, как и ранее, применяется ставка 15 %.

Другим существенным изменением является повышение ставки налога для большинства пассивных доходов. К таким доходам относятся, в частности, доходы в виде процентов, роялти, дивиденды, инвестиционная прибыль1. Теперь пассивные доходы облагаются налогом по ставке 20 % (пп. 167.5.1 НКУ), а не 15 %, как ранее.

Отметим, что для дивидендов установлены дифференцированные ставки налога:

  • 5 %  дивиденды по акциям и корпоративным правам, начисленные резидентами-плательщиками налога на прибыль предприятий (пп. 167.5.2 НКУ);
  • 15 %  дивиденды с иностранным источником начисления или дивиденды, выплаченные нерезидентам (пп. 170.11.1 НКУ). Ранее такие дивиденды облагались налогом по ставке 5 % в соответствии с абзацем 2 пп. 170.11.1 НКУ, однако этот абзац был исключен указанным законом;
  • 20 %  дивиденды по акциям и/ или инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования, прочие дивиденды (пп. 167.5.1 НКУ).

Касательно налогообложения дивидендов по акциям/ корпоративным правам, которые имеют статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов или суммы, которая превышает сумму выплат, рассчитанную на какую-либо другую акцию (корпоративное право), то тут в законодательстве существует определенная коллизия. Так, согласно с пп. 170.5.3 НКУ, такие доходы для целей налогообложения НДФЛ приравниваются к выплате заработной платы с соответствующим налогообложением, то есть 15 % (20 %), в зависимости от размера. Вместе с тем, пп. 170.5.4 НКУ предусмотрено, что все доходы, указанные в п. 170.5 НКУ, соответственно и доходы, указанные в п.п. 170.5.4 НКУ, облагаются налогом по ставкам, определенным в п.п. 167.5.1 и 167.5.2 НКУ, то есть 5 % или 20%. В своем недавнем письме от 21.01.2015 г. № 1665/7/99-99-17-02-01-17 ГФСУ разъяснила, что такие дивиденды облагаются налогом по ставкам 15 % (20 %), то есть по правилам налогообложения зарплаты.

Как и ранее, исключены из налогообложения НДФЛ дивиденды, которые начисляются в виде акций (долей, паев), эмитированных юридическим лицом-резидентом, при условии, что такое начисление никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставный фонд эмитента на совокупную номинальную стоимость начисленных дивидендов (пп. 165.1.18 НКУ).

Из указанного выше видно, что наиболее лояльной является ставка налога касательно дивидендов, начисленных эмитентом-резидентом, являющимся плательщиком налога на прибыль предприятий. В то же время, когда эмитентом выступает юридическое лицо-плательщик единого налога, при начислении дивидендов будет применяться ставка 20 %.

Также коснулись изменения и ставок налогообложения процентов. Остановимся на процентах на текущий или депозитный банковский счет. Так, с января 2015 года такие доходы должны облагаться налогом по ставке 20 % (пп. 167.5.1, абзац 2 пп. 167.5.3 НКУ). Хотя тут сразу обращаем внимание, что в пп. 170.4.1 НКУ, который регламентирует особенности налогообложения процентов, не было внесено изменений, и проценты по текущим, депозитным счетам подлежат налогообложению, как и ранее, по ставке 15 % (абзац 1 п. 167.1 НКУ). То есть сейчас в законодательстве установлены две ставки НДФЛ для налогообложения процентов по депозитам или текущему счету.

Среди прочих изменений в части базы начисления и уплаты НДФЛ, которые могут заинтересовать работодателя, стоит упомянуть следующие:

  • исключены из необложения налогом страховые платежи, совершенные работодателем-резидентом в пользу работников по договорам долгосрочного страхования жизни (абз. ‘в’ пп. 164.2.16 НКУ);
  • дополнен порядок налогообложения НДФЛ суммы средств, полученных на командировку или под отчет, положениями о порядке определения дохода работника в связи с командировкой/ средствами, выданными под отчет, который не подлежит налогообложению, предоставление подтверждающих документов (п. 170.9 НКУ). Фактически, законодатель перенес в раздел о НДФЛ нормы, которыми ранее устанавливался порядок определения расходов на командировку и средств, выданных под отчет, в целях налога на прибыль предприятий.

Обращаем внимание работодателей, что законодатель оставил положения о необходимости связи расходов на командировку/ средств, выданных под отчет, с хозяйственной деятельностью работодателя. Поэтому подтверждающие документы, как и ранее, необходимо готовить с учетом требования о связанности таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика, но теперь уже в целях НДФЛ. Из указанного выше видно, что в случае, когда не будет подтверждающих документов, которые свидетельствовали бы о связи командировки с хозяйственной деятельностью работодателя, то такие расходы будут считаться доходом работника и подлежат налогообложению НДФЛ.

  • Предусмотрен порядок возмещения по результатам годового декларирования чрезмерно уплаченного налога в случае получения дохода от двух и более налоговых агентов, превышающего 120 минимальных зарплат (пп. ‘ж’ п. 176.1 НКУ).

2.

Законом Украины № 71-VIII от 28.12.2014 г. военный сбор, который был введен как бы до конца 2014 года2, продлили «до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины», то есть – на неопределенное время. С учетом такой «неопределенности», можно смело сказать, что у нас появился еще один, возможно, постоянный, обязательный платеж.

Кроме того, законодатель решил, что продления срока уплаты военного сбора недостаточно, и расширил объект обложения сбором. Теперь, согласно с п.п. 1.2 п. 16-1 подр. 10 раздела ХХ НКУ «1.2. Объектом обложения сбором являются доходы, определенные статьей 163 этого Кодекса». Статья 163 НКУ определяет объект налогообложения НДФЛ. То есть получается, что объект налогообложения военным сбором теперь равен объекту налогообложения НДФЛ. Если ранее военный сбор уплачивался исключительно с доходов, связанных с отношениями трудового найма, то теперь объектом налогообложения военным сбором являются, в придачу, и пассивные доходы, относительно которых ставку подняли до 20 %, и доходы от предоставления жилья в аренду, роялти, иностранные доходы.

Однако, тут стоит обратить внимание на следующее. НДФЛ рассчитывается не с объекта налогообложения, а с базы начисления, которая определяется в статье 164 НКУ и исключает целый перечень доходов, которые не включаются в расчет общего (месячного) облагаемого налогом дохода (перечень приведен в статье 165 НКУ). Что касается военного сбора, то из процитированного выше положения видно, что сумма сбора рассчитывается не из базы начисления НДФЛ, а с объекта налогообложения. В связи с этим возникает вопрос: облагаются ли военным сбором доходы, которые исключены из базы налогообложения НДФЛ на основании статьи 165 НКУ? Из буквального прочтения процитированного пп. 1.2 выходит, что облагаются, ведь объектом налогообложения военным сбором является объект налогообложения НДФЛ без каких-либо исключений. Сейчас нет никаких дополнительных разъяснений налоговой касательно объекта налогообложения военным сбором.

В связи с продлением срока уплаты сбора, начинаем анализировать правомерность установления такого обязательного платежа. Обращаем внимание на такие моменты, как отсутствие базы начисления военного сбора, что является обязательным элементом любого налога (более детально см. в статье «Военный сбор: актуальные вопросы»), и, собственно, название и назначение платежа как такового (более детально см. в статье «Сколько налогов в Украине?»).

Подведем итоги изменений в налогообложении доходов физических лиц. Теперь реальная ставка налога касательно основных доходов составляет 16,5 % для дохода в рамках 10 минимальных зарплат, и 21,5 % – для «богатеев», которые зарабатывают свыше эквивалента 763 долларов США в месяц (более 10 минимальных заработных плат) по нынешнему официальному курсу НБУ.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается с информационной целью. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

Полный список пассивных доходов определен в п.п. 167.5.3 НКУ.

2См. п. 16-1 Подразделения 10 раздела ХХ НКУ.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 3649

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Сборный пункт. Ошибка или преступление законодателя: на примере военного сбора 20 ноября, 2015    404

Военный сбор: актуальные вопросы 03 октября, 2014    3329

Прокомментировать