Обычная цена. Версия ГФСУ
В публикации «Обычная цена как база НДС, что это?» мы рассматривали проблематику, связанную с отсутствием в Налоговом кодексе четких и понятных норм, по которым должны определяться обычные цены, а также процедуры, согласно которой контролирующие органы имеют право проверять их уровень.
Недавно Государственная фискальная служба Украины (далее – ГФСУ) в Письме от 15.08.2016 г. № 27600/7/99-99-14-02-01-17 изложила свое видение применения обычных цен при определении базы налогообложения НДС по операциям с поставки самостоятельно изготовленных товаров/услуг, осуществленных, начиная с 1 января 2016 г.
В частности, приведенные в Письме рекомендации предусматривают, что цена контракта должна сравниваться с рыночной ценой в соответствии с «источниками информации о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров», которые (источники) контролирующий орган должен выяснить. Учитывая такую информацию, контролирующий орган должен установить соответствие цены поставки производителя рыночным ценам. Если уровень цены контракта не соответствует рыночным ценам, в акте проверки фиксируется факт несоответствия с указанием источников информации, уровень рыночных цен и расчет несоответствия; вывод о том, что цена поставки не является обычной ценой; вывод о нарушении норм абзаца второго п. 188.1 ст. 188 Кодекса, в результате чего занижена база обложения НДС и, как следствие, занижены налоговые обязательства (завышено бюджетное возмещение, отрицательное значение) по НДС.
По сути, в Письме речь идет о введении ГФС квазиинститута ТЦО, где применяется метод сравнения цены с ценой на идентичные (однородные) товары. В то же время, в отличии от правил ТЦО, предусмотренных в ст. 39 Налогового кодекса Украины, в рассматриваемом случае контролирующие органы будут самостоятельно определять как источники информации о ценах, так и товары, которые являются идентичными (однородными). А это, в условиях нечеткого регулирования, значительно повышает дискрецию и вероятность споров между плательщиками налогов и контролирующими органами.
Основания, на которых ГФСУ решила, что контролирующие органы должны самостоятельно определять источники информации, остаются загадкой, однако, такой подход является явным нарушением ч. 2 ст. 19 Конституции Украины.
Рассматриваемое Письмо является, вероятно, предвестником новой волны споров между плательщиками налогов и налоговыми органами. Для их уменьшения необходимо в кратчайшие сроки доработать положения Налогового кодекса Украины в части правил определения и применения обычной цены.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Обычная цена: а вы готовы к налоговой проверке?
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2021 год
Налоговые льготы для новых значительных инвестиций
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2020 год
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?
«Игра в одни ворота» – законодатель заблокировал взыскание с государства долгов по решениям судов
Тонкая грань: взимание налогов VS экспроприация инвестиций
Роль ЕСПЧ в спорах по вопросам налогов в Украине
Налоговый спор: чем еще руководствоваться, кроме Налогового кодекса?
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2019 год
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2018 год
Регистрация НН в ЕРНН – ВС нас услышал, что плательщик не регистрирует!