Обычная цена. Версия ГФСУ

20 сентября, 2016 Информационные письма

В публикации «Обычная цена как база НДС, что это?» мы рассматривали проблематику, связанную с отсутствием в Налоговом кодексе четких и понятных норм, по которым должны определяться обычные цены, а также процедуры, согласно которой контролирующие органы имеют право проверять их уровень.

Недавно Государственная фискальная служба Украины (далее – ГФСУ) в Письме от 15.08.2016 г. № 27600/7/99-99-14-02-01-17 изложила свое видение применения обычных цен при определении базы налогообложения НДС по операциям с поставки самостоятельно изготовленных товаров/услуг, осуществленных, начиная с 1 января 2016 г.

В частности, приведенные в Письме рекомендации предусматривают, что цена контракта должна сравниваться с рыночной ценой в соответствии с «источниками  информации о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров», которые (источники) контролирующий орган должен выяснить. Учитывая такую ​​информацию, контролирующий орган должен установить соответствие цены поставки производителя рыночным ценам. Если уровень цены контракта не соответствует рыночным ценам, в акте проверки фиксируется факт несоответствия с указанием источников информации, уровень рыночных цен и расчет несоответствия; вывод о том, что цена поставки не является обычной ценой; вывод о нарушении норм абзаца второго п. 188.1 ст. 188 Кодекса, в результате чего занижена база обложения НДС и, как следствие, занижены налоговые обязательства (завышено бюджетное возмещение, отрицательное значение) по НДС.

По сути, в Письме речь идет о введении ГФС квазиинститута ТЦО, где применяется метод сравнения цены с ценой на идентичные (однородные) товары. В то же время, в отличии от правил ТЦО, предусмотренных в ст. 39 Налогового кодекса Украины, в рассматриваемом случае контролирующие органы будут самостоятельно определять как источники информации о ценах, так и товары, которые являются идентичными (однородными). А это, в условиях нечеткого регулирования, значительно повышает дискрецию и вероятность споров между плательщиками налогов и контролирующими органами.

Основания, на которых ГФСУ решила, что контролирующие органы должны самостоятельно определять источники информации, остаются загадкой, однако, такой подход является явным нарушением ч. 2 ст. 19 Конституции Украины.

Рассматриваемое Письмо является, вероятно, предвестником новой волны споров между плательщиками налогов и налоговыми органами. Для их уменьшения необходимо в кратчайшие сроки доработать положения Налогового кодекса Украины в части правил определения и применения обычной цены.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 499

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Налог на выведенный капитал в аспекте применения обычной цены 29 августа, 2016    576

Электронный кабинет и налог на выведенный капитал — кому это надо и зачем? 17 июня, 2016    9367

Обычная цена как база НДС, что это? 24 февраля, 2016    669

НДС, конечно, налог непрямой, но не настолько же… 18 марта, 2015    2200

Обычные цены в неконтролируемых операциях 31 октября, 2013    5578

Обычные цены в неконтролируемых операциях: часть II Связанные лица и нерезиденты возвращаются… 10 февраля, 2013    2503

Обычная цена как способ наполнения «дыры», т.е. бюджета 06 сентября, 2012    7080

Прокомментировать