Налоговые нововведения «под елочку» 2017 – НДС

30 декабря, 2016 Информационные письма

20 декабря 2016 г. Верховная Рада Украины в целом приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения инвестиционного климата в Украине» (соответствующий проект под регистр. № 5368, далее – «Закон»), который возвращен с подписью Президента Украины 30 декабря 2016 г.

Окончательный текст Закона еще неизвестен, но определенные выводы уже можно сделать исходя из размещенных на сайте ВРУ документов ко второму чтению и изменений, анонсированных на сайте главы Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики госпожи Нины Петровны Южаниной, а также стенограммы пленарного заседания ВРУ № 44 от 20-21 декабря 2016 г. После появления официального текста материал может быть уточнен.

Закон предусматривает следующие основные изменения администрирования налога на добавленную стоимость (далее – «НДС»).

Штрафные санкции за нарушение сроков регистрации налоговой накладной (далее «НН») или расчета корректировки к налоговой накладной (далее «РК»)

1. Четко определены сроки регистрации НН/РК, которые не были зарегистрированы вовремя – 365 дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих НН и/или РК.

2. Определены случаи, когда штрафные санкции в размере от 10% до 40% (в зависимости от срока задержки регистрации), не применяются, в частности:

  • к НН, которая не предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставку товаров/услуг для операций, освобожденных от налогообложения или которые облагаются по нулевой ставке;
  • в случае остановки регистрации НН/РК – на период приостановления такой регистрации до принятия решения о возобновлении регистрации таких НН/РК.

3. Штраф в размере 50% за отсутствие регистрации НН/РК применяется по истечению 365-дневного срока с даты их составления (ранее – 180 дней) при условии, что такая НН/РК была указана в налоговом уведомлении-решении, составленном по результатам налоговой проверки (это условие является новшеством), кроме следующих случаев:

  • регистрации НН/РК до начала проведения проверки по вопросу соблюдения требований НКУ касательно своевременности их регистрации;
  • к НН, которая не предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставку товаров/услуг для операций, которые освобождены от налогообложения или которые облагаются по нулевой ставке.

4. Не проведение регистрации НН/РК в течение 10 календарных дней, следующих за днем ​​получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения (далее – «НУР»), влечет наложение дополнительного штрафа 50% от суммы НДС, указанной в НН/РК.

5. Если НН/РК не было составлено, то сумма штрафных санкций рассчитывается от суммы НДС, начисленного по операции по поставке товаров/услуг.

6. Проверка ошибок в обязательных реквизитах НН/РК по заявлению покупателя осуществляется в ходе ПРОВЕРКИ, без уточнения ее вида (было – документальной внеплановой выездной проверки).

7. Штрафные санкции, предусмотренные пунктом 120-1.3 НКУ, за ошибки, допущенные в НН в коде товара согласно УКТВЭД и/или кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг не применяются до 31 декабря 2017 г.

Общие положения

8. Операция по бесплатной передаче товаров прямо определена как операция по поставке товаров.

9. Уточнен перечень операций по поставке товаров магазинами беспошлинной торговли для целей применения нулевой ставки НДС. Порядок контроля над соблюдением выполнения таких условий устанавливается КМУ.

10. Урегулированы вопросы НЕобложения НДС операций по уступке права требования, переводу долга, торговле за денежные средства или ценные бумаги долговыми требованиями, и операций по переходу права собственности на объект финансового лизинга от первичного кредитора (лизингодателя) к новому кредитору (лизингодателю) в случае если операция по передаче такого объекта лизингополучателю была обложена НДС (первичный кредитор признал и отразил НДС обязательства). Такие операции не являются объектом налогообложения НДС.

11. Операции по ликвидации основных средств (далее – «ОС») рассматриваются как операции, которые являются хозяйственной деятельностью для целей применения п. 198.5 НКУ.

12. Урегулирован вопрос переноса суммы отрицательного значения НДС, который подлежит включению в состав налогового кредита, и показателя ΣНакл в системе электронного администрирования (далее – «СЭА») НДС в случае реорганизации налогоплательщика:

  • если реорганизация осуществляется путем присоединения, слияния, преобразования, то сумма отрицательного значения НДС переносится в состав налогового кредита правопреемника, а значение показателя ΣНакл используется правопреемником при исчислении суммы ΣНакл;
  • если реорганизация осуществляется путем разделения, выделения, то сумма отрицательного значения НДС и значение показателя ΣНакл переносится в налоговый кредит или используется правопреемником пропорционально полученной доли имущества согласно распределительному балансу.

! Перенос суммы отрицательного значения НДС осуществляется в случае, если такая сумма подтверждена документальной проверкой контролирующего органа, и включается в состав налогового кредита правопреемника в следующем периоде после подписания передаточного акта или разделительного баланса.

Бюджетное возмещение НДС

13. Отменен механизм автоматического возмещения НДС – все получают возмещение НДС в общем порядке.

14. Введен единый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (вместо двух, которые были предусмотрены до внесения изменений). Основные положения:

  • Реестр заявлений формируется на основании баз данных ГФСУ и Госказначейства. Порядок ведения и форма Реестра заявлений утверждаются КМУ;
  • заявления о возврате сумм бюджетного возмещения автоматически вносятся в Реестр заявлений в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления;
  • возврат согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в Реестр заявлений;
  • данные Реестра заявлений, кроме данных касательно реквизитов текущего счета налогоплательщика для перечисления бюджетного возмещения, подлежат ежедневному, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней, обнародованию на официальном веб-сайте Минфина.

НО

  • в единый Реестр заявлений включаются заявления всех налогоплательщиков, поданные после 1 февраля 2016 г., в хронологическом порядке их поступления. Данный Реестр заявлений должен быть сформирован ГФСУ до 10 января 2017 г.;
  • заявления о бюджетном возмещении, которые поданы до 01.02.2016 года и не возмещены по состоянию на 01 января 2017 г., включаются во Временный реестр заявлений1 в хронологическом порядке их поступления. Временный реестр заявлений должен быть сформирован ГФСУ до 01 февраля 2017 г.;
  • возмещение согласованных сумм НДС, указанных во Временном реестре заявлений, осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью поступления заявлений в пределах сумм, определенных законом о Государственном бюджете на соответствующий год. Распределение сумм бюджетного возмещения НДС, определенных законом о Государственном бюджете на соответствующий год, между Временным реестром заявлений и Реестром заявлений осуществляется КМУ.

15. Четко определена дата, с которой, указанная в заявлении сумма бюджетного возмещения считается согласованной в Реестре заявлений. При этом в случаях невнесения контролирующим органом в Реестр заявлений сведений о дате начала и окончания проведения проверки данных, о дате составления акта проверки информация о согласованности бюджетного возмещения и его сумму отражается в Реестре заявлений в автоматическом режиме на следующий рабочий день после истечения предельного срока проведения камеральной проверки или для составления акта проверки соответственно.

16. Данные касательно начала процедуры административного или судебного обжалования налогоплательщиком результатов проверки сумм налога, заявленных к возмещению, и результаты такого обжалования (информацию касательно согласованной суммы бюджетного возмещения плательщика) вносятся контролирующим органом в Реестр заявлений не позднее следующего рабочего дня:

  • после получения соответствующего уведомления от плательщика или определения суда об открытии производства по делу;
  • после получения решения о результатах процедуры административного обжалования или решения суда, вступившего в законную силу.

17. Согласованная сумма бюджетного возмещения становится доступной Госказначейству для исполнения на следующий операционный день за днем ​​ее отображения в Реестре заявлений и перечисляется Госказначейством в течение 5 операционных дней на банковский счет плательщика налога и/или на бюджетные счета для перечисления в счет уплаты денежных обязательств, или погашения налогового долга с других платежей, уплачиваемых в Государственный бюджет Украины.

18.  Установлено, что для изменения направления согласованного бюджетного возмещения налогоплательщик имеет право подать соответствующее заявление в контролирующий орган, который не позднее следующего рабочего дня со дня получения такого заявления обязан внести соответствующие данные в Реестр заявлений (ранее – контролирующий орган должен был в течение 5 рабочих дней удовлетворить такое заявление).

СЭА НДС

19. Определено, что расчеты с бюджетом осуществляются со счетов СЭА НДС, кроме уплаты налоговых обязательств, возникших до 01 июля 2015 г., и/или погашения налогового долга по налоговым обязательствам, которые возникли до 01 июля 2015 г., которое осуществляется непосредственно с текущих банковских счетов.

20. Суммы НДС, излишне уплаченные в бюджет со счета налогоплательщика в СЭА НДС, подлежат возврату исключительно на счет в СЭА НДС. В случае, если на момент обращения налогоплательщика с заявлением на возврат излишне уплаченных сумм НДС или на момент фактического возврата средств счета в СЭА НДС у такого налогоплательщика нет, то излишне уплаченные суммы НДС подлежат возврату на его текущий банковский счет.

21. Предусмотрена возможность использования показателя ΣПревыш для регистрации НН/РК в случае, если регистрационная сумма (сумма показателя ΣНакл) является недостаточной для такой регистрации. В частности, налогоплательщик имеет право зарегистрировать НН/РК на сумму налога, которая равна:

ΣПревыш -ΣНО + ΣПопСчёт, где:

ΣНО – сумма задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды начиная с 01 июля 2015 г. (включая уплаченные и неуплаченные налоговые обязательства).

! В таком порядке могут быть зарегистрированы только НН за отчетные периоды, в которых возникло ΣПревыш.

22. 20 января 2017 г. значение регистрационной суммы (сумма показателя ΣНакл) в СЭА НДС увеличивается на сумму средств, возвращенных налогоплательщику в 2016 году (с 01 января 2016 г. по 01 января 2017 г.) по заявлению согласно п. 43.4 НКУ на счет в СЭА НДС: перечисленных с текущего счета плательщика непосредственно в бюджет; перечисленных со счета в СЭА НДС в бюджет по заявлению плательщика в соответствии с пунктом 200-1.6 НКУ, который действовал в этот период. В пределах суммы такого увеличения налогоплательщик имеет право подать заявление и перечислить средства со счета в СЭА НДС такого плательщика налога на его текущий счет.

Налоговые накладные или расчеты корректировки

23. Правила регистрации РК к НН согласно ст. 192 НКУ уточнено следующим образом:

  • продавец регистрирует РК к НН, составленных до 01 февраля 2015 г., а также РК к НН, которые НЕ подлежали предоставлению получателю (покупателю) — налогоплательщику;
  • покупатель — плательщик НДС регистрирует РК, которые предусматривают уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, составленные после 01 июля 2015 к НН, составленных до 01 июля 2015 г. на такого покупателя.

24. Предполагается, что НН/РК, составленные и зарегистрированные после 01 июля 2017 г. налогоплательщиком, который осуществляет операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налогового кредита, и не требует никакого другого дополнительного подтверждения.

25. Ошибки в реквизитах НН (кроме кода товара согласно УКТВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, которые поставляются), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной непринятия НН в электронном виде.

26. Уточнены предельные сроки регистрации НН/РК:

  • составленые с 1 по 15 день (включительно) месяца до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;
  • составленые с 16 по последний день (включительно) месяца до 15 дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

27. Общий срок регистрации НН/РК составляет 365 дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих НН/РК к НН.

28. Правило касательно формирования налогового обязательства по НН/РК, которые зарегистрированы с нарушением срока их регистрации, в период их регистрации, но не позднее чем через 365 календарных дней с даты их составления, касается всех налогоплательщиков, в том числе, которые применяют кассовый метод.

29. Заявление с жалобой на продавца (за допущение ошибок в обязательных реквизитах НН/РК и/или нарушение предельных сроков их регистрации) покупатель имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период (ранее это право сохранялось в течение 365 дней).

30. Документальная проверка продавца проводится в течение 90 календарных дней (ранее – 15 календарных дней) со дня поступления такого заявления с жалобой в случае непредоставления объяснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указывается информация из жалобы.

31. С 01 апреля 2017 г. вводится механизм остановки регистрации НН/РК, который применяется в случае соответствия НН/РК совокупности критериев оценки степени рисков, которые должны быть определены Минфином. В таком случае налогоплательщику в автоматическом режиме направляется (в электронном виде в текстовом формате) квитанция об остановке регистрации с предложением предоставить объяснения и/или копии документов (по исключительному перечню, утвержденным Минфином). Предоставленные налогоплательщиком пояснения и/или документы рассматриваются комиссией ГФСУ, которая принимает решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК (основания для принятия таких решений утверждаются КМУ). Решение об отказе в регистрации НН/РК может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Период с 01 апреля 2017 г. до 01 июля 2017 г. является переходным периодом, в течение которого эта процедура осуществляется без фактического приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН.

! Ход сроков регистрации НН/РК и применение штрафных санкций, права на включение в налоговый кредит сумм НДС по таким НН/РК, установленных НКУ, прерывается на период приостановления их регистрации в ЕРНН и восстанавливается со дня прекращения процедуры остановки их регистрации.

Подводя итоги, отметим, что изменения носят преимущественно позитивный характер для добросовестных налогоплательщиков и делают правила более практичными и понятными.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Формирование, ведение и официальная публикация Временного реестра заявлений осуществляются в порядке, определенном для Реестра заявлений.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 8152

Прокомментировать