Налоговые нововведения «под елочку» 2017 – общее администрирование налогов

30 декабря, 2016 Информационные письма

20 декабря 2016 г.  Верховная Рада Украины в целом приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения инвестиционного климата в Украине» (соответствующий проект под реестр. № 5368, далее — «Закон»).

Окончательный текст Закона еще неизвестен, но определенные выводы уже можно сделать исходя из размещенных на сайте ВРУ документов ко второму чтению и изменений, анонсированных на сайте главы Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики госпожи Нины Петровны Южаниной. После появления официального текста материал может быть уточнен.

Закон предусматривает следующие основные изменения касательно общего администрирования налогов и сборов со следующего года.

1. Разграничение контрольных функций в налоговой сфере

Запланированными статьями 191, 192 и 193 Налогового кодекса разграничиваются функции контролирующих органов и Министерства финансов Украины.

Отныне налоговые инспекции выполняют лишь функции сервисного обслуживания налогоплательщиков (регистрация, учет плательщиков, объектов налогообложения и т. д.). То есть основные рабочие функции переходят к контролирующим органам в областях, г. Киеве, Офису крупных плательщиков.

2. Осуществление полномочий от имени контролирующих органов, ответственность должностных лиц

Упрощается порядок принятия решений от имени контролирующих органов. В частности, во многих случаях решения от имени контролирующих органов могут принимать не только руководители или их заместители, но и другие уполномоченные лица. Это касается, например, запросов на получение информации, решений о проведении проверок, рассмотрения жалоб, составления ППР и т. д.

Предоставление полномочий другим лицам осуществляется руководителем контролирующего органа по согласованию с руководителем ГФС Украины (новый п. 20.3 Налогового кодекса).

Проектом задекларирована индивидуальная ответственность должностного (служебного) лица контролирующего органа за незаконное решение о начислении налогов плательщику. Однако механизм ее действия не предусмотрен.

Повторное в течение года незаконное начисление налогов плательщику является основанием для применения к соответствующему должностного (служебного) лица дисциплинарного взыскания в порядке, предусмотренном Законом. Конкретного механизма привлечения к такой ответственности не предусмотрено.

3. Электронный кабинет плательщика

Введен инструмент электронного кабинета, который предусматривает комплексную возможность плательщика реализовывать свои налоговые права и обязанности в электронной форме (включая просмотр информации о плательщике, официальную переписку с контролирующими органами, управление переплатой и т.д.).

Изменения вступают в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 г.

4. Принятие электронной отчетности

Единственным основанием для отказа в принятии электронной налоговой декларации является недействительность электронной цифровой подписи налогоплательщика при условии, что такая налоговая декларация соответствует всем требованиям электронного документа и представлена ​​в формате, доступном для ее технической обработки.

Контролирующим органам запрещается в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов.

5. Подача декларации в период, в котором отсутствует объект налогообложения

Уточнено, что все плательщики, в том числе и те, кто на упрощенной системе, могут не подавать отчетность за периоды, в которых нет объектов налогообложения.

Штрафы за такую неподачу не применяются.

6. Срок хранения документов

Установленный срок в 2555 дней, в течение которого плательщик должен сохранять документы и информацию, необходимую для осуществления налогового контроля над трансфертным ценообразованием.

7. Запросы контролирующих органов

Контролирующим органам запрещается требовать от налогоплательщика представления информации, которая была получена ранее, а также представление документов, в которых содержатся сведения, внесенные в соответствующие информационные базы, которые ведутся контролирующими органами.

Запросы о представлении информации могут подписываться не только руководителем или его заместителем, но и другим уполномоченным лицом контролирующего органа.

Ответ на запрос по общему правилу следует представлять в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса. До этого у плательщиков был 1-месячный срок для ответа на запрос.

В случае проведения встречной сверки налогоплательщики обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса (вместо общего срока в 1 месяц, который действовал до изменений).

8. Проверки

8.1. Камеральные

Расширяется предмет камеральной проверки, которым, только теперь, может быть:

  • своевременность подачи налоговых деклараций;
  • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным, акцизным накладным и/или расчетов корректировки к акцизным накладным, исправления ошибок в налоговых накладных;
  • своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.

К слову, контролирующие органы, на практике, и до этого позволяли расширять предмет камеральных проверок к вышеприведенным вопросам.

Также установлены сроки для проведения камеральных проверок:

  • проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока их подачи, а если такие документы были поданы позже – за днем ​​их фактической подачи;
  • проверка по другим вопросам проводится в течение 1095 дней.

До этого, согласно правовой позиции Верховного Суда Украины, по общему правилу (кроме, например, вопросов бюджетного возмещения НДС) камеральная проверка могла проводиться в течение 1095 дней.

8.2. Плановые

План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном веб-сайте ГФС Украины до 25 декабря года, который предшествует году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

8.3. Внеплановые

Новое основание для проведения внеплановой документальной проверки: получена налоговая информация, которая свидетельствует о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, и налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком законодательства, в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса (пп. 78.1.1. Налогового кодекса).

До этого эта норма касалась только валютного и другого неупорядоченного Налоговым кодексом законодательства, контроль над соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Удалено право проводить внеплановые документальные проверки на основании постановления органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора. Осталось лишь право на основании определения следственного судьи в рамках уголовного производства.

Также предусмотрено новое основание для проведения внеплановой документальной проверки: налогоплательщиком не представлена для проведения встречной сверки информация, определенная в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса (пп. 78.1.19. Налогового кодекса).

Проверку на основании следственного судьи можно проводить даже если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика (п. 78.2. Налогового кодекса).

8.4. Отказ в допуске к проверке

Налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения к составленному контролирующим органом акту об отказе в допуске к проверке (при наличии такого отказа).

9. Подача возражений против акта проверки и их рассмотрение

Срок в 5 рабочих дней для подачи возражений против акта проверки начинает отсчет со дня, следующего после получения такого акта. Ранее 5 дней считали со дня, в котором вручили акт.

Возражения рассматриваются в течение 7 рабочих дней, следующих за днем ​​их получения (вместо 5 рабочих дней, как это было до этого).

10. Пеня и штрафы

Откорректировано определение пени (пп. 14.1.162 Налогового кодекса). Принципиально ничего не изменили. Допустить логическую ошибку. В частности, пеней считается сумма средств в виде процентов, начислена на суммы денежных обязательств в установленных настоящим Кодексом случаях и не оплаченная в установленные законодательством сроки.

То есть пеня, по определению, является суммой, которая не уплачена в установленные сроки. Скорее всего, имелось в виду, что пеня начисляется на суммы денежных обязательств, не уплаченные в установленные сроки.

Если плательщик не платит в установленные сроки самостоятельно начисленные налоги, то пеня начинает начисляться после 90 дней из расчета 100 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый день просрочки оплаты. Ранее было 120 процентов годовых учетной ставки НБУ.

Устанавливается дополнительный штраф (20%) в случае нарушения срока уплаты в бюджет суммы акцизного налога с учетом минимального акцизного налогового обязательства на табачные изделия.

11. Меры по погашению налогового долга

Налоговым управляющим предоставляется право проводить фотосъемку и видеозапись во время выполнения ими своих полномочий.

Уточнена процедура перевода права требования дебиторской задолженности налогоплательщика на контролирующий орган для погашения налогового долга. Перевод осуществляется на основании соответствующего договора между контролирующим органом и налогоплательщиком.

Контролирующий орган может обращаться в суд с требованиями об обязательстве плательщика заключить договор касательно перевода права требования дебиторской задолженности на контролирующий орган.

Налоговое требование не направляется, если сумма налогового долга меньше, чем 60 необлагаемых минимумов доходов граждан (1020 грн). То же касается налогового залога. Ранее правило определяло 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Предусматривается право контролирующих органов на внесудебное взыскание налогового долга (на основании решения контролирующего органа) в случае, если имеются одновременно следующие условия:

  • налоговый долг возник в результате неуплаты денежного обязательства и/или пени, определенных налогоплательщиком в налоговой декларации;
  • налоговый долг превышает 5 миллионов гривен;
  • налоговый долг не выплачивается в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока его уплаты;
  • отсутствуют обязательства государства касательно возврата такому налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств.

ГФС Украины формирует и ведет в открытом доступе реестр заявлений о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, который ежедневно публикует на своем официальном сайте.

12. Касательно налоговых консультаций

Вносятся изменения в порядок запроса, выдачи и действия налоговых консультаций. В частности:

  • индивидуальные налоговые консультации должны регистрироваться в общедоступном едином реестре индивидуальных налоговых консультаций;
  • ГФС Украины может отказать в регистрации индивидуальной налоговой консультации с одновременным предоставлением консультации от своего имени;
  • освобождение плательщика от ответственности работает только касательно зарегистрированных налоговых консультаций;
  • индивидуальные налоговые консультации выдаются в течение 25 календарных дней (вместо 30) со дня получения запроса с возможностью продлить срок еще на 10 календарных дней;
  • установлен перечень процедурных требований к запросу на индивидуальную налоговую консультацию;
  • налогоплательщики, которые действовали в соответствии с налоговой консультацией, не освобождаются от обязанности уплаты налогового обязательства, определенного этим кодексом; фактически, индивидуальная консультация становится защитой только касательно штрафов.

Указанные изменения полностью вступают в силу с 01 апреля 2017 г.

13. Крупные налогоплательщики

Теперь крупным налогоплательщиком может считаться не только юридическое лицо, а и постоянное представительство нерезидента на территории Украины.

Также меняются критерии для классификации плательщиков в качестве крупных. В частности, такими критериями являются превышение 1 млрд грн дохода за последние четыре налоговые квартала или превышение 20 млн грн платежей, уплаченных в Государственный бюджет Украины, контроль над взиманием которых возложен на контролирующие органы. До изменений было 500 млн грн и 12 млн грн соответственно.

При проведении проверки плательщики обязаны представлять в электронной форме документы только по запросу контролирующего органа (а не автоматически с ее началом). Для представления документов устанавливается срок в 2 рабочих дня (вместо одного) с момента получения запроса.

14. Специальные правила для плательщиков в пределах зоны АТО

На период проведения АТО для налогоплательщиков, местонахождением (местом жительства) которых временно является оккупированная территория или населенные пункты на линии соприкосновения, и/или налогоплательщиков, имеющих объекты налогообложения на такой территории и с которых уплачиваются местные налоги, сборы, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом специальных особенностей (детали определены в п. 38 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

15. Базы данных

Базы данных остаются в ГФС Украины, а не передаются Министерству финансов Украины.

Хотя в будущем и ожидается их передача, однако когда именно – не устанавливается.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 3025

Прокомментировать