Новые колоссальные штрафы за нарушение законодательства о труде в 2017 году
Прежде всего хотелось бы отметить, что все штрафы за нарушение законодательства о труде, которыми был дополнен Кодекс законов о труде в конце 2014 года и которые начали действовать с начала 2015 года1, рассчитываются в зависимости от размера минимальной заработной платы. Соответственно, с увеличением размера минимальной заработной платы повысятся и размеры штрафов. И здесь акцентируем внимание на штрафе за допуск лица к работе без заключения трудового договора или с оформлением такого лица на неполный рабочий день, если на самом деле оно работает полный2. За данное нарушение предусмотрена ответственность в размере 30 (тридцати) минимальных заработных плат за каждого фактического работника, что с 01.01.2017 года будет составлять аж 96 000 грн за каждое лицо.
С 2017 года Законом о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины № 1774-VIII от 06 декабря 2016 года (далее – «Закон») установлены новые составы нарушений законодательства о труде с колоссальными штрафами для работодателей. Так, Законом дополнен Кодекс законов о труде, а именно статью 265, которой устанавливается финансовая ответственность для работодателей – юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
С 2017 года предусмотрена ответственность работодателей за недопуск к проведению проверки контролирующих органов по вопросам соблюдения законодательства о труде. За такое нарушение установлен штраф в размере 3 (трех) минимальных заработных плат, установленных на момент выявления нарушения. С 2017 года такой штраф будет составлять 9 600 грн.
Также Законом предусмотрен чрезвычайно большой штраф за недопуск к проведению проверки, если предметом такой проверки является вопрос фактического допуска к работе лиц без заключения трудового договора или с оформлением такого лица на неполный рабочий день, если на самом деле оно работает полный рабочий день. За это установлен штраф в размере 100 (сто) минимальных заработных плат, установленных на момент выявления нарушения, что с 01.01.2017 года составит 320 000 грн.
Здесь стоит отметить, что ответственность в обоих случаях (и штраф в размере 9 600 грн, и штраф в размере 320 000 грн) предусмотрена за факт недопуска должностных лиц контролирующих органов к проверке. Рассмотрим, например, ситуацию, когда инспектор пришел на проверку, а на предприятии отсутствуют должностные лица, которые уполномочены осуществлять сопровождение при проведении проверки предприятия, в связи с чем секретарь на ресепшене сообщает, что у него нет соответствующих полномочий допустить инспектора. Фактически, такой отказ секретаря может быть расценен как недопуск к проверке с наложением указанных штрафов.
Касательно органов, которые могут осуществлять проверку по вопросам труда и налагать штрафы, то это, прежде всего, территориальные государственные инспекции по вопросам труда в областях, г. Киеве. Также Законом уполномочены органы местного самоуправления выступать с инициативой касательно проверки всех предприятий, проводить проверки касательно соблюдения законодательства о труде и налагать штрафы.
Вообще, данный Закон позиционируют как таковой, который направлен на легализацию оплаты труда и борьбу с заработной платой в «конвертах». С помощью таких штрафов (как видим, нарушения именно связанны с допуском к проверке органов Гоструда) и увеличения размера ЕСВ для предпринимателей, законодатель надеется разоблачить схемы со скрытыми трудовыми отношениями. Поэтому можем прогнозировать увеличение количества проверок в 2017 году.
Для работодателей, учитывая непомерные штрафы, мы бы рекомендовали регламентировать на предприятии порядок взаимодействия должностных лиц предприятия с контролирующими органами при проведении проверок последними. Прежде всего, советуем определить должностные обязанности работников, которые со стороны предприятия будут сопровождать проверку, прописать алгоритм действий, если пришли проверяющие, и проинструктировать работников касательно их прав в таких случаях.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Более подробно читайте в нашем материале «Легализация оплаты труда. Новое в регулировании трудовых отношений и ответственности работодателя».
2Более подробно о тенденциях проверок и наложении штрафов читайте в нашем материале «Гоструда начала применять штрафы за не оформление трудовых отношений».
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Е-листки нетрудоспособности: заметны ли улучшения?
Командировки в Украину: обзор налоговых и иммиграционных вопросов при трудоустройстве иностранцев
Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая
Спросите юриста: какие льготы предусмотрены работникам за работу с вредными условиями труда?
Очередной закон об уменьшении давления на бизнес – волк в овечьей шкуре?
Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19
Проект нового Порядка контроля за соблюдением законодательства о труде – учиться на ошибках? Гоструда: нет, не слышали.
Полевые будни Гоструда.
Судебное дело об использовании гражданско-правовых договоров в отношениях с физическими лицами
5-я группа единого налога: «+» vs «-»
Манипуляция как инвестпроект
Новые размеры штрафов за нарушение трудового законодательства
Обзор практики Верховного Суда за 2018 г., связанной с разграничением гражданско-правовых и трудовых отношений