Изменения в законодательстве касательно мобилизованных работников
В продолжение к обзорному письму «Ваших работников призвали на учебные сборы или мобилизацию? Трудовые аспекты» сообщаем, что в законодательстве произошли изменения.
8 июня 2014 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.2014 года № 1275-VII (далее – «Закон»).
Наиболее важными положениями Закона являются распространение гарантий касательно сохранения рабочего места и должности за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации начиная с 18 марта 2014 года, и установление, что компенсация среднего заработка мобилизованным работникам будет совершаться за счет Государственного бюджета Украины.
Согласно п. 2 Заключительных положений Закона, действие ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде (далее – «КЗоТ»), которой предусмотрены гарантии касательно сохранения рабочего места и должности для мобилизованных работников, распространено начиная с 18 марта 2014 года.
Напомним, что гарантии относительно сохранения рабочего места, должности и среднего заработка за мобилизованными работниками были установлены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно обеспечения проведения мобилизации» от 27.03.2014 года № 1169-VII, вступившим в силу 1 апреля 2014 года. До этого времени не было законодательной нормы, защищавшей мобилизованных работников от увольнения. Получается, что в период «окна» с 18 марта (когда была объявлена частичная мобилизация) по 1 апреля 2014 года, работодатели могли увольнять своих работников согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ «поступление работника на военную службу». Отметим, что такой же позиции придерживалась Государственная инспекция Украины по вопросам труда в разъяснении «Касательно мобилизации» от 30.04.2014 года и Министерство обороны Украины в разъяснении «Разъяснение касательно обеспечения гарантий сохранения за гражданами, призванными на военную службу во время мобилизации, рабочего места (должности) и среднего заработка» от 29.04.2014 года.
В данный момент, с распространением Законом гарантий касательно сохранения рабочего места и должности на период начиная с 18 марта 2014 года, мы считаем, что мобилизованные работники, уволенные с этой даты по 1 апреля 2014 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, подлежат восстановлению на работе. Таким работникам в качестве предусмотренной законодательством гарантии выплачивается средний заработок, начиная с даты начала прохождения военной службы.
Восстановление уволенного работника на работе можно документально оформить следующим образом:
- Издать приказ, которым отменяется приказ об увольнении работника и восстанавливается работник в должности. В приказе стоит указать основание для его издания, а именно распространение действия ч. 3 ст. 119 КЗоТ на граждан Украины, которые начиная с 18 марта 2014 года были призваны на военную службу на основании Указа Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303 «О частичной мобилизации», согласно Закону.
- Внести запись в трудовую книжку уволенного работника. Согласно п. 2.10 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников от 29 июля 1993 года № 58, запись об увольнении работника признается недействительной, работник восстанавливается на работе со ссылкой на приказ о возобновлении.
- Издать приказ об освобождении1 работника от работы в связи с призывом на военную службу по призыву во время мобилизации. В приказе необходимо указать документ, ставший основанием для освобождения работника от работы (повестка, мобилизационное распоряжение и т.д.).
Еще одним важным нововведением Закона является то, что средний заработок, выплачиваемый мобилизованному работнику, компенсируется за счет Государственного бюджета Украины (как мы понимаем, сейчас работодатели самостоятельно выплачивают мобилизованным работникам средний заработок, а потом эти средства можно будет компенсировать из бюджета). Отметим, что в предыдущей редакции ст. 119 КЗоТ не было предусмотрено компенсации среднего заработка работодателям за счет бюджета, то есть такие выплаты должны были быть исключительно расходами работодателя.
Согласно действующей редакции ч. 3 ст. 119 КЗоТ выплата таких компенсаций из бюджета в рамках среднего заработка проводится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. В данный момент такой порядок еще не разработан.
Кроме того, Законом внесены изменения в части оснований прекращения трудовых отношений, а именно в ч. 3 п. 1 ст. 36 КЗоТ – в случае призыва работника на военную службу. Теперь основанием для прекращения трудовых отношений является «3) призыв или поступление работника или собственника – физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме призыва работника на военную службу по призыву во время мобилизации, на особенный период, но не более одного года». Таким образом, трудовые отношения с мобилизованными работниками могут быть прекращены по истечении одного года с даты мобилизации работника.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примітки:
1 «Освобождение от работы» не следует путать с «увольнением» в понимании прекращения трудовых отношений. Согласно разъяснению Государственной инспекции труда от 30.04.2014, освобождение от работы – это временное освобождение от исполнения должностных обязанностей.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
О вечном
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
Изменения в регулировании кассовых операций
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?