Таможенные органы обязаны обосновать выбор метода определения таможенной стоимости товаров: судебная практика

19 августа, 2013 Информационные письма

Согласно таможенному законодательству при растаможивании импортированных товаров контроль правильности таможенной оценки товаров осуществляют таможенные органы, принимающие решение о правильности таможенной стоимости товаров, заявленной декларантом.

Определение таможенной стоимости импортируемых товаров осуществляется c помощью следующих  методов:

  • по цене договора относительно импортируемых товаров (стоимость операции);
  • по цене договора относительно идентичных товаров;
  • по цене договора относительно  подобных (аналогичных) товаров;
  • на основе вычитания стоимости;
  • на основе прибавления стоимости (вычисленная стоимость);
  • резервного.

Основным является первый метод – определение таможенной стоимости товаров по цене договор относительно импортируемых товаров (стоимость операции). Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода.

На практике встречаются случаи, когда таможенные органы, не согласившись с задекларированной таможенной стоимостью, определенной по первому методу (цена договора), определяют ее самостоятельно без соблюдения условий последовательности применения по шестому методу (резервному), в следствие чего у субъектов хозяйственной деятельности возникает обязанность  по уплате дополнительных сумм НДС и ввозной пошлины.

Анализ судебных решений в делах по искам декларантов в таможенные органы, связанных с обжалованием решений об определении таможенной стоимости товаров, свидетельствует о сформированном судом правовом положении в отношении применения таможенными органами второстепенных методов определения таможенной стоимости.

Согласно указанного в Постановлении Верховного Суда Украины от 23 апреля 2013 по делу № 21-85а13 «таможенные органы имеют исключительную компетенцию в вопросах проверки и контроля правильности расчета декларантом таможенной стоимости и с этой целью имеют полномочия истребовать дополнительные документы для проверки правильности указанной таможенной стоимости товара в случае наличия оснований для сомнения в правильности таможенной оценки товара, перемещаемого через таможенную границу Украины.

Вместе с тем дискреционные функции таможенных органов имеют законодательные ограничения в случаях несогласия с задекларированной таможенной стоимостью.К ним, в частности, относятся процедура консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора оснований для определения таможенной стоимости и обязанность последовательного выбора методов (от первого до шестого) определения таможенной стоимости».

Аналогичную позицию Верховный Суд Украины выразил и в постановлениях от 14 мая 2013 по делу № 21-130а13, от 21 января 2011 по делу № 21-56а10, от 7 февраля 2011 по делу № 21-76а10, от 14 ноября 2011 по делу № 21-213а11, от 6 февраля 2012 по делу № 21-418а11, от 3 ​​июля 2012 по делу № 21-197а12.

Кроме того, согласно указанному в Постановлении Высшего административного суда Украины от 3 ​​июля 2013 по делу № К/9991/71962/12 «при применении шестого «резервного» метода определения таможенной стоимости товаров таможенный орган должен указать в решении об определении таможенной стоимости товаров подробную информацию, на основании которой принято это решение, источники информации, которые использовались таможенным органом, и их реквизиты».

Как усматривается из приведенного в судебных решениях, в случае наличия оснований для сомнения в правильности таможенной стоимости товаров, таможенные органы обязаны провести процедуру консультаций, истребовать дополнительные документы и, в случае принятия решения об определении таможенной стоимости товаров, обосновать невозможность применения каждого из предыдущих методов и невозможность признания заявленной декларантом таможенной стоимости товаров. Только при условии соблюдения всех вышеперечисленных действий со стороны таможенных органов решение об определении таможенной стоимости может считаться правомерным. Данная позиция поддерживается в Постановлении Верховного Суда Украины от 25 декабря 2012 по делу № 21-399а12.

Учитывая сложившуюся судом правовую позицию по данной категории споров, Министерство доходов и сборов Украины обнародовало Письмо от 24 июля 2013 года № 12884/7/99-99-10-03-02-17/2580 «Относительно судебной практики по вопросам обжалования решений об определении (корректировке) таможенной стоимости», в котором подчеркивается необходимость безусловного соблюдения порядка применения методов определения таможенной стоимости товаров, поскольку в ином случае следствием будет вынесение судебного решения не в пользу государства.

Следует также обратить внимание, что в приведенной судебной практике речь идет о применении положений Таможенного кодекса Украины, который действовал до вступления в силу нового Таможенного кодекса Украины от 13 марта 2012.В то же время вышеприведенные выводы Верховного Суда Украины являются актуальными и в настоящее время, что подтверждается в Письме Министерства доходов и сборов Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 8436

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Постановление КМУ № 724: ориентировочные показатели таможенной стоимости – новые проблемы для импорта 03 октября, 2015    1343

Обзор последней судебной практики касательно таможенной стоимости 18 марта, 2015    3398

Трансфертное ценообразование и таможенная оценка: как воспользоваться совпадением объекта этих механизмов контроля цен? 01 августа, 2014    3665

Таможенные органы имеют право применять каждый следующий метод определения таможенной стоимости товаров, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода. При этом таможенные органы обязаны обосновать невозможность применения каждого из предыдущих методов, в том числе невозможность признания заявленной декларантом таможенной стоимости 08 ноября, 2012    6049

Трансфертное ценообразование и налоговая стоимость (программное заявление Международной Торговой Палаты) 21 сентября, 2012    4306

Определение таможенной стоимости товаров, импортируемых от связанных лиц 23 сентября, 2008    5760

Прокомментировать