Изменены обязательные реквизиты первичных документов

11 Январь, 2017 Информационные письма

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно устранения административных барьеров для экспорта услуг» от 03.11.2016 г. (далее — «Закон») незаметно для всех были внесены достаточно существенные изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно обязательных реквизитов первичных документов. Закон вступил в силу и начал действовать с 03.01.2017 г.

Рассмотрим ключевые нововведения:

1. Изменено определение первичного документа. До внесения изменений под «первичным документом» понимали «документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление», документ, который фиксирует «факты осуществления хозяйственных операций» (ст. 1, ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» соответственно).

Однако внесенными Законом изменениями такое требование к первоначальному документу как «подтверждение осуществления хозяйственной операции» было исключено.

Статья Было Стало с 03.01.2017 г.
Часть 1 статьи 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
Статья 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» Первичный документ – документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление. Первичный документ – документ, который содержит сведения о хозяйственной операции.

Как следует из объяснительной записки к законопроекту, такие изменения были направлены, прежде всего, на создание правовых возможностей признания счета (инвойса) первичным документом для упрощения процедуры ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъектов внешнеэкономических отношений. Однако они «коснулись» всех плательщиков, независимо от того, осуществляют они внешнеэкономическую деятельность или нет.

Заметим, что пока Министерством финансов Украины никакие изменения к определению «первичный документ» в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 г. № 88, в части касательно подтверждения осуществления хозяйственной операции, не внесены.

2. Исключено требование касательно срока составления первичных документов. До внесения изменений Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязывал налогоплательщиков составлять первичные документы при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания. Однако соответствующими изменениями требование касательно срока составления первичных документов отменено. Теперь контролирующие органы не смогут «придираться» к тому, что первичные документы составлены не сразу после окончания хозяйственной операции, а через определенный промежуток времени (что часто имело место на практике).

3. Среди обязательных реквизитов первичного документа исключено «место составления». С 03.01.2017 г. плательщики могут не указывать место составления первичного документа. Вместе с тем, дата составления первичных документов остается обязательным реквизитом.

4. Изменены требования касательно подписи. Напомним, что со вступлением в силу 30.09.2015 г. Закона Украины «Об электронной коммерции» у плательщиков появилась возможность подписывать первичные документы факсимиле или иным аналогом механического или иного копирования собственноручной подписи лица, которое принимает участие в осуществлении хозяйственной операции.

Однако такая возможность существовала недолго. Внесенными Законом изменениями из перечня обязательных реквизитов первичных документов исключено положение о возможности подписания первичных документов аналогом собственноручной подписи или подписью, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с Законом «Об электронной цифровой подписи».

С 03.01.2017 г. первичные документы, которые составляются в бумажной форме, должны иметь личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы, составленные в электронной форме, по-прежнему должны соответствовать всем требованиям законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

В заключение заметим, что изначально проект Закона содержал положительное для налогоплательщиков положение о том, что незначительные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что они не препятствуют возможности идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции. Однако в ходе рассмотрения законопроекта это положение было исключено.

***

Заметим, что внесенные Законом изменения к определению «первичный документ», на наш взгляд, полностью соответствуют практике, которая сейчас сложилась. Так, контролирующие органы и суды на практике уже давно перестали воспринимать первичный документ как такой, что подтверждает фактическое осуществление хозяйственной операции. А поскольку первичные документы не стали самодостаточным подтверждением реального осуществления хозяйственной операции и фактически потеряли свою роль «подтверждающего» документа, то такая функция первичного документа как «подтверждение осуществления хозяйственной операции» вполне оправдано была исключена из определения.

Внесенные изменения также дают возможность начать использовать налоговую накладную как первичный документ, уменьшив количество документального оформления хозяйственных операций.

Вместе с тем, проблема с подтверждением в суде фактического осуществления хозяйственных операций может стать более актуальной.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 6287

Прокомментировать