Июль уже «не за горами», а критерии остановки регистрации налоговых накладных все еще в проекте

25 мая, 2017 Информационные письма

Тестовый период работы системы остановки регистрации налоговых накладных уже достиг «экватора» и начинает близиться к завершению, а однозначного понимания, как эта система будет работать и до сих пор нет.

Напомним: с 1 июля регистрация налоговых накладных будет блокироваться, если такие накладные будут подпадать под ряд критериев, согласно процедуре определенной Налоговым кодексом Украины (далее – «НКУ»). Детальнее касательно порядка остановки регистрации налоговых накладных можно ознакомиться в информационном письме «Блокировка регистрации налоговых накладных или нереальные хозяйственные операции «по-новому»?».

При этом до сих пор, окончательно неизвестно в каких случаях регистрация налоговой накладной может останавливаться. В лучших традициях нормотворчества, соответствующие критерии для остановки регистрации еще находятся на стадии «проекта». Последний из ряда проектов таких критериев был обнародован 5 мая на сайте Государственной фискальной службы Украины (далее – «ГФС»)1. Но и этот проект, исходя из публичных обсуждений в Комитете ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики при участии представителей Министерства финансов Украины и Государственной фискальной службы Украины, еще будет дорабатываться.

Остановимся коротко на том, что в настоящее время известно касательно ожидаемых случаев блокировки регистрации налоговых накладных.

Объем налоговых накладных, которые будут подлежать проверке, в сравнении с предыдущими обнародованными проектами2, несколько доработали: увеличили порог объема поставки для исключения из-под проверки малого бизнеса3, снизили порог налоговой нагрузки, который исключает из-под проверки субъектов реального бизнеса4, и убрали исключения касательно налоговых накладных, которые зарегистрированы по нулевой ставке налога.

Также исходя из текста обнародованного проекта, основанием для исключения из-под проверки предлагается считать решение об учете информации с таблицы плательщика. Интересно, что даже у Главы Комитета ВРУ по налоговой и таможенной политики возник целый ряд вопросов к этому исключению5. Со своей стороны, имеем также много вопросов-предположений. Так, предполагаем, что исключение по этому пункту должно было применяться не к объему налоговых накладных, которые подпадают под проверку, а собственно, лишь при применении первого критерия, как это было предусмотрено предыдущими проектами. Поскольку сейчас гипотетически может возникнуть ситуация, что в результате учета информации из таблицы касательно одной из налоговых накладных, все другие накладные этого плательщика не будут подлежать мониторингу, ведь информация из его таблицы уже была учтена.

Критерии для остановки регистрации налоговых накладных, в сравнении с предыдущими версиями проектов Приказа6, существенно изменены: доработан критерий касательно выявления «скруток» товара, исключены критерии касательно подписания налоговых накладных ЭЦП, изготовленными с нарушением, и наличия приговоров касательно подписанта по ст. 205 и 209 УК Украины7.

Теперь критерии для остановки регистрации налоговой накладной звучат так:

Критерий № 1

«Объем поставки товара в НН, которая регистрируется, в 1,5 или более раз превышает остаток разницы поставки этого товара по ЗарНакл с 01.01.2017 г. и объема приобретения этого товара по полученным ЗарНакл с 01.01.2017 г.);

и ∑ НДС ЗарНакл с 01.01.2017 г. по приобретению товаров с кодами согласно УКТВЭД (которые отдельно будут утверждены ГФС по согласованию с Министерством финансов Украины) > 50 % ∑ НДС ЗарНакл с 01.01.2017 г., которые были зарегистрированы контрагентами плательщика касательно приобретения товаров;

и ∑ НДС ЗарНакл в отчетном периоде (с учетом поданной) > среднемесячной за последние 12 месяцев ∑ ЕСВ уплаченного на внебюджетные счета и налогов в возведенный бюджет» (это дополнительное условие указано отдельно от критериев, но фактически является еще одним дополнительным критерием).

Как видим, критерий так называемого «пересорта» прописан детальнее и Минфин в некоторой степени пытается решить проблему разницы в периодах приобретения и дальнейшей продажи. Однако и в дальнейшем возникают вопросы касательно того, как будет определяться объем поставки товара: исходя из количества (тогда как быть с оптовым приобретением и розничной продажей, приобретением/продажей по частям и т.д.) или стоимости (тогда как будет учитываться изменение курса валют и другие объективные факторы значительных отличий цены приобретения/продажи)?

Кроме того, возникает вопрос: как будут проверяться налоговые накладные касательно услуг и будут ли такие накладные проверяться вообще на предмет «скруток»?

Также есть вопрос касательно переданного на откуп ГФС полномочия по определению кодов товаров по УКТВЭД и услуг по ДКПП, поскольку фактически перечень соответствующих кодов является составляющей критерия, поэтому определяться должен именно Министерством финансов Украины, как это определено п. 74.2 НКУ.

Критерий № 2 «Отсутствие у плательщика разрешительных документов, которые в соответствии с законодательством предусмотрены для производства или реализации товаров/услуг, которые указаны плательщиком в налоговой накладной».

Критерий № 3 «Соотношение суммы налога на добавленную стоимость по расчетам корректировки в сторону уменьшения оплаты за товары/услуги (в том числе для не плательщиков налога на добавленную стоимость) за текущий месяц к сумме налога на добавленную стоимость, уплаченной в возведенный бюджет в месяце, за который поданы такие расчеты корректировки > 0.2».

Как видим, достаточно много вопросов возникают касательно первого критерия, а он является основным в механизме блокировки регистрации налоговых накладных. Что касается второго и третьего критериев, то заметим лишь о формальных несоответствиях их отдельного применения положением п. 201.16 ст. 201 НКУ, который указывает именно о применении совокупности критериев, а не одного из них.

Рядом с этим противоречивым также является исключение с перечня критериев пункта касательно наличия информации о подписании налоговых накладных ЭЦП, изготовленных с нарушением законодательства. Ведь на практике существуют не единичные случаи подделки документов и последующего похищения налогового кредита со счета плательщика. Так, возможно именно формулировка критерия нуждалась в доработке, но, считаем, что функционирование такого критерия было бы полезным.

Надеемся, что все указанные спорные моменты будут урегулированы при доработке проекта и утверждении финальной версии критериев.

В свою очередь, в перечне документов, который предлагается подавать, если налогоплательщик не соглашается с остановкой регистрации налоговой накладной, изменений по существу почти нет, кроме того, что на выполнение пп. 201.16.1 п. 201.16 в. 201 НКУ перечень документов определен в разрезе критериев оценки степени рисков. При этом необходимость подачи таких «важных» документов, как касательно наличия трудовых ресурсов и в подтверждение качества продукции, оставили. Перечень документов для удобства добавляется.

Текущая редакция проекта еще не финальная и критерии еще дорабатываются. Остается лишь надеяться, что после завершения тестового периода механизм внедренной блокировки будет работать корректно и с учетом всех замечаний.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Проект приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Единственном реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки» от 05.05.2017 г. добавляется.

2Предыдущие редакции проекта приказа Министерства финансов Украины для удобства размещены по ссылке-1 и ссылке-2.

3Порог объема поставки для исключения из-под проверки малого бизнеса был увеличен с 50 до 500 тыс. грн. Критерий в предыдущей редакции: ∑ ЗарНакл за текущий месяц < 50 тыс. грн и лицо, которое является руководителем, занимает аналогичную должность < чем 4 налогоплательщиков.

4Порог по налоговой нагрузке, которая исключает из-под проверки субъектов реального бизнеса был снижен с 8 до 5 %. Критерий в предыдущей редакции: За последние 12 месяцев (∑ ЕСВ уплаченного на внебюджетные счета и налогов в сводный бюджет) /(объем снабжения по НН в ЕРНН) > 0,08 и ∑ ЗарНакл за текущий месяц ≤ 1,3 * (самая большая ∑ ЗарНакл за последние 12 месяцев).

5Публикация на официальном сайте Председателя Комитета ВР по налоговой и таможенной политики Нины Южаниной.

6Критерий следующего содержания: имеющаяся информация в контролирующих органах от плательщика и/или правоохранительных органов, что электронные цифровые подписи должностных лиц налогоплательщика, которыми подписана налоговая накладная, направленная на регистрацию в ЕРНН, изготовлены с нарушением законодательства.

7Критерий следующего содержания: должностное лицо налогоплательщика – юридического лица или налогоплательщика – физическое лицо признано судом виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 205 или 209 Уголовного кодекса Украины, если судимость за это преступление не была погашена или снята.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 686

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Применяются ли штрафные санкции за несвоевременную регистрацию в 2017 году налоговых накладных, которые не предоставляются покупателю? 20 октября, 2017    305

Что делать, если регистрацию налоговой накладной остановлено? 04 августа, 2017    8348

Налоговый кредит с июля 2017: может ли он быть оспорен налоговым органом в случае, если налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН? 04 августа, 2017    2344

Вступили в силу критерии блокировки налоговых накладных и порядок работы комиссии ГФС 27 июня, 2017    4742

Блокировка регистрации налоговых накладных или нереальные хозяйственные операции «по-новому»? 14 апреля, 2017    12078

Прокомментировать