Шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок

22 августа, 2016 Информационные письма

Приказом ГФСУ от 18 июля 2016 года № 633 внесены изменения в пп. 2.5.1. Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов, утвержденных приказом ГФСУ от 31 июля 2014 года № 22.

В новой редакции это положение изложено так: «2.5.1. Если по результатам проверки уменьшены суммы налога на добавленную стоимость к возмещению или выявлено нарушения требований налогового, валютного и другого законодательства, по которым сумма причиненного государству ущерба либо покушения на причинение вреда является достаточной для привлечения к уголовной ответственности, подразделение, проводившее проверку, письменно уведомляет следственное подразделение финансовых расследований и передает материалы проверки для принятия решения в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины (кроме случаев, определенных пунктом 36 подраздела 10 раздела XX Кодекса) в течение 20 рабочих дней, следующих за днем ​​согласования принятых по их результатам налоговых уведомлений-решений об определении денежного обязательства (уменьшение бюджетного возмещения), требований и решений о едином взносе».

Ожидается, что, с учетом изменений от 18 июля этого года, материалы проверок не будут передаваться в следственные подразделения финансовых расследований вплоть до согласования денежных обязательств по результатам такой проверки и истечения сроков уплаты такого согласованного обязательства. То есть в случае, если доначисления обжалуются в судебном порядке, момент инициации уголовного производства откладывается, по крайней мере,  до вступления судебного решения в законную силу (то есть после пересмотра дела в суде апелляционной инстанции), которым будет подтверждена правомерность начисленных проверкой денежных обязательств, и по истечении предоставленного Налоговым кодексом времени (10 дней после согласования) для уплаты такого согласованного обязательства.

Надеемся, что эти изменения позволят значительно сократить число уголовных производств по результатам обычных налоговых проверок, когда возникает спор на значительную сумму. Этот шаг можно только приветствовать.

Напомним, что вопрос преобразования налоговых споров в уголовные дела имеет давнюю историю.

Предыдущие методические рекомендации № 948 от 31 октября 2012 года1 предусматривали передачу материалов налоговых проверок с материальными суммами налоговых доначислений в налоговую милицию в 10-дневный срок после принятия соответствующего налогового уведомления-решения. При таких условиях почти все налоговые проверки на материальные суммы превращались в уголовные производства (подробнее в нашем информационном письме по ссылке).

После неоднократных обращений по этому вопросу, в 2014 году с принятием ныне действующих Методических рекомендаций № 22 по данному вопросу состоялись определенные положительные сдвиги: время передачи материалов следственным подразделениям было передвинуто на окончание процедуры административного обжалования. То есть в то время движение в направлении уголовного производства происходило независимо от дальнейшего обжалования в судебном порядке и несогласованности налогового обязательства (подробнее в нашем информационном письме по ссылке).

Понимание наличия соответствующей проблемы оказания давления на бизнес из-за чрезмерного количества таких производств, которые начинались даже при несогласованности налогового обязательства, определило необходимость дальнейших изменений в этом направлении. Вышеупомянутые текущие изменения сделаны по поручению Министерства финансов Украины от 12 июля 2016 года.

Будем надеяться, что Методических рекомендаций в этой измененной части будут придерживаться на практике. Касательно этого многое зависит от реального отношения исполнительных органов, ведь эти рекомендации не являются нормативным документом (поэтому формально не являются обязывающими с правовой точки зрения).

В прошлом известны случаи передачи материалов проверок раньше, чем это было предусмотрено действующей на то время редакцией Методических рекомендаций со ссылкой на то, что соответствующие рекомендации не являются законом. Поэтому не исключаем, что, несмотря на внесенные изменения, материалы проверки в некоторых случаях могут передаваться в органы налоговой милиции раньше, чем это предусмотрено в Методических рекомендациях.

Ввиду этого, для гарантированного решения проблемы с преобразованием налоговых проверок на уголовные производства соответствующие положения должны быть внесены в закон. Поэтому, внесение изменений в Методические рекомендации расцениваем, скорее, как промежуточный шаг на этом пути.

Разрешение проблемы на законодательном уровне ожидается в законопроекте № 3448 (подробнее по ссылке), которым, в том числе, предусматриваются изменения в положения статьи 212 Уголовного кодекса Украины касательно того, что сам факт уклонения от уплаты налогов (то есть основание для начала уголовных производств) может иметь место только в том случае, если согласованные денежные обязательства не были оплачены.

Указанные вопросы предметно обсуждались в рамках работы над этим законопроектом в ходе встреч рабочей группы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, с Бизнес-омбудсменом и представителями Министерства финансов Украины. Фактически, в общих чертах такой законопроект был поддержан Министерством финансов Украины.

Учитывая то, что рассмотрение законопроекта не было внесено в повестку дня прошлой сессии Верховной Рады Украины, со стороны представителей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики предприняты попытки, по крайней мере, получить промежуточный рабочий вариант решения на уровне органов исполнительной власти проблемы касательно открытия уголовных производств почти за каждым актом проверки на более или менее материальную сумму. Министерство финансов со своей стороны поддержало эти усилия и сделало ответный шаг, который материализовался в вышеупомянутых изменениях. Теперь будем надеяться, что после начала работы очередной сессии Верховной Рады Украины работа над решением этой проблемы на законодательном уровне продолжится.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов ГНС Украины при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов, утвержденные Приказом ГНС Украины № 948 от 31.10.2012 г.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 554

Прокомментировать