+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Внутренний учет налоговых органов vs первичные документы плательщика: позиция Верховного Суда

28 мая, 2019 Информационные письма

Ожидаемо правовые позиции налоговых органов и налогоплательщиков в налоговых спорах отличаются, в то же время отличаются также доказательства сторон и подходы к средствам доказывания касательно одних и тех же обстоятельств. Так, в частности, возникают вопросы, связанные с расхождениями выписок из внутреннего учета налоговых органов и документами налогоплательщика, которые предоставляются сторонами к материалам дела для доказывания одних и тех же обстоятельств.

Такая ситуация на практике преимущественно связана с:

– невнесением или некорректным переносом во внутренний учет данных
о чрезмерно уплаченных денежных обязательствах налогоплательщика во время смены места учета налогоплательщика или иных причин (как в связи с отменой ранее определенных налоговых обязательств, так и по результатам декларирования);

– допущенными ошибками в учете контролирующих органов, которые обусловливают расчет налогового долга (пени) из-за некорректной обработки данных первичных документов в системе внутреннего учета.

Как правило, в случае выявления несогласованности налоговые органы занимают позицию приоритетности показателей внутреннего учета и, соответственно, обосновывают такими показателями отказ в возврате излишне уплаченных денежных обязательств.

В контексте таких вопросов интересно остановиться на недавнем Постановлении Верховного Суда от 19 марта 2019 года № 808/661/16 в споре касательно возврата переплаты, отсутствующей во внутреннем учете налоговых органов. Так, в указанном деле налогоплательщик обратился в контролирующий орган по возврату переплаты, возникшей в связи с уплатой денежных обязательств по налоговому уведомлению-решению, которое позже было отменено в судебном порядке.

Рассматривая указанную ситуацию, Верховный суд пришел к двум важным заключениям:

Во-первых, Верховный Суд указал, что контролирующий орган обязан был выяснить причины отсутствия в собственном учете данных об излишне уплаченных денежных обязательствах (цитата):

«Суд соглашается с заключениями судов предыдущих инстанций, что получив от Общества вместе с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль платежные документы, которые свидетельствовали об уплате истцом суммы 1 783 163,38 грн соответствующего налога на исполнение судебного решения, и установив отсутствие у последнего по данным интегрированных карточек излишне уплаченной суммы 1 783 163,38 грн, ответчик, как контролирующий орган, в функции которого по предписаниям статей 19-1, 41 Налогового кодекса Украины отнесено осуществление администрирования налогов, сборов, платежей, уклонился от выяснения обстоятельств касательно установления объективных причин отсутствия в интегрированных карточках налогоплательщика данных по излишне уплаченной сумме 1 783 163,38 грн, чем допустил противоправное бездействие».

Такая позиция полностью согласуется с требованиями внутреннего порядка контролирующих органов касательно ведения учета платежей и сборов. Положения п. 2 Раздела I Порядка ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета1 предусматривают следующее:

«достоверность показателей информационной системы – соответствие информации, которая хранится в информационной системе, показателям первичных документов;

<…>

первичные показатели – показатели, которые содержатся в первичных документах и являются определяющими для характеристики процессов администрирования налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты и единого взноса».

То есть показатели, которые содержатся в первичных документах (в частности, налоговых декларациях), являются источником данных для внутреннего учета контролирующих органов, а потому показатели первичных документов имеют приоритетное значение перед показателями внутреннего учета.

В то же время, налоговый орган как распорядитель информации в собственном внутреннем учете имеет доступ к такой информации и возможности ручной корректировки. Так, контролирующий орган самостоятельно исправляет некорректные данные своего внутреннего учета в соответствии с данными, которые содержатся в первичных документах плательщика, что предусмотрено упомянутым выше Порядком (п. 2 Раздела II):

«С целью обеспечения контроля за корректностью отображения информации в информационной системе органов ГФС при открытии/закрытии ИКП подразделением, которое осуществляет учет платежей и других поступлений, проводится ежедневный контроль путем формирования реестров проверки записей по направлениям: … наличие начисленных сумм, сумм налогового долга, задолженности по единому взносу и переплаты по платежам, по которым не предусмотрена подача плательщиком налоговой отчетности в орган ГФС (кроме платежей, которые контролируются органами ГФС в части актов проверок)».

Во-вторых, Верховный Суд подтвердил, что фактический статус излишне уплаченных денежных обязательств определяется на основании первичных документов, отсутствие данных о таких суммах во внутреннем учете налоговых органов такой статус не меняет (цитата):

«Приведенные обстоятельства не меняют фактический статус перечисленных истцом денежных средств в сумме 1 783 163,38 грн как излишне уплаченных средств и не освобождают налоговый орган, на учете в котором в настоящее время находится истец как налогоплательщик, от выяснения причин несогласованности данных такого плательщика с данными интегрированных карточек, ведение которых относится к сфере деятельности органов ГФС».

Поэтому Верховный Суд подтвердил, что определяющей и достаточной для возврата переплаты является подача заявления о возврате таких средств, за подтверждение их наличия первичными документами и с выполнением условий, предусмотренных ст. 43 Налогового кодекса Украины.

Учитывая положения ст. 242 Кодекса административного судопроизводства Украины, такие заключения Верховного Суда могут быть полезными в спорах касательно возврата переплат и могут быть полезными для устранения неоднозначности в доказывании в налоговых спорах относительно возврата излишне уплаченных средств/отмены налогового долга.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Порядок ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 07 апреля 2016 года № 422.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 1003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Отнесли к «рисковым»? Удастся ли защититься? 24 апреля, 2020    948

Верховный Суд: взыскать, нельзя обязать 03 апреля, 2020    464

Градус широты 30 января, 2020    370

«День Д»: законопроект № 1210 принят во втором чтении и в целом 17 января, 2020    1419

КМ Партнеры вместе с бизнесом противостоит «драконовским» штрафам за несвоевременную регистрацию налоговых накладных 13 января, 2020    514

Роль ЕСПЧ в спорах по вопросам налогов в Украине 06 ноября, 2019    1008

Декриминализация уклонения от уплаты налогов на сумму < 2 881 500 грн.
Обратное действие во времени действующей редакции ст. 212 УКУ
11 октября, 2019    3190

Тест на несоответствие Конституции положений закона: ждать окончательного «проигрыша» дела и обращаться с конституционной жалобой или все же есть другие варианты? 30 августа, 2019    1305

Налоговый спор: чем еще руководствоваться, кроме Налогового кодекса? 28 августа, 2019    1279

Пороги для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты ЕСВ (ст. 212-1 УК Украины) в 2019 году 17 июля, 2019    2297

Александр Минин и Иван Шинкаренко выступили с докладами на семинаре «Налоги, валюта и другое: что нужно знать бизнесу в 2019 году» 03 мая, 2019    397

Война – фигня, маневры главнее? (или почему регистрация налоговой накладной важнее уплаты налога?) 01 апреля, 2019    956

Прокомментировать