Тук…тук… – Это милиция..?
– Если бы… КГБ, что это я, инспекция по труду!

17 марта, 2017 Информационные письма

С повышением минимальной заработной платы в два раза, введением новых составов нарушений и увеличением размеров штрафов за нарушение законодательства о труде, вопрос проведения проверок соблюдения законодательства о труде и занятости населения стал особенно актуальным и обсуждаемым.

Ранее мы писали о том, что с 01.01.2017 г. законодатель предусмотрел непропорциональную ответственность работодателей за недопуск контролирующих органов к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и официального трудоустройства (9 600 грн и 320 000 грн соответственно)1. Отметим также, что недавно был зарегистрирован законопроект, которым предлагается уменьшить размер указанных штрафов, в частности до 3200 грн и 9600 грн соответственно2.

В связи с введением таких «неразумно» крупных штрафов в Украине появились недобросовестные «предприниматели», которые под видом инспекторов труда проверяют вопрос официального трудоустройства работников и под угрозой наложения штрафа требуют деньги. Сообщение о таком новом «бизнесе» было официально размещено на сайте Государственной службы Украины по вопросам труда3. Не исключаем, что часть «пострадавших» субъектов хозяйствования даже не поняла, что их посетили не настоящие инспекторы труда. Поэтому следует быть особенно бдительными во время проверки полномочий проверяющих и соблюдения ими порядка проверки, а лучше – тщательно подготовиться еще до назначения проверки или прихода псевдопроверяющих.

В этой статье мы остановимся на обзоре и анализе последних изменений в законодательной сфере касательно регулирования проверок, обжалования решений контролирующих органов, а также некоторых практических вопросах подготовки к проверкам соблюдения законодательства о труде.

Разработан проект нового порядка проверки

На данный момент проведение проверок урегулировано Порядком проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции по вопросам труда и ее территориальных органов, который утвержден Приказом Министерства социальной политики Украины № 390 от 02.07.2012 г. (далее – «Порядок проверок»). Однако указанный Порядок проверок является очень общим и не регулирует многие практические вопросы.

В связи с этим, Кабинетом Министров Украины был разработан новый проект Порядка осуществления государственного контроля над соблюдением законодательства о труде и занятости населения (далее – «Проект»), на анализе которого мы остановимся более подробно. На данный момент Проект размещен на официальном веб-сайте Государственной службы Украины по вопросам труда для публичного обсуждения4.

Очевидно, что разработчики Проекта не учли того, что с 01.01.2017 г. на мероприятия государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения начали распространяться требования Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – «Закон»), которым детально урегулированы принципы, основные принципы и порядок осуществления надзора (контроля). Соответствующие изменения были внесены Законом касательно либерализации государственного надзора и контроля5. Следовательно, во время проведения проверок следует учитывать как требования Закона, в частности, оснований, срока, особенностей проведения проверок, так и требования Порядка проведения проверок.

Однако разработанный Кабинетом Министров Украины новый Проект не только грубо противоречит Конституции Украины и Закону Украины, но и кажется еще худшим по сравнению с действующим Порядком проверок как по содержанию, так и по форме.

Так, среди основных и наиболее очевидных недостатков следующие:

  • Проект предусматривает, что инспекторы труда могут беспрепятственно в любое время суток осуществлять инспекционные посещения. Вместе с тем, ч. 3 ст. 4 Закона предусмотрено, что плановые и внеплановые мероприятия могут осуществляться только в рабочее время субъекта хозяйствования. Следовательно, проведение контроля в любое время противоречит Закону.
  • Проектом предусмотрено, что продолжительность мероприятий контроля может быть продолжена руководством органа контроля. При этом срок возможного продолжения не определен. Между тем Закон без каких-либо исключений запрещает продлевать срок осуществления как планового, так и внепланового мероприятий. Таким образом, право инспектора труда продлить срок проведения мероприятия контроля противоречит Закону.
  • Согласно Проекту инспектор труда во время инспекционного посещения имеет право наедине задавать вопросы руководителю и/или работникам, а также получать от них устные/письменные объяснения. Такие полномочия инспектора труда откровенно противоречат гарантированному каждому лицу праву пользоваться профессиональной юридической помощью, в т.ч. и быть представленным адвокатом во время проверки (ст. 59 Конституции Украины) и т.п.

Заметим, что Проект содержит много других недостатков, на детальном анализе которых мы не будем останавливаться. «Обнадеживает» только то, что Государственная регуляторная служба Украины уже заявила, что считает Проект таким, что не соответствует принципам регуляторной политики6. Поэтому надеемся, что в предложенной на данный момент редакции его все же не согласуют и не примут.

Контролирующие органы освобождены от уплаты судебного сбора

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который вступил в силу 01.01.2017 г., Государственная служба Украины по вопросам труда, а также структурные подразделения исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, были освобождены от уплаты судебного сбора.

Заметим, что освобождение от уплаты судебного сбора касается только Государственной службы Украины по вопросам труда и не касается ее территориальных органов, должностные лица которых согласно п. 2 Порядка проверок также проводят проверки в пределах их должностных обязанностей. Поэтому в случае судебного спора следует проверять уплату судебного сбора территориальными органами Государственной службы Украины по вопросам труда.

Здесь возникает также важный вопрос: в условиях, когда контролирующие органы освобождены от уплаты судебного сбора, а физические и юридические лица при обжаловании решений, действий или бездействия контролирующих органов – нет, соответствует ли такое освобождение принципу равного доступа к правосудию?

Конституционный Суд Украины в решении от 12.04.2012 г. по делу № 1-10/2012 отметил, что:

«Равенство и недопустимость дискриминации лица являются не только конституционными принципами национальной правовой системы Украины, но и фундаментальными ценностями мирового сообщества… Гарантированное Конституцией Украины равенство всех людей в их правах и свободах означает необходимость обеспечения им равных правовых возможностей как материального, так и процессуального характера для реализации одинаковых по содержанию и объему прав и свобод… Никто не может быть ограничен в праве на доступ к правосудию, которое охватывает возможность лица инициировать судебное разбирательство и принимать непосредственное участие в судебном процессе, или лишен такого права».

Почему Государственная служба Украины по вопросам труда и структурные подразделения исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин не должны платить судебный сбор так же, как и, например, те же налоговые органы? Ведь только недавно в результате внесения изменений в Закон Украины «О судебном сборе»7 законодатель уравнял контролирующие органы и субъектов хозяйствования в обязанности уплаты судебного сбора при обращении в суд.

Как следствие, в настоящее время субъектам хозяйствования, которые желают обжаловать результаты проверки, в зависимости от содержания и количества исковых требований придется выложить от 1600 грн. В то время как контролирующие органы смогут воспользоваться «судебными услугами» бесплатно.

Вместо заключения …

Все изложенное выше наводит на мысль, что государство готовится к увеличению количества проверок субъектов хозяйствования и судебных споров по вопросам соблюдения законодательства о труде и занятости населения. Об этом свидетельствует как минимум то, что:

1) были установлены новые составы нарушений за недопуск проверяющих к проверке вопросов соблюдения законодательства о труде и занятости, и огромные штрафы за такой недопуск;

2) кроме должностных лиц Государственной службы Украины по вопросам труда, полномочия касательно проведения проверок были предоставлены также и исполнительным органам городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, что позволяет охватить проверкой большее количество субъектов хозяйствования (хотя до утверждения нового Порядка контроля эти исполнительные органы не имеют права осуществлять проверки);

3) Государственная служба Украины по вопросам труда и структурные подразделения исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, на которые возложены функции по осуществлению контроля над соблюдением законодательства о труде и занятости населения, были освобождены от уплаты судебного сбора.

С учетом такой «негативной» тенденции, субъектам хозяйствования следует подумать и о своей готовности «принять» проверяющих – как минимум знать свои права и полномочия контролирующего органа.

Подготовку следует начать, по крайней мере, с проверки того, не включена ли компания или физическое лицо-предприниматель в список субъектов хозяйствования, проверку которых запланировано на 2017 год. Недавно Главные управления Гоструда в областях на своих официальных сайтах разместили планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2017 год. Например, план проведения проверки Главным управлением Гоструда в Киевской области можно найти по ссылке8.

Важным является проведение с работниками инструктажей, семинаров, тренингов касательно порядка проведения проверки соблюдения требований законодательства о труде и порядке поведения работников во время такой проверки. Как показывает наш опыт проведения таких семинаров, проверки проходят без особого стресса для работников компании, которую посетил КГБ, простите, инспекция по труду.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Информационное письмо «Новые колоссальные штрафы за нарушение законодательства о труде в 2017 году».

2Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно восстановления прав работающих граждан № 6038 от 06.02.2017 г.

3Официальное сообщение «Внимание предпринимателей: вас могут посетить псевдоинспекторы!».

4Проект Постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

5Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» касательно либерализации системы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» № 1726-VIII от 03.11.2016 г.

6Официальное сообщение на сайте Государственной регуляторной службы Украины «ГРС считает проект постановления КМУ касательно проверок в сфере труда таким, которое не соответствует принципам регуляторной политики».

7Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно уплаты судебного сбора 2862 от 15.05.2015 г.

8План проведения проверки Главным управлением Гоструда в Киевской области.

 

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 1185

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Вступил в силу новый порядок проверки работодателей 19 мая, 2017    783

Инструкция действий при проверках Гострудом соблюдения законодательства о труде 03 апреля, 2017    1015

Кому на самом деле придется больше платить в 2017 году? Изменения в части оплаты труда 30 декабря, 2016    8964

Новые колоссальные штрафы за нарушение законодательства о труде в 2017 году 29 декабря, 2016    17467

Скрытые трудовые отношения 15 ноября, 2016    2372

Гоструда начала применять штрафы за не оформление трудовых отношений 21 сентября, 2016    3715

Легализация оплаты труда. Новое в регулировании трудовых отношений и ответственности работодателя 04 февраля, 2015    6151

Прокомментировать