+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Действительно ли военный учет стал обязательным для женщин?

24 декабря, 2021 Информационные письма

Последние несколько дней активно обсуждается вопрос вступления в силу Приказа № 313 от 11 декабря 2021 года, которым был утвержден Перечень специальностей и/или профессий, родственных соответствующим военно-учетным специальностям, после получения которых женщины становятся на военный учет военнообязанных (далее – Перечень № 313). Далее в нашем комментарии мы рассматриваем вопросы военного учета женщин в деталях.

Нормативная база

Прежде всего отметим, что военный учет женщин в Украине существовал и раньше. Приказом КМУ от 14 октября 1994 года было утверждено Постановление № 711 «Об утверждении перечня специальностей, по которым женщины, имеющие соответствующую подготовку, могут быть взяты на военный учет» (далее – Перечень № 711). Такой список содержал всего 7 специальностей и был принят согласно ст. 1 Закона Украины «Об общей воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон). Соответствующая норма Закона, в действующей на тот момент редакции, предусматривала следующее:

«5. Женщины, которые по специальности имеют медицинскую подготовку или родственную с соответствующей военной специальностью по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, могут быть взяты на военный учет. Они обязаны прибывать по вызову военного комиссариата для прохождения медицинского осмотра и выполнять правила военного учета».

Весной этого года Верховная Рада Украины приняла Закон № 1357 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании отдельных вопросов выполнения воинского долга и ведении воинского учета» (далее – Закон № 1357). Согласно пояснительной записке обоснованием для принятия данного закона стала необходимость приведения в соответствие военного учета принципам и подходам государств-членов НАТО. Данным законом Минобороны были переданы полномочия по утверждению перечня специальностей/профессий женщин, которые могут быть взяты на военный учет. Следовательно, действующая редакция Закона содержит следующую норму:

«11. Женщины, которые имеют специальность и/или профессию, родственную с соответствующей военно-учетной специальностью, определенной в перечне, утвержденном Министерством обороны Украины, и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на военный учет военнообязанных».

Во исполнение требования Закона № 1357 Минобороны Украины издал Перечень № 313, который вступил в силу 17 декабря 2021 года.

Перечень № 313 содержит 2 списка: специальностей и профессий. То есть на военный учет обязаны вставать как женщины, которые получили соответствующую специальность из перечня (даже если они работают по другой профессии), так и женщины, которые работают на должности, которая входит в перечень (даже если они не получили соответствующее образование). Именно такой подход был озвучен представителями Минобороны во время брифинга 23 декабря.

Также следует обратить внимание, что текст Приказа, которым утвержден Перечень № 313, не содержит упоминаний о переходном периоде для организации процесса взятия на военный учет женщин. По сути, это означает, что значительное количество женщин должно быть взято на военный учет срочно.

Что может стать последствием взятия на учет женщины? В военный период женщины, которые состоят на военном учете, могут быть призваны на военную службу или привлечены для выполнения работ по обеспечению обороны государства. В мирное время женщины могут вступать в военную службу исключительно в добровольном порядке (ч. 12 ст. 1 Закона). Однако законодательством также предусмотрено, что военнообязанные призываются на учебное и специальное собрание, а поскольку женщины выполняют воинскую обязанность на равных началах с мужчинами, то данная обязанность может распространяться и на женщин.

Проблемы применения

1) Несогласованность перечней

Несмотря на вступление в силу нового Перечня № 313 Минобороны, Перечень № 711 КМУ до сих пор остается в силе. То есть на данный момент существует два перечня, в которых указаны разные специальности и профессии, по которым женщины должны становиться на военный учет.

Кажется очевидным, что Перечень № 711 должен быть отменен КМУ, а даже если он не будет отменен, то он не может примениться, ведь Закон прямо говорит о том, что перечень должен быть утвержден Минобороны, а не КМУ.

2) Порядок взятия на учет

Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный Постановлением КМУ № 921 от 07 декабря 2016 года (далее – Порядок № 921), предусматривает:

«18. Взятию на военный учет военнообязанных государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями подлежат:

женщины, которые имеют специальность, родственную с соответствующими военно-учетными специальностями, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, при условии их пригодности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному состоянию».

Следовательно, Порядок № 921 регулирует порядок взятия на учет тех женщин, чьи профессии указаны в Перечне КМУ, который, хотя и не был еще отменен, уже не может применяться, поскольку его существование противоречит Закону.

Отметим, что на брифинге 23 декабря представители Минобороны сообщили, что порядок взятия на военный учет женщин ничем не отличается от порядка взятия на военный учет мужчин. Однако вопрос о необходимости внесения изменений в Порядок № 921 (в целях его приведения к требованиям Закона) во время брифинга не обсуждался.

Ответственность

Отметим, что ответственность за соблюдение порядка военного учета установлена ​​как для военнообязанных, так и для их работодателей.

Женщины, которые подпадают под Перечень № 313, должны стать на военный учет, а потому на них распространяется ст. 210 КУоАП. За нарушение правил военного учета военнообязанными установлена ​​административная ответственность. Размер штрафа в особый период (который на данный момент продолжается в Украине) составляет от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн).

Работодатели в соответствии с Порядком № 921 обязаны при принятии на работу проверять наличие документов о пребывании на военном учете. Если военнообязанная женщина уже работает на предприятии и отказывается вставать на военный учет, то работодатель обязан информировать военные комиссариаты о работниках, которые нарушают правила военного учета.

В противном случае должностное лицо работодателя (лицо, которому делегировано ведение военного учета на предприятии) может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 210-1 КУоАП – нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Сумма штрафа в особый период составляет от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 грн до 8500 грн).

По нашему мнению, ответственность по данной статье может быть возложена на должностное лицо именно за нарушение правил военного учета на предприятии в целом, а не в разрезе каждого работника.

Во время брифинга от 23 декабря представители Минобороны заявили, что до конца 2022 года за нарушение правил военного учета никого привлекать к ответственности не будут. Более того, из-за шквала обсуждений и критики касательно Перечня № 313 Министерство обороны пообещало сократить перечень специальностей и профессий военнообязанных женщин. В настоящее время действующий Перечень № 313 доступен по ссылке.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 5582

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Судебная практика по делам о привлечении к ответственности за нарушение правил военного учета и законодательства о мобилизации 18 марта, 2024    577

Закон об отпусках и других вопросах трудового законодательства: положения по-новому 15 января, 2024    625

ТОП-7 аргументов в споре с Фондом социальной защиты инвалидов 08 декабря, 2023    285

Самоуправство ТЦК в контексте задержания военнообязанных: ответственность представителей ТЦК и алгоритмы действий 04 октября, 2023    929

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОЕННОГО УЧЕТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ, МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ 19 сентября, 2023    1384

Инструкция действий при проверках состояния военного учета 01 сентября, 2023    588

Инструкция действий при проверках Государственной службой по вопросам труда соблюдения законодательства о труде 01 сентября, 2023    347

Норматив рабочих мест для лиц с инвалидностью: должны ли придерживаться обособленные подразделения иностранных юридических лиц? 09 августа, 2023    1008

Введение очередного налога-взноса на фонд оплаты труда как демонстрация проблем с трудоустройством лиц с инвалидностью 26 июля, 2023    2236

Призывной возраст и бронирование призывников 12 июля, 2023    1069

Окончание карантина: действия работодателя 12 июля, 2023    483

Новый Закон о коллективных соглашениях и договорах 10 мая, 2023    1712

Прокомментировать