+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Фальстарт? Государственная налоговая служба начинает действовать вопреки Конституции. А что скажет Гарант?

06 сентября, 2019 Информационные письма

1.

В последние дни активно распространяется информация, заявления и уведомления о фактическом переходе полномочий контролирующего органа в сфере налогообложения к Государственной налоговой службе (далее – ГНС) с 28 августа 2019 года, в частности:

Есть и уведомления о начале деятельности территориальных органов ГНС, например:

Поэтому можно ли учитывая это считать, что произошел переход соответствующих полномочий от Государственной фискальной службы (далее – ГФС) к ГНС?

2.

На практике уже возникли определенные недоразумения по этому вопросу даже между самими фискалами/налоговиками, по крайней мере, касательно времени перехода полномочий, если такое произошло.

Например, 04 сентября 2019 года на сайте ГНС размещено заявление с отрицанием наличия полномочий и оснований предыдущего заявления господина Евгения Бамбизова (начальника Офиса крупных налогоплательщиков ГФС):

«По поводу высказываний Евгения Бамбизова журналистам касательно якобы налоговых доначислениях и наложения штрафных санкций на ряд предприятий, Государственная налоговая служба информирует, что указанные вопросы не входят в сферу полномочий Е. Бамбизова. В настоящее время налоговые проверки касательно этих предприятий не завершены, никакие решения не приняты.

Информируем, что любые решения о доначислениях или наложении санкций на налогоплательщиков (в частности, упоминавшихся Е. Бамбизовым), могут быть приняты только в пределах предусмотренной законом процедуры уполномоченными структурами новосозданной Государственной налоговой службы Украины».

Господин Бамбизов прокомментировал в Фейсбуке это заявление (см. по ссылке).

При этом нам известны практические случаи даже на уровне ГФС, когда, например, 28 августа (то есть в день, в который к ГНС уже перешли соответствующие полномочия, по словам руководства ГНС), ГФС выносились официальные решения о результатах рассмотрения административных жалоб налогоплательщиков.

Некоторым плательщикам продолжают поступать запросы от органов ГФС, того же Офиса крупных налогоплательщиков.

3.

Однако, вернемся к вопросу – так перешли к ГНС соответствующие полномочия и когда?

По этому вопросу, тогда еще в свете планируемых событий, автор уже приводил комментарий (см. по ссылке).

Фактически, как прогнозировалось, так и происходит, с теми недостатками (нарушением Конституции), на угрозу чего мы обращали внимание в предыдущей публикации.

Напомним, источником полномочий любого государственного органа может быть исключительно Конституция и законы Украины, как это установлено Конституцией (ч. 2 ст. 19):

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Законы Украины принимаются исключительно Верховной Радой Украины.

В сфере налогообложения соответствующие полномочия предоставлены такому субъекту как «контролирующие органы», которые в свою очередь определены специально п. 41.1. ст. 41 Налогового кодекса:

«41.1. Контролирующими органами являются центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую, государственную таможенную политику, государственную политику по администрированию единого взноса, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями во время применения налогового и таможенного законодательства, законодательства по вопросам уплаты единого взноса и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган (далее – центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику), его территориальные органы».

То есть согласно Налоговому кодексу, как соответствующему закону Украины, соответствующие полномочия предоставлены специально определенному субъекту – центральному органу исполнительной власти, который одновременно имеет все такие полномочия:

  • реализовать государственную налоговую политику;
  • реализовать государственную таможенную политику;
  • реализовать политику в сфере администрирования единого взноса и т.п. по определению.

Очевидно, что ГНС не является субъектом, которым законом предоставлены полномочия, поскольку не соответствует определению контролирующего органа согласно Налоговому кодексу, в частности, из-за нехватки полномочий на реализацию государственной таможенной политики.

Таким образом, получается, ГНС вопреки Конституции пытается присвоить полномочия, которые ей законом не предоставлены?

4.

Для полноты картины стоит изложить, как ожидаемо ГНС-ники могут пробовать доказывать наличие полномочий, и какие в связи с этим возникают вопросы.

(І)

«Первоисточником» может быть назван Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти», согласно которому, в частности, центральные органы исполнительной власти создаются, реорганизуются и ликвидируются Кабинетом Министров Украины. То есть Кабинет Министров Украины может реорганизовать или ликвидировать определенный центральный орган исполнительной власти с созданием нового, и передать ему полномочия того центрального органа, который прекращается.

Ч. 7 и ч. 8 ст. 5 указанного закона, в частности, установлено:

«7. … центральные органы исполнительной власти, в отношении которых вступил в силу акт Кабинета Министров Украины об их прекращении, продолжают осуществлять полномочия и функции в определенных сферах компетенции до завершения осуществления мероприятий по созданию… центрального органа исполнительной власти, к которому переходят полномочия и функции… центрального органа исполнительной власти, который прекращается, и возможности обеспечения осуществления им этих функций и полномочий, о чем выдается соответствующий акт Кабинета Министров Украины.

8. Актом Кабинета Министров Украины о ликвидации … центрального органа исполнительной власти определяется орган исполнительной власти, которому передаются полномочия и функции … центрального органа исполнительной власти, который ликвидируется».

(ІІ)

В конце прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 1200 от 18 декабря 2018 года «О создании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины» (далее – Постановление № 1200), в п. 1 которого определил:

«1. Создать Государственную налоговую службу Украины и Государственную таможенную службу Украины, реорганизовав Государственную фискальную службу путем разделения».

В этом же Постановлении № 1200 (п. 2) Кабинет Министров Украины определил, что:

«Государственная фискальная служба продолжает осуществлять полномочия и выполнять функции в сфере реализации государственной налоговой политики, государственной политики в сфере государственного таможенного дела, государственной политики по администрированию единого взноса, государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями во время применения налогового, таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса до завершения осуществления мероприятий по созданию Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы».

(ІІІ)

Событие, с которым ГНС сейчас связывает переход полномочий, – это принятие 21 августа 2019 года Кабинетом Министров Украины Распоряжения № 682-р «Вопросы Государственной налоговой службы» (далее – Распоряжение № 682-р).

28 августа 2019 года Распоряжение № 682-р (см. по ссылке) было обнародовано на сайте Правительственного портала с таким комментарием:

«Правительством принято распоряжение «Вопросы Государственной налоговой службы» с целью завершения осуществления мероприятий по созданию ГНС.

Принятие распоряжения обеспечит возможность выполнения Государственной налоговой службой полномочий и функций по реализации государственной налоговой политики, государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями во время применения налогового законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса и законодательства по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на ГНС».

То есть, фактически, утверждается, что принятие этого Распоряжения № 682-р значит признание завершения мероприятий по созданию ГНС, а потому передачу соответствующих полномочий от ГФС (кроме полномочий по реализации государственной таможенной политики и борьбы с правонарушениями во время применения таможенного законодательства) к ГНС.

Однако такое толкование противоречит даже Постановлению № 1200, согласно которому ГФС продолжает осуществлять полномочия и выполнять функции до завершения мероприятий по созданию как ГНС, так (и!) Государственной таможенной службы. А это время, очевидно, еще не пришло, и поэтому, учитывая даже только Постановление № 1200, ГФС продолжает осуществлять полномочия и выполнять функции.

Постановление № 1200 не предусматривает, что ГФС может прекратить осуществлять полномочия в одной из сфер в связи с созданием только одной новой службы с соответствующей сферой компетенции.

Поэтому учитывая только Постановление № 1200 заявления о переходе полномочий к ГНС сейчас, по крайней мере, преждевременны.

(IV)

Отдельный вопрос, а почему ГНС связывает дату перехода полномочий аж с 28 августа – датой обнародования Распоряжения № 682-р на Правительственном портале?

Ведь согласно ч. 7 ст. 5 Закона «О центральных органах исполнительной власти» полномочия и функции переходят с завершением осуществления мероприятий по созданию органа, к которому переходят полномочия и функции, о чем Кабинет Министров Украины издает соответствующий акт.

Если такой акт – это Распоряжение № 682-р, и им признано завершение осуществления мероприятий, то по закону именно с этого момента (признание завершения мероприятий путем принятия акта Кабинета Министров Украины) и переходят полномочия. То есть 21 августа, не 28 августа, как утверждает ГНС?

Попутно отметим, что согласно ч. 2 ст. 52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины»:

«2. Распоряжения Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если этими распоряжениями не установлен более поздний срок вступления их в силу».

Распоряжением № 682-р более поздний (чем момент принятия) срок вступления в силу не установлен. То есть Распоряжение № 682-р вступило в силу с момента принятия 21 августа 2019 года.

Для четкого понимания также стоит напомнить, что распоряжение Кабинета Министров Украины не является нормативным актом, а следовательно, на него не распространяются требования по обязательному обнародованию как к нормативному акту. Природа актов Кабинета Министров Украины так определена Законом «О Кабинете Министров Украины»:

«Статья 49. Акты Кабинета Министров Украины

1. Кабинет Министров Украины на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, постановлений Верховной Рады Украины, принятых согласно Конституции и законам Украины, издает обязательные для исполнения акты – постановления и распоряжения.

2. Акты Кабинета Министров Украины нормативного характера издаются в форме постановлений Кабинета Министров Украины.

3. Акты Кабинета Министров Украины по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Украины…».

Соответственно, пока что не видим оснований, почему 21 августа не может быть признано датой перехода полномочий с момента принятия Распоряжения № 682-р. И именно с момента, как буквально записано в законе. Аналогично как со вступлением в силу Конституции – с момента принятия. А значит, в пределах 21 августа еще нужно установить точное время (часы, минуты, секунды), когда Распоряжение № 682-р было принято.

Если с того момента соответствующие полномочия перешли от ГФС к ГНС, то все, что напринимала или издала ГФС (например, те же решения о результатах рассмотрения жалоб) с того момента 21 августа (точное время сейчас не знаем), получается ничтожно, поскольку издано без полномочий.

5.

Закон «О центральных органах исполнительной власти» (ч. 2 ст. 3) повторяет за Конституцией, что полномочия и порядок деятельности центральных органов исполнительной власти определяются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины. То есть, кроме Конституции, только исключительно законом могут предоставляться полномочия и определяться порядок деятельности определенного центрального органа исполнительной власти.

Полномочия и порядок деятельности в сфере реализации налоговой политики определены Налоговым кодексом, который также прямо определяет и субъекта (субъектов), который их должен реализовывать. При этом Налоговый кодекс называет такого субъекта не по наименованию, а по квалификационным признакам – кругу предоставленных субъекту полномочий, только при наличии всего комплекса которых соответствующий субъект и признается для целей Налогового кодекса контролирующим органом.

Ни Конституция, ни один закон Украины не предоставляют полномочия Кабинету Министров Украины делить полномочия, предоставленные законом, конкретному субъекту.

Даже ч. 7 ст. 5 Закона «О центральных органах исполнительной власти» предусматривает только, что «центральные органы исполнительной власти, в отношении которых вступил в силу акт Кабинета Министров Украины об их прекращении, продолжают осуществлять полномочия и функции в определенных сферах компетенции до завершения осуществления мероприятий по созданию … другого центрального органа исполнительной власти, к которому переходят полномочия и функции … центрального органа исполнительной власти, который прекращается, и возможности обеспечения осуществления им этих функций и полномочий, о чем выдается соответствующий акт Кабинета Министров Украины». То есть здесь речь идет о прекращении одного органа и создании еще одного иного.

Другими словами, если бы речь шла просто о «перелицовке», изменении названия, «ипостаси» контролирующего органа путем даже замены юридического лица, которое выступает субъектом властных полномочий, то это бы скорее закону и Конституции не противоречило, поскольку в рассматриваемом случае Налоговым кодексом конкретное наименование органа не установлено. А вот забирать часть (а не просто передавать в полном объеме на новосозданное лицо) полномочий, которые законом предоставлены конкретно определенному (хотя бы по таким квалификационным признакам, как круг полномочий, а не по названию) центральному органу исполнительной власти полномочий у Кабинета Министров Украины нет.

Надлежащее, конституционное перераспределение полномочий в рассматриваемом случае возможно путем внесения соответствующих изменений на законодательном уровне. Усматривается, что на законодательном уровне есть такое понимание, о чем свидетельствует наличие соответствующих положений, например, в проекте закона, зарегистрированном в Верховной Раде Украины под № 1210, которым планируется внесение изменений, в частности, в упомянутый п. 41.1 Налогового кодекса, касательно определения контролирующего органа.

Если бы у ГНС и так уже были соответствующие полномочия в результате описываемых действий Кабинета Министров Украины, то зачем бы эти изменения на законодательном уровне были нужны? Поэтому наличие таких положений в законопроекте непрямым образом также свидетельствует, что до таких изменений на законодательном уровне у ГНС полномочий нет.

6.

И напоследок, хотя соответствующие акты, которые привели к созданию текущей ситуации, были приняты еще предыдущим правительством (в том числе, Распоряжение № 682-р, которое было одним из последних в завершение «каденции» предыдущего Кабинета Министров Украины), расхлебывать что, получается, придется уже новой власти.

Фактическое начало деятельности ГНС с пренебрежением требований Конституции, при отсутствии надлежащим образом предоставленных законом полномочий создает, мягко говоря, плохое впечатление.

Фактически, указанными действиями создается состояние правовой неопределенности, и если ГФС работать уже не будет, а все действия ГНС могут быть поставлены под сомнение из-за отсутствия полномочий и в ежедневной деятельности, и при проверках, и обжаловании их результатов в судах (вплоть в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека включительно), то то ли это, чего хочет новое правительство и Президент, особенно во время периодов напряжения с бюджетом?

Посмотрим, будет ли в связи с этой ситуацией какая-либо реакция со стороны Президента, нового Кабинета Министров Украины. Если нет, то соответствующие права (и Конституцию) отстаивать и защищать придется налогоплательщикам самим. Надеемся, вышеизложенное тогда пригодится.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 4760

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Отступления госорганов от требований законов: что с этим делать на уровне налогоплательщиков 19 января, 2021    1026

Возможное освобождение от налога на прибыль предприятий за первый квартал, или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» 13 апреля, 2020    1084

Почему закону № 1210 требуется вето 21 февраля, 2020    4329

Законопроект 1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс как предложение Президенту подписаться под нарушением Конституции: подпишется ли? (обновлено) 21 февраля, 2020    2394

Главное юридическое управление Верховной Рады Украины поддержало подход касательно отсутствия соответствующих полномочий у Государственной налоговой службы 17 января, 2020    6386

Работать по признанию 06 ноября, 2019    1339

Кабмин вернул налоговую милицию в Государственную фискальную службу? А забирал ли?
Что значит Постановление Кабмина от 25 сентября 2019 г. № 846?
27 сентября, 2019    5005

Государственная налоговая служба не будет по закону контролирующим органом
и не будет иметь право на проведение налоговых проверок
(или ГФСУ forever, или по крайней мере до изменений в Налоговом кодексе)?
22 мая, 2019    7040

Прокомментировать