Электронные сделки и другие нововведения Закона Украины «Об электронной коммерции»

17 ноября, 2015 Информационные письма

3 сентября 2015 года Верховная Рада Украины приняла закон «Об электронной коммерции» № 675-VIII (далее – «Закон»), который вступил в силу 30 ноября 2015 года.

Законом урегулирован порядок осуществления так называемых электронных сделок, проведенных с использованием электронно-информационных систем, в частности, купли-продажи товаров, выполнения работ и предоставления услуг в сети Интернет.

Хотя в целом он имеет немало недостатков и несогласованностей, все же его принятие является достаточно ожидаемым и прогрессивным. Среди основных нововведений следующие:

1) Регулируется ли В2В? Ввиду нечеткости и недостатков юридической техники Закона, вопрос о том, распространяется ли Закон на так называемые отношения В2В («бизнес-бизнес»), остается спорным.

Закон четко не определяет круг субъектов, на отношения которых он распространяется. Читая закон, складывается впечатление, что его целью было урегулирование как отношений «бизнес-потребитель», так и отношений «бизнес-бизнес». Однако в ст. 8 Закона при определении правового статуса покупателя в сфере электронной коммерции законодатель указал, что права и обязанности покупателя определяются Законом Украины «О защите прав потребителей» и что такой покупатель приравнивается к потребителю в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений, и в случае заключения договора на расстоянии.

Мы считаем, что такое приравнивание покупателя в правах и обязанностях к потребителю является лишь своеобразным средством юридической техники, касается исключительно прав и обязанностей потребителя, а не собственно его статуса, а также не означает, что покупателями по Закону могут быть только физические лица (как предусмотрено Законом Украины «О защите прав потребителей»). Однако ч. 4 этой же статьи развеивает всякие «надежды» и употребляет термин «физическое лицо» при урегулировании вопроса предоставления покупателем информации, необходимой для осуществления электронной сделки. При этом Закон не признает перечень информации, который обязано предоставлять юридическое лицо в случае заключения электронной сделки. В системном изъяснении это наталкивает на мысль, что под покупателем все же имеется ввиду именно физическое лицо, а, следовательно, Закон не распространяется на отношения В2В («бизнес-бизнес»). Впрочем, вопрос все же остается дискуссионным.

2) Электронная сделка = письменная сделка. Электронный договор, заключенный путем обмена электронными сообщениями и подписанный в порядке, определенном законом, приравнивается по своим правовым последствиям к письменному договору (ч. 12 ст. 11 Закона).

Отметим, что и раньше ч. 1 ст. 207 Гражданского кодекса Украины было предусмотрено, что сделка считается «такой, что осуществлена в письменной форме, если желание сторон изъявлено с помощью телетайпного, электронного или другого технического способа связи». Однако на практике трудно доказать, что сделка, совершенная с помощью электронной связи, действительно является письменной сделкой в ​​понимании процитированного положения Гражданского кодекса Украины. Поэтому приравнивание Законом электронной формы сделки к письменной однозначно устраняет любые сомнения относительно правовых последствий такого вида сделки.

3) Электронные документы как доказательства. Законом также предусмотрена возможность подачи электронных документов (сообщений), связанных с электронной  сделкой, как письменных доказательств в судебном процессе. Такие доказательства могут быть предоставлены в электронной форме и/ или в форме бумажных копий электронных сообщений (ч. 13 ст. 11 Закона). Таким образом, Законом однозначно определено, что электронные документы должны исследоваться судом как письменные доказательства, а не вещественные.

4) Заключение электронной сделки. Законом предусмотрено, что предложение заключить электронный договор (оферта) может быть сделано путем направления коммерческого электронного сообщения, размещения предложения в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных системах. Ответ о принятии предложения (акцепт) может предоставляться путем:

  • осуществления действий, которые являются принятием предложения заключить электронную сделку;
  • заполнения формуляра заявления (формы) о принятии предложения в электронной форме (например, путем согласования с условиями или правилами);
  • отправления электронного сообщения лицу, которое сделало предложение заключить электронный договор.

Во втором и третьем случаях заявление и сообщение должны быть подписаны в порядке, определенном Законом (об этом далее).

5) Подписание электронного документа. Подписание электронных сделок должно осуществляться путем проставления:

  • подписи или электронной цифровой подписи в соответствии с Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» – этот способ подписания договора может использоваться исключительно, если все стороны электронной сделки используют средство электронной цифровой подписи;
  • подписи одноразовым идентификатором – это известная потребителям, так называемая алфавитно-цифровая последовательность, передается средством связи на электронную почту или мобильный телефон потребителя для ввода в информационно-телекоммуникационной системе продавца для подтверждения заключения сделки;
  • аналог собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) – может использоваться по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

6) Выдача документа в подтверждение совершения электронной сделки. Закон также предусматривает, что покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа в момент совершения сделки, или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар. При этом такое подтверждение должно содержать информацию об условиях и порядке обмена (возврата) товара, отказа от работы или услуги, порядок принятия претензий, гарантийные обязательства и другие условия, перечень которых определен Законом.

7) Легализовано спам. В Законе всем известный спам цивилизованно назван как «коммерческое электронное сообщение»  «электронное сообщение в любой форме, целью которого является прямое или опосредованное продвижения товаров, работ или услуг, или деловой репутации лица, осуществляющее хозяйственную или независимую профессиональную деятельность» (ч. 10 ст. 3 Закона).

При этом законодатель несколько противоречит сам себе: сначала указывает, что такие сообщения распространяются «только на основании согласия на получение таких сообщений, предоставленного лицом, которому такие сообщения адресованы» (ч. 2 ст. 10 Закона). То есть якобы, если нет согласия, то сообщение нельзя отправлять. Однако уже в следующей части статьи законодатель указывает, что «коммерческое электронное сообщение может передаваться лицу без его согласия только при условии, что оно может отказаться от дальнейшего получения таких сообщений». Закон не устанавливает количественных ограничений передачи сообщений потребителям. Единственное, что требует при отправке – предусмотреть возможность отказаться от рассылки. Но даже в случае, когда лицо дало согласие на отправку ему сообщений, оно в любом случае сохраняет за собой право отказаться от рассылки.

Отметим также, что Законом установлены четкие требования к содержанию сообщений:

  • коммерческое электронное сообщение должно четко идентифицироваться как такое;
  • лицо, от имени которого направляется коммерческое электронное сообщение, обязано обеспечить прямой, простой доступ лицам, которым оно адресовано, к сведениям о полном наименовании юридического лица или ФЛП, их местонахождении, адресу электронной почты и/ или интернет-магазина, должен быть указан идентификационный код юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, сведения о лицензии (если есть) и т.д.;
  • информация о скидках, премиях, поощрительных подарках и и т.п. должна четко идентифицироваться как таковая, а условия их получения должны быть доступны и выкладываться способом, что исключает двусмысленное понимание, а также отвечать требованиям законодательства о рекламе;
  • информация о стоимости товара, работы, услуги должна содержать сведения о включении налогов в ее расчет и, в случае доставки товара, информацию о стоимости доставки.

8) Деятельность после лицензирования. Субъекты хозяйствования, деятельность которых подлежит лицензированию, могут распространять товары, выполнять работы или оказывать услуги в сети Интернет исключительно после получения лицензии или разрешительного документа на осуществление соответствующего вида деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1269

Прокомментировать